Найти тему

«Бабушка, почему у тебя такие большие уши?». О Красном Шаперончике и детской моде. ч.3

Франц Хальс "Портрет кормилицы с ребенком" .Обратите внимание на кружева, только появившимся и очень дорогие, дорогую ткань с рисунком.
Франц Хальс "Портрет кормилицы с ребенком" .Обратите внимание на кружева, только появившимся и очень дорогие, дорогую ткань с рисунком.

В XIVв девочки и девушки на распущенных волосах носили венки, символизирующие чистоту и невинность. Венки могли быть сплетенными из живых цветов, из лент, бумаги, искусственных цветов. Принцессы носили венки из драгоценных металлов. Но уже в XV- XVIвв по требованию церкви, волосы девочек спрятали под чепцы и покрывала.

Лукас Кранах "Портрет Саксонского принца" Цветы, венки на волосах- символизирует невинность.
Лукас Кранах "Портрет Саксонского принца" Цветы, венки на волосах- символизирует невинность.

На протяжении длительного времени по головному убору можно было определить семейный статус, социальное положение и даже профессиональную принадлежность человека. Появление на людях с непокрытой головой считалось неприличным. Даже спать ложились в чепцах и ночных колпаках. Малыши носили чепчики, повязки на голову.

Маленьким принцам на чепчик надевали модные головные уборы, соответствующие их статусу.
Маленьким принцам на чепчик надевали модные головные уборы, соответствующие их статусу.

Самый известный головной убор, известный по сказкам братьев Гримм и Шарля Перро- Красная шапочка, на иллюстрациях изображавшаяся чаще всего как шапочка «компаньонка». Но как выглядел этот головной убор на самом деле понятно из оригинального названия сказки Шарля Перро «La Pettit Chaperon rouge»-«Красный Шаперрончик». Шаперон- средневековый головной убор, гибрид капюшона с пелериной.

"Простой"шаперон. Возможно, именно так выглядел шаперон Красной Шапочки.
"Простой"шаперон. Возможно, именно так выглядел шаперон Красной Шапочки.

При желании, шаперон можно было уложить на голове наподобие тюрбана. И носили их не только маленькие непослушные девочки, но и взрослые обоего пола.

Неизвестный художник. Шаперон мог выглядеть и так, с длинным шлыком, который, при желании, можно было уложить тюрбаном на голове или закинуть на плечо. А еще туда можно было спрятать волосы.
Неизвестный художник. Шаперон мог выглядеть и так, с длинным шлыком, который, при желании, можно было уложить тюрбаном на голове или закинуть на плечо. А еще туда можно было спрятать волосы.

Берет- популярный головной убор эпохи Возрождения. Для формы в края берета вставляли китовый ус или проволоку.

Франсуа Клуэ" Портрет Эркюль Франсуа герцога Алансонского и Анжуйского"
Франсуа Клуэ" Портрет Эркюль Франсуа герцога Алансонского и Анжуйского"

В XVI веке в моду вошёл квадратный силуэт с широкими плечами и буфированными рукавами: такая одежда подчёркивала силу и властность владельца. Нужного объёма плеч портные добивались с помощью набивки. На рукавах делали надрезы, сквозь которые проглядывала белоснежная нижняя камиза или контрастная подкладка.

Ганс Гольбейн "Портрет Генриха VIII" Модный квадратный силуэт с подложенными плечами, берет с перьями страуса-неотразим!
Ганс Гольбейн "Портрет Генриха VIII" Модный квадратный силуэт с подложенными плечами, берет с перьями страуса-неотразим!

Длина верхнего камзола, шамара, зависела от возраста. Шамар подчеркивал модный квадратный силуэт. Его шили из бархата, с богатой отделкой. Мальчики носили короткую верхнюю одежду. Юноши и старшее поколение носили одежду, прикрывающую колени. В XVIв штаны удлинились до колена, закрепляясь там манжетами с пуговицами.

Вполне взрослый вид.На мальчике бричес- дворянская мужская одежда, на поясе-шпага.
Вполне взрослый вид.На мальчике бричес- дворянская мужская одежда, на поясе-шпага.

Этот вид брюк- кюлоты, бричес- запрещалось носить всем, кроме дворян. Остальные довольствовались штанами до щиколотки. После 7 лет к поясу мальчиков прикреплялась небольшая шпага, обязательный атрибут, указывавший на дворянское происхождение владельца.

На ландскнехтах модная обувь "бычья морда"
На ландскнехтах модная обувь "бычья морда"

Обувь того времени- «медвежья лапа», «бычья морда»- тоже шилась с надрезами. Туфли имели довольно курьезный вид: очень широкие со стороны пальцев, они имели необычайно узкую пятку, что привело к изобретению перепонки-ремешка, удерживающую башмак на ступне.

Клоги вырезались из дерева. Они не боялись грязи так, как кожаная обувь и практически не снашивались.
Клоги вырезались из дерева. Они не боялись грязи так, как кожаная обувь и практически не снашивались.

Бедняки того времени носили клоги, патэны. Эти «прадедушки» современных сандалий представляли собой деревянную подошву наподобие скамеечки, состоящую, для большей подвижности, из двух частей: опоры для пятки и опоры для пальцев, соединенных между собой перемычкой. Забавно, но эта конструкция послужила прототипом для коньков.

В моде XVIв испанское влияние прослеживалось не только в темных цветах, но и в геометризации костюма: плотно облегающий лиф, юбка-колокол. Испанские платья представляли собой своеобразный конструктор: рукава, оборки, юбки, появившаяся баска могли быть из одного материала и выглядеть как одно целое, а могли комбинироваться с деталями из другой ткани, переставляться к другому лифу. В юбку вшивались металлические или деревянные кольца(вертиго, вердуго). Лиф максимально утягивался, для этого служил бюск-деревянная или металлическая пластина, крепившаяся на живот.

Якоб ван Доорт "Портрет Ульрика, принца Датского, сын КристианаIV
Якоб ван Доорт "Портрет Ульрика, принца Датского, сын КристианаIV

Платья шились с минимальным декором, высокой горловиной. Горловину украшал плоеный воротник горгера(фреза, крозе) из кружева или тонкой ткани. Его называли «мельничным жерновом», в особенно курьезных случаях голова смотрелась как на тарелке.

Воротник горгера или фреза требовал особого ухода.
Воротник горгера или фреза требовал особого ухода.

В моде «умерщвление плоти»: тонкая талия, стройный стан и «отсутствие» груди. Талию девочек утягивали до 25 см. Придворный этикет Испании даже маленькой пятилетней инфанте предписывал носить платья с волочащимся по полу подолом. Шлейф принцессы достигал 1,7 м, но, по счастью, не являлся обязательным. Важнее было соблюсти приличия и полностью прикрыть ноги и туфли. Модный наряд маленькой инфанты, герцогини или маркизы весил от 5 до 10 кг.

В юбку вшивались металлические или деревянные кольца(вертиго, вердуго). Лиф максимально утягивался, для этого служил бюск- деревянная или металлическая пластина, крепившаяся на живот. Наряд инфанты с украшенным бантами бюском.
В юбку вшивались металлические или деревянные кольца(вертиго, вердуго). Лиф максимально утягивался, для этого служил бюск- деревянная или металлическая пластина, крепившаяся на живот. Наряд инфанты с украшенным бантами бюском.

В качестве верхней одежды выступал пеллисон-плащ на меховой, парчовой или шелковой подкладке. Пеллисон укладывался на плечах, застегивался под шеей или оставался распахнутым.

Надеюсь, вы сразу определили,где мальчик? Шляпа, распашное до пола платье. Чепец-"компаньонка", фартук и плоские длинные дополнительные рукава указывают, что второй ребенок-девочка..
Надеюсь, вы сразу определили,где мальчик? Шляпа, распашное до пола платье. Чепец-"компаньонка", фартук и плоские длинные дополнительные рукава указывают, что второй ребенок-девочка..

В XVIIв тон в моде задает Англия. Силуэты стали более мягкими. И в мужской, и в женской одежде талия чуть завышена. Пройма в английских платьях более свободная, по всей окружности она декорировалась валиком. В моде широкий шалевый воротник из кружева, широкие кружевные манжеты.

Рубенс "Портрет молодой женщины с ребенком". На ребенке интересный головной убор "пудинговая шапка", защищающая голову от ударов.
Рубенс "Портрет молодой женщины с ребенком". На ребенке интересный головной убор "пудинговая шапка", защищающая голову от ударов.

В XVIIв появился интересный детский головной убор, защищающий голову ребенка от ударов наподобие шлема-puddingcap- «пудинговая шапка». Она представляла собой сшитые между собой ободки из ткани, набитые пружинящим наполнителем типа опилок, конского волоса или сена. Все это сооружение закреплялось лентами. Шапка действительно напоминала пудинг.

Корнелиус де Вос "Автопортрет с семьей". На младшем ребенке "пудинговая шапка". Сможете определить пол старших детей по костюму?
Корнелиус де Вос "Автопортрет с семьей". На младшем ребенке "пудинговая шапка". Сможете определить пол старших детей по костюму?

Еще одна, чисто детская деталь одежды XVI-XVIIв- плоские ленты, крепящиеся на плечах и свисающие по спинке, являющиеся ложными рукавами. Ленты отличались от помочей, использовавшихся, чтобы научить ребенка ходить.

Корнелиус де Вос "Портрет дочери Магдалины и сына Жана-Батиста". К проймам платья сидящего спиной ребенка пришиты плоские рукава.
Корнелиус де Вос "Портрет дочери Магдалины и сына Жана-Батиста". К проймам платья сидящего спиной ребенка пришиты плоские рукава.

Столетьем раньше, в XVIв, у платьев и плащей имелись пришитые на живую нитку дополнительные рукава, которые оставлялись пустыми для особого шика, хотя в них можно было продеть руки. Ложные рукава превратились в модный аксессуар. К началу XVIIв они стали плоскими и оставались такими еще 150 лет, присутствуя только в одежде детей обоего пола. На платьях девочек ленты оставались до тех пор, пока она находилась под опекой матери.

Питер Хох "Женщина с ребенком". Тут мы тоже можем рассмотреть ложные рукава.
Питер Хох "Женщина с ребенком". Тут мы тоже можем рассмотреть ложные рукава.

Продолжение следует.

Картинки взяты из интернета. По вашим лайкам я пойму, насколько интересна тема.

1часть можно прочесть ⬇️