Найти тему
Romanist Music Blog 🎧 Блог о музыке

Oasis: мой ТОП альбомов от худшего к лучшему

Оглавление

Вы наверняка слышали о таком понятии, как «Большая четвёрка брит-попа». В середине 1990-х годов прошлого века таким термином объединили четыре доминирующих в Великобритании гитарные группы. Звучали все они совершенно по-разному, но ведь надо же было острову показать Америке, где лучшие раки зимуют.

Из этой большой четвёрки полноценно и сейчас функционируют 2 группы: Suede в прошлом году свой девятый альбом, прекрасно принятый критиками. Моя любимая группа из четвёрки – Blur. После долгого перерыва они тоже возвращаются с гастролями и новым альбомом (тоже девятым, он выйдет в июле 2023-го). Pulp пока ограничиваются лишь ностальгическими концертами, но кто знает.

И лишь одна оставшаяся группа распалась давным-давно и пока не планирует воссоединение. О ней то сегодня и поговорим.

Oasis в своём самом интересном сочетания. Братья-монобровые, а также Алан Уайт, Бонхэд и Гигзи.
Oasis в своём самом интересном сочетания. Братья-монобровые, а также Алан Уайт, Бонхэд и Гигзи.

Oasis. Примерно 18 совместных лет. Семь альбомов, каждый из которых добирался до вершины британского чарта. Печально известные своим диким характером братья Галлахеры – величайшие музыканты со времён The Beatles. Причём не только они сами дали себе такой титул.

Я решил пройтись по их довольно любопытной дискографии в известном формате «От худшего альбома к самому лучшему» и заодно узнать ваше мнение по этому вопросу. Надеюсь, после выпуска этого материала братья прекратят многолетнюю заочную вражду и присоединятся к своим коллегам из 90-х и 00-х (ага, вряд ли). Поехали.

7-е место: «Heathen Chemistry» (2002 год)

Heathen Chemistry

Начнём с объективно худшего альбома Oasis по нескольким параметрам: моё личное мнение (ну ладно), самая маленькая оценка на ресурсе Metacritic, низший пользовательский рейтинг на RateYourMusic и цитата Лиама Галлахера:

«Я даже не могу вспомнить этот альбом. И мне не нравится его название. "Языческая химия"? F**k off».
Из интервью NME от 2017 года.

Вы поняли, типичный Лиам.

«Heathen Chemistry», к сожалению, не вызывает у меня ничего, кроме унылой зевоты. Впервые с момента начала карьеры Oasis мне показалось, что главный автор песен группы – шеф Ноэл Галлахер – серьёзно исписался. Неспроста же к написанию нескольких песен он привлёк новых музыкантов: гитариста Гэма Арчера и басиста Энди Белла (из культовых Ride, между прочим, и тем забавнее его вклад в виде одного забываемого инструментала). Даже Лиам начал сочинять основательно.

Резюмируя: этот альбом – оазисовская версия печально известного CCR «Mardi Gras». Благо хотя бы поют всё ещё только Лиам и Ноэл. Первый продолжил убивать свой прекрасный вокал, увы, да и история с тем, как он неоднократно задерживал релиз альбома своим нежеланием исполнять свои партии тоже не красит хулигана.

Лучшая песня: когда лучшей песней на альбоме является несвойственная группе баллада – позиция внизу рейтинга становится даже более очевидной. При этом с годами лично для меня «Stop Crying Your Heart Out» несколько потеряла первоначальный лоск. Вот такие дела.

Худшая песня: Ноэл – один из моих любимых авторов. Но и он частенько промахивался. «Force of Nature» с натужной попыткой переиграть старенький хит Игги Попа на новый лад (в каком только плагиате не пытались уличить Галлахеров) явно не удалась.

Недооценённая песня: синглы Oasis никогда не страдали от недостатка внимания (все четыре отдельных релиза «Heathen Chemistry» вошли в тройку лучших в Британии), посему давайте выделять почаще хорошие альбомные треки. На этой пластинке за таковой я буду считать «Born on a Different Cloud». Тоже авторства Лиама, кстати.

6-е место: «Don't Believe the Truth» (2005)

Don't Believe The Truth

Последовавший за «Heathen Chemistry» три года спустя шестой альбом Oasis отличился тем, что он – самый коммерчески успешный релиз группы в трудных 2000-х.

В «Don't Believe the Truth» доминирование Ноэла снизилось ещё сильнее. К примеру, отличный открывающий трек «Turn Up the Sun» сочинил Энди Белл. Но вот песни Лиама, на сей раз, удались не слишком. Приход в группу нового барабанщика Зака Старки (и тут сближение Oasis с The Beatles стало совсем неприличным) заметен – акцент несколько сместился на ударные.

Правда чем Oasis никогда не отличались положительно, так это хорошим продюсированием. Погоня за громкостью и здесь сыграла в минус альбома. И давайте вспомним о назойливом плагиате: «Mucky Fingers» – это плохая вариация The Velvet Underground, а «Part of the Queue» – сильный привет The Stranglers. Всё это никак не позволяет поставить «Don't Believe the Truth» выше шестого места.

Лучшая песня: ладно, снова лучшую принёс Ноэл. Очевидно, это крутейшая «The Importance of Being Idle» – старший Галлахер сам же её и спел. И (надеюсь, я не ошибаюсь) эту песню единственной из наследия «Don't Believe the Truth» он продолжает время от времени исполнять и в рамках Noel Gallagher's High Flying Birds.

Худшая песня: велико желание назвать что-то из плагиатного, но выберу «The Meaning of Soul» – как-то она меня совсем не вдохновляет.

Недооценённая песня: «Keep the Dream Alive». Энди Белл на сей раз выигрывает пальму первенства за две своих отличных песни. Из-за них, а также из-за «Importance...» с годами я улучшил личное отношение к релизу 2005 года.

5-е место: «Be Here Now» (1997)

Be Here Now

Я редко предлагаю забить на Америку (ибо зачем?), но давайте признаем: во многих параметрах брит-поп, как следующее большое явление в мировой музыке после гранжа, стал самостоятельно крутым и мог вполне продержаться дольше.

Если бы Blur и Pulp сознательно не ушли в другую сторону, Suede не баловались чем-то своим, а Галлахеры... Ну, Галлахеров нереально поглотило собственное эго того, что они – важнее The Beatles. Период с 1996-го по 1998-й годы Ноэл и Лиам прожили с полной уверенностью в непогрешимости. И поэтому их третий альбом заложил огромный камень в досрочную смерть брит-попа.

Камон, ну кто же ещё, кроме них, мог выпустить успешным лид-синглом трек длиной почти в восемь минут, держащийся на эгоцентричном припеве:

all my people right here right now, do you know what i mean, yeah yeah

«Be Here Now» входит в несколько значимых рейтингов:

  • ТОП альбомов, убивших вашу великую карьеру;
  • ТОП альбомов, от которых за версту несёт порошком (не Dosia);
  • ТОП альбомов, которые стоит слушать только на огромной акустической системе подальше от дома и соседей;
  • ТОП альбомов с непонятно зачем тысячу раз наложенными друг на друга гитарными партиями;
  • ТОП альбомов, разделяющих основателей группы больше, чем многие другие неприятные им вещи.

Ноэл называл «Be Here Now» худшим в истории Oasis, говоря примерно следующее:

«На нём все песни чертовски длинные и все тексты ужасные. И риффы полный отстой».

Лиам имеет совершенно противоположную позицию:

«Это топовый альбом, чувак, и я горжусь им – он просто немного длинноват».

Займу позицию где-то посередине. Наверное, с годами резкая позиция Ноэла мне стала ближе. Хотя одно время я заслушивал этот альбом гораздо больше прочих релизов Oasis.

И да, если вы любите многочисленные отсылки к The Beatles – здесь их неприличное количество.

Лучшая песня: велик соблазн назвать что-то из би-сайдов (какого вообще лешего «Stay Young», «Going Nowhere» и «Flashbax» не попали в альбом). Но это чересчур нечестно.

Знаете, что я выберу? Даже не спрашивайте, почему.

Худшая песня: Ноэл спел на этом альбоме всего одну песню. Какое «счастье», что она здесь – самая отвратительная. «Magic Pie» – одна из очевидных причин моего плохого отношения к «Be Here Now».

Недооценённая песня: в 1996 году Oasis здорово проводили время на вилле Мика Джаггера в компании Кейт Мосс и Джонни Деппа (таков рок-н-ролл, видимо). По совпадению, Депп внёс таки заметный гитарный вклад в «Fade In-Out», наиболее интересную песню на альбоме.

4-е место: «Dig Out Your Soul» (2008)

Dig Out Your Soul

Последний на данный момент (а может и навсегда) альбом Oasis, в этом году встречающий 15-летие.

Галлахеры записывали альбом тем же сочетанием, что и «Don't Believe the Truth», взяв курс на более психоделический стиль. На мой взгляд получилось крайне достойно и я с большим удовольствием послушал, куда группа двинулась бы дальше. Но не срослось. В середине тура в поддержку «Dig Out Your Soul» за кулисами парижского концерта Ноэл и Лиам вновь сошлись в рукопашной, после чего перестали разговаривать. Распад Oasis был горьким, но в какой-то степени ожидаемым.

В интернете бытует мнение, что лучшие треки Ноэл придержал для будущей сольной карьеры (идеально совпало), но всё же большая часть «Dig Out Your Soul» выстроена довольно гладко. Альбом слушается здорово и его практически не хочется мотать.

Синглы так вообще все попали в яблочко!

Лучшая песня: объективно, здесь постарался младшенький. «I'm Outta Time» – возможно вообще лучшее, что когда-либо писал Лиам.

Худшая песня: по-настоящему ничего на «Dig Out Your Soul» не раздражает, кроме, быть может, раздутой «To Be Where There's Life». Написание песен никогда не было сильной стороной Гэма Арчера.

Недооценённая песня: не совсем честно, но на этот раз сингл. Последний в карьере Oasis. Обожаю «Falling Down». О ней неприлично мало говорят, Ноэл практически не исполняет её в соло. Имею право выделить в этой категории.

3-е место: «Standing on the Shoulder of Giants» (2000)

Standing On The Shoulder Of Giants

Многие со мной не согласятся, но именно четвёртый альбом Oasis стоит для меня сразу следом за дуэтом из бессмертной классики. А ведь «Стоя на плечах гигантов» принято считать не менее кризисным, нежели «Будь здесь и сейчас».

В 1999-м Oasis лишились двух основателей группы – гитариста Бонхэда и басиста Гигзи. Полноценную замену нанять им не успели, посему Галлахеры остались в компании барабанщика Алана Уайта (не того, что из Yes) и с набором сессионных музыкантов разной степени таланта.

«Standing on the Shoulder of Giants» полностью избавил Oasis от надоедливого ярлыка главных рок-звёзд поколения и этот факт пошёл как на пользу группе, так и во вред альбому. Релиз 2000-го в полной мере считается самым недооценённым у Oasis. У него сомнительная критика, заметная тенденция к снижению продаж. Но это не имеет ничего общество с творчеством.

Для продюсирования альбома заместо Оуэна Морриса (штатного человека в студии в 90-х) Ноэл пригласил Марка Стента. Стент неоднократно был замечен в работе над качественными релизами тех лет. Наверное, поэтому в 2000-м звук Oasis был гораздо лучше и чище, чем на любом из их альбомов в принципе. Марка не приглашали больше работать с Oasis, к сожалению.

Лучшая песня: хитовый лид-сингл «Go Let It Out» – вполне себе здоровское возрождение Oasis после душного «Be Here Now».

Худшая песня: все песни, кроме одной, сочинил Ноэл. Первый вклад Лиама в Oasis удачным я бы называл с опаской. «Little James» – мой самый нелюбимый трек на «Standing on the Shoulder of Giants».

Недооценённая песня: самый параноидальный трек в карьере Oasis, на котором они ближе всего приблизились к стандартам Radiohead или R.E.M. «Gas Panic!» – это лучший из малоизвестных джемов Галлахеров. Настоящий эпик.

2-е место: «Definitely Maybe» (1994)

Definitely Maybe

Я напишу, возможно, нечто ужасное, но для меня общепризнанный шедевральный дебют Oasis стоит примерно на уровне с одним из их самых обруганных альбомов. Но «Definitely Maybe» выше. Само собой ответ на этот вопрос кроется в том, какие песни вышли на этом альбоме.

В 1994-м никому ещё не известные братья-бедняки из Манчестера готовились покорить весь мир. И сделать это с помпой. Кто же ещё на первой же композиции дебютного альбома заявит вам:

«Сегодня я – звезда рок-н-ролла!»

Наряду с вышедшими в том же самом году «Parklife» и «Dog Man Star», «Definitely Maybe» образует настоящую парадигму брит-попа. Опять-таки, три этих альбома мало чем похожи друг на друга, но выделить их вместе, как одногодок – почему бы и да?

В конце концов, тут есть песни, которые нельзя не упомянуть, но они просто не пройдут в какую-либо из моих категорий – «Supersonic», «Cigarettes & Alcohol», «Slide Away». Для отдельно взятых музыкантов и таких синглов хватило бы, чтобы войти в историю. А Oasis прыгнули ещё выше.

Лучшая песня: «Live Forever». Без слов понятно.

Худшая песня: каким-то чудом в синглы записалась унылая «Shakermaker». Тут и плагиат есть, и дурацкий текст, и тянущий все слоги на свете вокал Лиама.

Недооценённая песня: «Up in the Sky» – песня, не вспоминаемая никем из Галлахеров с 1995-го. С лёгкостью и на «Definitely Maybe» нашёлся великолепный момент для отдельных эстетов, вроде меня.

Ладно, с победителем я опять слишком очевиден.

1-е место: «(What's the Story) Morning Glory?» (1995)

(What's The Story) Morning Glory?

Если «Definitely Maybe» – один из лучших дебютов всех времён, то «(What's the Story) Morning Glory?» – один из лучших вторых альбомов всех времён. Это их «Paranoid», их «Nevermind», их «Doolittle»... продолжать ряд можно долго. Oasis взошли на вершину мира. Падение с неё будет серьёзным, но в 1996-м был аншлаговый Небуорт, невероятно продаваемый альбом, невероятно успешные синглы. Было всё.

На «(What's the Story) Morning Glory?» нет промахов. Да, можно вычеркнуть инструменталы и вместо них добавить в треклист сильнейшие би-сайды в карьере группы. Но тогда Oasis лишились бы части своего шарма.

К слову о «Wonderwall». Она цитируема 28 лет кряду. Даже далёкими от Oasis слушателями. А помимо неё здесь ещё найдётся первый официальный хит номер 1 «Some Might Say», великая «Don't Look Back in Anger», драйвовая «Morning Glory». И даже «Hey Now!», о которой мало говорят, имеет свою отличительную особенность в виде атмосферного припева.

Что ни название, то легенда.

Лучшая песня: но лучшая для меня здесь всё-таки финальная. К сожалению, на «Be Here Now» уроки монументальной «Champagne Supernova» будут восприняты неверно, однако в альбоме 1995-го такая закрывашка не может считаться чем-то иным, кроме как гениальным эпиком.

Худшая песня: как я и сказал ранее – хотите избавиться от инструменталов, можете это сделать. Меня они не пугают, а среди вокальных треков тут просто нет слабых мест.

Недооценённая песня: последняя записанная для альбома песня «Cast No Shadow», где Ноэл отдаёт должное другому культовому музыканту из Манчестера и его окрестностей – Ричарду Эшкрофту из The Verve.

Среди привычных бонус-позиций: сборник би-сайдов «The Masterplan» 1998 года выпуска. Даже на нём не нашлось места всем крутым неальбомным песням Oasis, но жемчужин в сборнике хватает.

Хороших лайвов у Oasis тоже с лихвой. Частично показанный сегодня «Familiar to Millions» периода «Standing on the Shoulder of Giants» – мой любимый.

На этом у меня пока всё. Надеюсь, что вам было интересно. В комментариях не забудьте поделиться вашим рейтингом альбомов Oasis. Если, конечно, хотите.

Отдельно выбрал также десятку любимых песен группы. Ссылочка ниже:

Ссылочки на пару других актуальных дискографий в аналогичном формате:

Любая монетка с вашей стороны на развитие канала:

Мой Телеграм-канал, где я ещё накануне выложил информацию о готовящемся рейтинге альбомов Oasis:

● Romanist Music Blog ● Блог о музыке ●
-2