Знаменитый детектив про Глеба Жеглова и Володю Шарапова имел крепкую литературную основу – роман братьев Вайнеров «Эра милосердия».
И они тоже взяли его сюжетные линии не с потолка, а из реальной жизни.
В послевоенной Москве орудовало сразу несколько банд «Чёрная кошка». Рисовать чёрную кошку на стене в местах краж и ограблений в то время было модно, из-за склонности бандитов к позерству. Преступники хотели, чтобы о них говорили, чтобы их боялись.
Например, банда «высокого блондина» Ивана Митина, 1927 года рождения. Молодые отморозки вообще не ценили человеческих жизней: на их счету было 28 вооружённых налётов, 11 убийств, в том числе и 2-х милиционеров.
Также, в основу книги легло судебное дело врача, кандидата медицинских наук Евгения Ильича Миркина, которого обвинили в убийстве жены и приговорили к расстрелу. Уже после вынесения приговора оперативники МУРа нашли дополнительные материалы, подтверждающие его невиновность, и Миркин был оправдан.
С ролью Миркина (в фильме его зовут Груздев) блестяще справился Сергей Юрский.
В реальной истории не было никакого внедрения Шарапова, изображавшего уголовника, в логово налётчиков. Не было никакого горбатого главаря, и много чего ещё не было.
После выхода фильма братья Вайнеры вообще обиделись и потребовали убрать свою фамилию из титров: их не устроили сценарные изменения, самовольно сделанные режиссёром Говорухиным.
Но впоследствии, увидев, какой оглушительный успех поимела картина, писатели попросили вернуть информацию о своём авторстве в титры.
***
Владимиру Высоцкому главная роль была вручена сразу же. Кинопробы других «претендентов на Жеглова» были лишь формальным мероприятием для галочки.
Но Высоцкий, «застолбивший» Жеглова и добившийся переделки сценария «под себя», в последний момент вдруг отказался от участия в фильме!
Дело было в полученном им разрешении на выезд за границу, и в его с Мариной Влади грандиозных планах насчёт путешествий.
Говорухин с трудом убедил его остаться, создав специально для Высоцкого щадящий режим работы, позволяющий ему не прерывать ни театральной, ни концертной деятельности, ни путешествий. В том числе по дальним маршрутам – на Таити и в Северную Америку.
Подстраивались все под Высоцкого не зря: он вложил в роль Жеглова всю душу. Словно знал, что это одна из его последних ролей в кино, которая станет самой популярной.
***
Кроме того, Высоцкий привёл в проект нескольких людей, которые отлично справились со своими задачами.
Например, Александра Белявского (Фокса). У того, правда, сперва никак не получалось нащупать нужную достоверность. Высоцкий сказал ему так: «Просто играй человека, который очень себя уважает».
«Сначала я утвердил на роль Фокса Бориса Химичева, – рассказывал Станислав Говорухин, – и потом, когда встречал его, всегда испытывал чувство неловкости. Мы уже начали снимать, и вдруг я увидел – он какой-то современный. А Белявский – тот был как будто чисто из того времени, послевоенного».
Именно Высоцкий помог Садальскому так сыграть вора-карманника Костю Кирпича, что патриарх преступного мира, вор-щипач Александр Прокофьев по кличке Шора прислал Стасу ящик коньяку с запиской «Выпей за братву».
Роль эта сделала Станислава Садальского знаменитостью и стала локомотивом его актёрской карьеры. Благодаря ней его заметил Эльдар Рязанов, и взял Стаса в свой фильм «О бедном гуаре замолвите слово».
А вот Лариса Удовиченко, за плечами которой уже была роль женщины-милиционера (в фильме «Золотая мина») – приглашение на роль Вари Синичкиной неожиданно отклонила.
Она добилась, чтобы ей дали сыграть Маньку Облигацию – этот образ Лариса сочла для себя более интересным. И не прогадала: эта роль стала одной из лучших в карьере этой прекрасной актрисы.
***
На роль Шарапова Высоцкий «продвигал» своего коллегу по театру и близкого друга Ивана Бортника. Но тот в итоге сыграл лишь бандита Промокашку, а Шараповым, по указке большого начальства сверху, стал Владимир Конкин.
Отношения с ним у Высоцкого сразу не заладились. Конкин впоследствии вспоминал, что в первые недели он даже хотел уйти из проекта – Высоцкий его травил и третировал, доводил буквально до нервных срывов.
Когда Говорухин уехал на кинофестиваль в ГДР, на время его отсутствия функции режиссёра на неделю были официально возложены на Высоцкого.
Его организационная манера значительно отличалась от говорухинской. Станислав Сергеевич был барственным, делавшим всё не спеша и рождавшим новые идеи порой прямо на съёмочной площадке.
У Высоцкого вообще другой подход – он требовал, чтобы к началу съёмочной смены все в киногруппе были полностью готовы к работе. Задачи ставил чётко, репетиции проводил быстро и снимал с одного-двух дублей. Был очень собранным, энергичным и требовательным!
По воспоминаниям Говорухина, киногруппа от этого «лёгкого производственного напряжения» встретила вернувшегося режиссёра словами: «Слава Богу! Он [Высоцкий] нас замучил!»
Высоцкий наотрез отказался носить в фильме милицейскую форму. Единственный краткий эпизод, когда он появился в кителе, был снят по личной настоятельной просьбе зам. министра внутренних дел и консультанта фильма – генерала К. И. Никитина.
Упрямцу Высоцкому придумали для этого такой текст: «Вот, Шарапов, моя домашняя одежда, что-то вроде пижамы. Потому что никогда не носил, да, наверное, и носить не придётся».
***
Самым страшным эпизодом стал трюк с грузовиком, который в ходе погони улетал в речку. Говорухин использовал старый «Студебеккер», сломанный и списанный, не на ходу. Его разогнали с помощью грузовика-толкача, и направили в реку.
Каскадёр Владимир Жариков вспоминал, что попросил сделать перед бордюром у реки насыпь, чтобы машина слегка подпрыгнула перед тем, как рухнуть в воду. Сделали, но не утрамбовали.
Поэтому «Студебеккер» смял землю колёсами, врезался в бордюр, и, падая в реку, неожиданно перевернулся кабиной вниз! Все присутствующие испытали шок
Машина погрузилась в метровый ил на дне. Каскадёры Владимир Жариков и Леонид Федулов выбрались из кабины и выплыли, но с трудом.
«Дверь я открыть не смог, воздух в лёгких заканчивался, и тогда мне кто-то помог: вытащил через окно и подтолкнул наверх. Водяной!» – вспоминал Жариков.
Виктор Павлов (Левченко, бывший однополчанин Шарапова, который после войны стал участником банды) рисковал здоровьем на съёмках – и, оказалось, напрасно.
Потому что фильм должен был начинаться с пролога, где Левченко выносил на себе раненого Шарапова из развед рейда.
Промокшие до нитки актёры дубль за дублем лезли в холодную воду. Хотя Павлов только встал с больничной койки после воспаления лёгких.
А потом эта сцена в картину вообще не вошла!
***
В 2016 году вышел 16-серийный сериал «Чёрная кошка», анонсированный как «настоящая история легендарной банды».
Но хотя бы частично повторить успех «Места встречи изменить нельзя» не получилось. Даже отличные актёры (Игорь Петренко, Михаил Боярский, Константин Лавроненко) этот фильм не «вытянули». Зритель принял его прохладно.
Спасибо за внимание! Приглашаю подписаться и прошу порекомендовать этот канал Вашим друзьям в соцсетях ;–)
Читайте также: