В XIVв девочки и девушки на распущенных волосах носили венки, символизирующие чистоту и невинность. Венки могли быть сплетенными из живых цветов, из лент, бумаги, искусственных цветов. Принцессы носили венки из драгоценных металлов. Но уже в XV- XVIвв по требованию церкви, волосы девочек спрятали под чепцы и покрывала.
На протяжении длительного времени по головному убору можно было определить семейный статус, социальное положение и даже профессиональную принадлежность человека. Появление на людях с непокрытой головой считалось неприличным. Даже спать ложились в чепцах и ночных колпаках. Малыши носили чепчики, повязки на голову.
Самый известный головной убор, известный по сказкам братьев Гримм и Шарля Перро- Красная шапочка, на иллюстрациях изображавшаяся чаще всего как шапочка «компаньонка». Но как выглядел этот головной убор на самом деле понятно из оригинального названия сказки Шарля Перро «La Pettit Chaperon rouge»-«Красный Шаперрончик». Шаперон- средневековый головной убор, гибрид капюшона с пелериной.
При желании, шаперон можно было уложить на голове наподобие тюрбана. И носили их не только маленькие непослушные девочки, но и взрослые обоего пола.
Берет- популярный головной убор эпохи Возрождения. Для формы в края берета вставляли китовый ус или проволоку.
В XVI веке в моду вошёл квадратный силуэт с широкими плечами и буфированными рукавами: такая одежда подчёркивала силу и властность владельца. Нужного объёма плеч портные добивались с помощью набивки. На рукавах делали надрезы, сквозь которые проглядывала белоснежная нижняя камиза или контрастная подкладка.
Длина верхнего камзола, шамара, зависела от возраста. Шамар подчеркивал модный квадратный силуэт. Его шили из бархата, с богатой отделкой. Мальчики носили короткую верхнюю одежду. Юноши и старшее поколение носили одежду, прикрывающую колени. В XVIв штаны удлинились до колена, закрепляясь там манжетами с пуговицами.
Этот вид брюк- кюлоты, бричес- запрещалось носить всем, кроме дворян. Остальные довольствовались штанами до щиколотки. После 7 лет к поясу мальчиков прикреплялась небольшая шпага, обязательный атрибут, указывавший на дворянское происхождение владельца.
Обувь того времени- «медвежья лапа», «бычья морда»- тоже шилась с надрезами. Туфли имели довольно курьезный вид: очень широкие со стороны пальцев, они имели необычайно узкую пятку, что привело к изобретению перепонки-ремешка, удерживающую башмак на ступне.
Бедняки того времени носили клоги, патэны. Эти «прадедушки» современных сандалий представляли собой деревянную подошву наподобие скамеечки, состоящую, для большей подвижности, из двух частей: опоры для пятки и опоры для пальцев, соединенных между собой перемычкой. Забавно, но эта конструкция послужила прототипом для коньков.
В моде XVIв испанское влияние прослеживалось не только в темных цветах, но и в геометризации костюма: плотно облегающий лиф, юбка-колокол. Испанские платья представляли собой своеобразный конструктор: рукава, оборки, юбки, появившаяся баска могли быть из одного материала и выглядеть как одно целое, а могли комбинироваться с деталями из другой ткани, переставляться к другому лифу. В юбку вшивались металлические или деревянные кольца(вертиго, вердуго). Лиф максимально утягивался, для этого служил бюск-деревянная или металлическая пластина, крепившаяся на живот.
Платья шились с минимальным декором, высокой горловиной. Горловину украшал плоеный воротник горгера(фреза, крозе) из кружева или тонкой ткани. Его называли «мельничным жерновом», в особенно курьезных случаях голова смотрелась как на тарелке.
В моде «умерщвление плоти»: тонкая талия, стройный стан и «отсутствие» груди. Талию девочек утягивали до 25 см. Придворный этикет Испании даже маленькой пятилетней инфанте предписывал носить платья с волочащимся по полу подолом. Шлейф принцессы достигал 1,7 м, но, по счастью, не являлся обязательным. Важнее было соблюсти приличия и полностью прикрыть ноги и туфли. Модный наряд маленькой инфанты, герцогини или маркизы весил от 5 до 10 кг.
В качестве верхней одежды выступал пеллисон-плащ на меховой, парчовой или шелковой подкладке. Пеллисон укладывался на плечах, застегивался под шеей или оставался распахнутым.
В XVIIв тон в моде задает Англия. Силуэты стали более мягкими. И в мужской, и в женской одежде талия чуть завышена. Пройма в английских платьях более свободная, по всей окружности она декорировалась валиком. В моде широкий шалевый воротник из кружева, широкие кружевные манжеты.
В XVIIв появился интересный детский головной убор, защищающий голову ребенка от ударов наподобие шлема-puddingcap- «пудинговая шапка». Она представляла собой сшитые между собой ободки из ткани, набитые пружинящим наполнителем типа опилок, конского волоса или сена. Все это сооружение закреплялось лентами. Шапка действительно напоминала пудинг.
Еще одна, чисто детская деталь одежды XVI-XVIIв- плоские ленты, крепящиеся на плечах и свисающие по спинке, являющиеся ложными рукавами. Ленты отличались от помочей, использовавшихся, чтобы научить ребенка ходить.
Столетьем раньше, в XVIв, у платьев и плащей имелись пришитые на живую нитку дополнительные рукава, которые оставлялись пустыми для особого шика, хотя в них можно было продеть руки. Ложные рукава превратились в модный аксессуар. К началу XVIIв они стали плоскими и оставались такими еще 150 лет, присутствуя только в одежде детей обоего пола. На платьях девочек ленты оставались до тех пор, пока она находилась под опекой матери.
Продолжение следует.
Картинки взяты из интернета. По вашим лайкам я пойму, насколько интересна тема.
1часть можно прочесть ⬇️