Найти в Дзене
Светлана Дьяконова

Фильм не для нашего времени. «Сто дней после детства» глазами современного подростка

Оглавление

Добрый день! Думаю, что мало кто из современных школьников сможет выдержать испытание советскими фильмами. Мне повезло, что Мария Колотынская на это согласилась.

Тут я должна признаться, что сама раньше не всё могла смотреть из кино СССР. Фильмы мне казались тягучими, застывшими во времени. Хотелось развития, скорости. Но наступает момент, когда человек взрослеет (а это у каждого происходит в разное время - у кого-то только на пенсии), восприятие становится совершенно другим. И вот я распробовала на вкус многое из того, что раньше не принимала.

Сегодня мы обсуждаем фильм Сергея Соловьёва "Сто дней после детства". Даю слово Марии, а свои размышлизмы буду добавлять курсивом.

Кадр из фильма "Сто дней после детства".
Кадр из фильма "Сто дней после детства".

Фильм не для нашего времени

Мария: "Сто дней после детства" смотрела прошлым летом, меня тогда очень интересовали фильмы, где показывали пионерские лагеря. Сама никогда в таких не бывала, для меня было чудно, что у детей такая большая смена. И вот я добралась до фильма, снятого режиссёром Сергеем Соловьёвым в 1975 году.

Картина не зацепила тогда, и когда пересматривала в этот раз, только после минут десяти вспомнила, что уже видела. Фильм не для нашего времени, удивлена, что люди старшего поколения считают его глубоким и гениальным. Смотрелось тяжело, временами хотелось выключить и не продолжать.

Об актёрах

Мария: Игра актёров была не слишком проникновенной, вернее, я её не прочувствовала. Вспомним некоторых из них.

Митю Лопухина сыграл Борис Токарев. Признаюсь, для меня это закрытый человек. Мне понравился больше, когда не был влюблён в Лену Ерголину, а после стал совсем другим. И в глазах померк тот живой, задорный огонёк, чувствуется, как Лопухин стал маразматиком, перечитавшим "Героя нашего времени" и решившим покорить дамское сердце.

Светлана: Как интересно! Мальчик старается узнать секрет привлекательности, хочет привлечь внимание девочки, в которую влюблён, а, оказывается, его называют таким словом. :-))) Неожиданно. То, что он знает "Героя нашего времени", только в плюс. Как раз многие не могут понять, за что женщины любят Печорина. Каюсь, сама была влюблена в этого книжного героя.

Мария: Лену Ерголину сыграла Татьяна Друбич, мне она показалась приземлённой девушкой, увлечённой парнем - Глебом Лунёвым. Но для себя я отметила, что она остаётся верной Глебу, хотя догадывается, что в неё влюблён Лопухин, ведь была возможность принять его чувства. Мне запомнился момент, где у водоёма Лена объясняет Мите, почему не любит его.

Кадр из фильма "Сто дней после детства".
Кадр из фильма "Сто дней после детства".

Почитала кое-что дополнительно и узнала, что Татьяна Друбич спустя некоторое время после съёмок вышла замуж за режиссёра фильма - Сергея Соловьёва. Но брак после 7 лет распался.

Светлана: А в чём приземлённость? В том, что выбрала другого мальчика? И да, она оказалась честной. Нам хотелось, чтобы девушка откликнулась на чувства Мити, но так не всегда бывает. Не могу ещё согласиться, что юные актёры плохо играют. Мы же поверили Мите?

Мария: Соню Загремухину сыграла Ирина Малышева. Мне девочка понравилась! Очень за неё переживала. И чувств не раскрывает, и не навязывается - вот как я представляю влюблённого человека - по глазам видно. А с Лопухиным посложнее, по нему не скажешь, разве что если наблюдать за его поступками.

Глеба Лунёва сыграл Юрий Агилин. Он тот самый человек, которому никто не интересен, держит дистанцию, его я могу понять. И когда он сподличал - тоже понимаю, наверное, каждый бы так поступил для своей команды. Больше Юрия Агилина мы не увидим ни в одном фильме - он перестал сниматься.

Светлана: Не могу согласиться, что каждый человек способен на подлость. Даже ради своей команды.

Мария: Вожатого Серёжу сыграл Сергей Шакуров. На самом деле, он не работал никогда с детьми - он скульптор. Но благодаря душевным разговорам с ребятами он нашёл с ними общий язык. Общался с ними на равных, как со взрослыми людьми. Он всё им объяснял, и про девушку (Джоконду), и про камни. Хороший человек, заслуживает отдельного внимания.

Итак, что у нас получилось: Соня любит Митю, Митя любит Лену, Лена любит Глеба, а Глеб никого не любит. С этим разобрались.

Об одежде

Вспомним про одежду героев. Все одеты были стильно: героев можно было часто видеть в белом, парни носили кеды, светлые джинсы и рубашки, кепки с козырьком, а девочки - туфельки, лёгкие платья с рюшами и шляпки или венки, украшающие длинные косы. Всё это мы увидели благодаря художнице по костюмам - Людмиле Кусаковой. Но инициатором одеть Ирину Малышеву (Соню Загремухину) невзрачно был сценарист Александр Александров, чтобы она была на контрасте с главной героиней.

Интересно было узнать, что несмотря на большую разницу в возрасте (Ирине было 13, а Александру 27), это не помешало их дружеским отношениям. После выпуска старшей школы Малышева съехалась с Александровым, но прожили вместе они не очень долго.

Светлана: Надо же, а я не заметила контраста в одежде героев. Спасибо, надо будет вернуться к этому вопросу.

О музыке

Мария: Теперь о музыке. Для меня только на ней и держался фильм, композитор - Исаак Шварц. Чудесные мелодии, завораживающие зрителя.

Очень люблю такую музыку, приятно слышать.

Светлана: Вот здесь соглашусь полностью. Этот фильм - мой любимый из картин о первой школьной любви. И, скорее всего, виновата в этом музыка Исаака Шварца.

Но не только она. Слова героев можно разобрать на цитаты и думать над ними, а некоторыми наслаждаться.

Однажды ты вот так вдруг увидишь и реку, и деревья, и девушку. И то, как она улыбается... Кажется, что ты и раньше все видел тысячу раз, но в этот вдруг остолбенел...
... А надо смотреть на нее долго, запомнить ее всю и носить с собой целую жизнь...
Твоя правда стала стоить копейку.

До этого мы разбирали "Весенние перевёртыши" (1974, Григорий Аронов), которые тоже о переосмыслении жизни мальчика под влиянием первой влюблённости.

Марии этот фильм понравился. Спасибо, что она честна с читателями и пишет то, что чувствует.

А мне, наоборот, "Сто дней после детства" показался ближе. Хотя обе картины считаю гениальными. Мне интересно, кто из наших читателей может сравнить их? Какая из них сильнее, на ваш взгляд?