...За каждую картину берусь как за абсолютно нового, необъезженного коня. Я ничего не делаю второй раз. Каждый цветок каждый раз нужно писать по-новому... Петр Кончаловский
Удивительный и прекрасный, харизматичный и неповторимый Петр Кончаловский - был успешен "до и после" революции, не скитался и не бедствовал, а жил достаточно зажиточно, не был ни сослан, ни репрессирован, а отказался писать портрет товарища Сталина, указав самую простую причину. Он стал популярным и известным еще при жизни, увязывая совершенно несовместимое - французский импрессионизм и русский авангард, несомненный бунтарь, но всю свою жизнь оставался верен одной единственной любимой женщине...
Родился будущий живописец 9 (21) февраля 1876 года в городе Славянск Харьковской губернии, в семье переводчика и издателя Петра Петровича и Виктории Тимофеевны. Ранние годы мальчика прошли в имении дворянском да родительском, только вскоре обвинили отца в революционной деятельности и арестовали, а затем и вовсе сослали в Холмогоры Архангельской губернии. Имение родительское конфисковали, а семья вынуждена была перебраться в Харьков. В 1880 году Петр поступил в 3-ю гимназию, с большим увлечением занимался рисованием в частной художественной школе. А уже в 1889 году он учится в 1-ой гимназии Москвы и посещает по вечерам курсы Строгановского художественно-промышленного училища.
Увлечение живописью знакомит Петра со многими художниками - Врубелем, Серовым, Коровиным, он бывает в их мастерских, впитывает, учится, наслаждается, пытаясь понять насколько это его, насколько близок стиль...
Очень интересны воспоминания Кончаловского при посещении Сурикова: "Василий Иванович произвел сильное впечатление своей внешностью: вот какой настоящий художник. Грива черных, иссиня, волос, бледное лицо, черные подстриженные усы и бородка; вся осанка крепко сколоченной, среднего роста фигуры и совсем оригинальный говор. И какая-то замкнутость во всей атмосфере. В дверь выглянули черные глаза девочки, посмотрели они недружелюбно, даже неприязненно. Это были глаза (кто бы мог подумать) моей будущей жены».
Петру было всего 14 лет, когда он познакомился с Ольгой Суриковой, но даже и не с ней, а с ее черными, глубокими и прекраснейшими глазами на всем свете. Но сильные чувства вспыхнут только через 10 лет и определят весь дальнейших их ход жизни. Все будет несколько позже, а пока Петр уезжает в Париж и на протяжении 1896-1898 гг. посещает академию Жулиана.
Постепенно к нему приходит ясность и понимание, что живопись - это его настоящая страсть и призвание, что именно этим он действительно хочет заниматься. По возвращении домой, Кончаловский продолжает обучаться в академии художеств, часами проводя в ботаническом саду, увлеченно рисуя растения.
В 1902 году Петр Кончаловский женится на Оленьке Суриковой, той самой девочке с огромными черными глазами)))
Молодая пара сразу же принимает решение, что "будущая семейная жизнь должна быть сполна подчинена требованиям искусства и что ему не должны мешать никакие житейские условности".
В свою очередь, Петр Петрович устанавливает свое правило, что во все его поездки семья едет с ним и ни любимая супруга, ни обожаемые им чада не останутся без его внимания. А детей у Кончаловских было двое - дочка Наташенька и сын Михаил.
Спешу вас заверить, что Петр Кончаловский был удивительнейшим мужем и прекраснейшим отцом своим детям. Семейные дела не были ему чужды, с большой любовью и трогательностью он укладывал малышей спать, рассказывал им сказки, возился с ними при болезнях, выводил на прогулки и конечно же учил рисовать.
А Оленька любила своего мужа, занималась домом, учила детей музыке и языкам, была основной моделью и музой, а также главным художественным критиком великого художника. Удивительнейший, прекраснейший и самый невероятный союз двух любящих сердец! Разве это не прекрасно?!
Начинающий художник постоянно пробует, экспериментирует, словно ища способ проявить себя, он начинает путешествовать по Европе - Франция, Италия, Испания. Кончаловский открывает для себя мир импрессионистов. Знакомство с картинами Ван Гога полностью меняют еще не оформленный стиль Кончаловского и сам он признается в том, что "Ван Гог помог ему увидеть собственное творчество в совершенно новом свете". В раннем творчестве Петра Кончаловского можно проследить и веяние Анри Матисса, Поля Сезанна, работами которых он неустанно восхищался до глубины души и снимал шляпу.
Вернувшись в Россию, Петр Кончаловский сближается с авангардистами и вместе с коллегами становится одним из организаторов художественной группы "Бубновый валет". Откуда появилось это название, даже сами художники не могли ответить, но был здесь форменный формализм, с основами кубизма, фовизма и постимпрессионизма. В дальнейшем Кончаловскому пришлось отойти от скандальной манеры письма, однако живописная смелость осталась.
Кончаловский - непревзойденный мастер натюрмортов и картина "Сухие краски" - одна из лучших его работ раннего периода. С большой тщательностью передана фактура дерева, но сам натюрморт прописан несколько размыто - все баночки, скляночки словно теряют свою четкость, а краски тем временем приобретают свою яркость, уверенность, важность, разрывая работу радугой цветовых оттенков. И все кажется просто, просто рабочее место художника, но с необыкновенной любовью, радостью, заботой, внутренней выразительностью. Удивительная работа, наполненная теплом и искренностью, как будто хочет показать нам художник, как это актуально для него, как будто показывает нам своих верных друзей...
А тем временем у Петра начинает формироваться свой стиль написания, картины становятся насыщенными, яркими, в них проявляется сама суть и ничего лишнего, ни одной детали.
С началом Первой мировой войны Кончаловского мобилизуют на фронт в офицерском чине прапорщика. Но даже на войне художник продолжает писать, передавая свои работы во время коротких встреч с женой на вокзале. После контузии в 1915 году Кончаловский оказался в тылу и на фронт более не вернулся.
К первому 10-летию Красной Армии Кончаловскому заказали картину с тачанками, а он написал картину с кавалеристами...
После войны художник с семьей уезжает в Крым и начинает постигать цвет и воздух... Именно здесь он создает множество натюрмортов под влиянием Поля Сезанна и Анри Матисса...
В своих воспоминаниях Петр Петрович кажет: "В те годы инстинктивно почуял, что без каких-то новых методов нет спасенья, нельзя найти дорогу к настоящему искусству. Оттого и ухватился за Сезанна, как утопающий за соломинку..."
Картина "Агава" - здесь нет случайных цветов и фактуры, все продумано и распределено...великолепная фактура, светотень словно с шероховатостями и неровностями...мазки лишь кажутся грубоватыми, но они четко и верно попадают в цель, предлагая нам точное представление о насыщенности и колорите. Здесь не интересна форма, важен лишь цвет...
Революцию семья Кончаловского встретит в Москве. О выезде заграницу речи не было. Они жили в неотапливаемой квартире и не роптали, сгрудившись только в одной комнате у чугунной печки, словно она была центром вселенной. Возле нее Петр Петрович писал своих замерших воробушков - Наташеньку и Мишу, на ней же варили картошку, грели замерзшие ладошки и пили горячий чай, а потом садились за знаменитый Кончаловский рояль и над притихшей столицей неслись, кружась в вальсе, радостные пьесы Моцарта и сонаты Баха...
Несколько лет Петр Петрович работал преподавателем в мастерской ВХУТЕМАСа, но в какой-то момент он поймет, что это слишком мешает искусству...
А в 1922 году в Государственной Третьяковской галерее откроется первая персональная выставка Кончаловского - рисунки и холсты с 1907 по 1922 гг.
Дом в Буграх Калужской области Кончаловские купят в 1932 году, а по утрам станут разводить самовар.
Имение было старинное и напоминало чеховские времена. У Кончаловских были свои лошади, коровы, овцы, пчелы, а перед самым домом важно прогуливался петух, поглядывая на своих курочек. Страшные годы репрессий семья проводила в Буграх, и лишь под Новый год все домашние возвращались в столицу.
Петр Петрович в имении будет писать в своей мастерской или ходить на природные этюды, а иногда на охоту, чтобы погонять зайцев да лис. Добычу всегда писали, а уж потом свежевали и готовили.
Всевозможные дары природы, а за окном - зимушка-зима! И работа передает чувство жизни в целом, ее наполненность и щедрость, радостный мир, ощущение силы, бодрости и свежести. И пусть "завтра" будет таким же, как "сегодня" - с удачной охотой, уютным крепким домом, налаженным традиционным русским бытом.
Вечерами семья собиралась в столовой для того чтобы поговорить или почитать. Часто приезжали гости и друзья, так появлялись знаменитые портреты.
Незадолго до ареста Мейерхольда, Кончаловский написал его портрет. Художника просили поставить свою подпись под письмом клеветников, которые обвиняли режиссера в антисоветской деятельности. Однако Кончаловский отказался, не дрогнув. А затем предложили написать портрет товарища Сталина. Петр Петрович запросил личную встречу с вождём, объясняя это тем, что писать по фотографии не может. На невозможность встречи Кончаловский ответит: "Какая жалость! Ничего у нас, видно, не получится. Я пишу только с натуры".
Трудно даже представить, что могло быть за такую выходку! Но Петр Петрович писал и писал с большим воодушевлением и увлечением: детей, жену, друзей, внуков, сирень, цветущие яблони, курительные трубки...
Партийные работники только разводили руками и пожимали плечами: "А где же соцреализм?", но на помощь приходил нарком Луначарский: "Не горячитесь, товарищи. Художник талантливо воспевает поэзию наших будней!" Покровительство Луначарского и было охранной грамотой художника Кончаловского.
С началом Великой Отечественной войны Кончаловские остаются в Москве. В неотапливаемой мастерской Петр Петрович пишет портрет летчика А. Б. Юмашева, создает картины на военную тему. А уже в 1946 году создает одну из самых известных своих работ "Полотер".
И совсем не понятно, чем именно привлекает и завораживает эта картина?! Сюжет самый простой - обычный полотер, натирающий пол в мастерской художника. Но, как мне кажется, сюжет не лежит в основе восприятия, а завораживает идеальное сочетание цвета, света и объема...мощная, яркая, умопомрачительная живопись, которая открывает полную свободу творчества, сметая все преграды!!!
Творить без сомнений и страха!!! Творить без оглядки назад, не слыша ропота окружающих!!! Творить до последнего своего мгновения!!! Открыто!!! С радостью!!! С великой внутренней силой!!!
2 февраля 1956 года не стало величайшего русского художника Петра Петровича Кончаловского...человека удивительнейшей русской души...певца цветов, солнца и тепла...удивительного мастера, который виртуозно открывал для нас красоту повседневности...
Неоспоримо гениальный отечественный художник, со своей невероятной, узнаваемой манерой письма - НАШ КОНЧАЛОВСКИЙ!!!
Всегда с вами - Летящая стрекоза)))
Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать то, чего еще не знали)))