В православной церкви особым почитанием пользуется Пресвятая Богородица. Что нужно знать о Ее почитании в православной традиции?
№ 1: Упоминания о Богоматери и ее почитаемость при жизни Христа
В Новом Завете нет указаний на то, чтобы при жизни Христа Его Матерь пользовалась каким-то особым почитанием в общине учеников Спасителя. В Евангелиях от Матфея и Луки о ней говорится подробно, так как она являлась матерью Иисуса Христа. Далее, в Новом Завете, она упоминается эпизодически.
№ 2: Девство Богоматери
Догмат о девственном рождении Христа - это единственный догмат, касающийся Богоматери, который основан на прямом свидетельстве Нового Завета (мф. 1: 18-25; Лк. 1: 26-35).
Уже во II веке тема девства Пресвятой Богородицы становится неотъемлемой частью христологического учения Церкви.
№ 3: Приснодевство Богородицы
Третье. Церковь прославляет Богородицу как Приснодеву, то есть как сохранившую Девство навсегда. Приснодевство Богородицы- одна из важных тем православного богослужения и богословия.
№ 4: Утверждение термина "Богородица"
Термин "богородица" в отношении Девы Марии был окончательно утвержден на Третьем Вселенском соборе в 431 году. Этот собор осудил ересь Нестория (церковный деятель, 386-451 гг.). Хотя Дева Мария родила не Превечного Бога, а человека Иисуса, Превечный Бог и человек Иисус - одно и то же лицо. Следовательно, Деву Марию надлежит именовать не Христородицей, как учил Несторий, а Богородицей.
№ 5: Предизбрание Богородицы
По учению Церкви, Пресвятая Дева была от века предизбрана Богом для того, чтобы стать Его Матерью. Она была предуготована и предочищена. В то же время, Церковь еще в эпоху христологических споров V века отвергла представление о том, что Христос прошел через Богородицу, "как через канал", то есть, что Она была лишь пассивной исполнительницей Божественного предопределения, инструментом и орудием Божией воли.
Боговоплощение стало не только инициативой Бога, вторшегося в человеческую историю, но и актом содействия Бога и человека. В лице Божией Матери человечество вышло навстречу Богу, чтобы спасти людей при Ее посредстве. Оно принесло Богу в дар Матерь Деву, как говорится в одном из рождественских песнопений.
№ 6: Особая святость Богоматери
Пресвятая Богородица отличалась особой святостью, непричастностью к греху и страстям. Церковь называет Матерь Божию "честнейший Херувим и славнейший без сравнения Серафим", то есть безмерно превосходящий ангелов по своей святости. Она также называет Ее "Пресвятой", буквально, "сверх-святой", подчеркивая превосходство Ее святости над святостью любого другого человека.
№ 7: Место Девы Марии в молитвах и богослужении
Православные верующие обращаются к Богородице в своей молитве. Кроме того, почитание Богородицы занимает исключительное место в богослужении.
№ 8: Почитание на Западе и на Востоке
Почитание Богородицы в течение первого тысячелетия христианской истории развивалось параллельно на Востоке и на Западе. С течением веков на Западе развивалось учение о "непорочном зачатии" Божией Матери. Согласно нему ей (в силу будущих заслуг Ее Сына) была дана особая привилегия: быть свободной от первородного греха.
Однако, по словам православных богословов, если бы Пресвятая Дева в силу особой привилегии была изолирована от остальной части человечества, то обесценился бы факт Ее свободного согласия на Божественную волю.
№ 9: Некорректность термина "соискупительница" в православии
Православная Церковь обращается к Богородице со словами:
"Пресвятая Богородица, спаси нас",
что указывает на Ее участие в деле спасения и искупления.
Однако Православие не приемлет наименование Богородицы "соискупительницей", которое существует в Римско-католической церкви, поскольку этот термин умаляет уникальность Искупительной Жертвы Христа и может создать ложное представление о том, что в деле искупления была равная доля участия Божией Матери.
№ 10: Понимание посмертной судьбы в католической и в православной Церкви
В понимании посмертной судьбы Пресвятой Богородицы православная и католическая традиции сходятся, веруя в то, что Она вместе с телом была вознесена на небо.
Однако на Западе акцент делается не на кончину Пресвятой Девы, а на Ее вознесение в небесную славу. Этому событию посвящен в католической церкви праздник, получивший название Вознесения Девы Марии на небо.
В православии празднуется не взятие Девы Марии на небо, а "успение Пресвятой Богородицы", что отражено и в иконографии.
На Западе Деву Марию изображают возносящейся на облаках в окружении херувимов, на Востоке - распростертой на смертном одре в окружении апостолов.
Православные веруют в то, что Господь сохранил тело Богородицы от тления, но исповедуют, что Она умерла в силу общего для человеческого естества закона. Тем не менее и Православная Церковь утверждает, что после смерти Богородицы Ее тело было вознесено на небо.
Также читайте: