Вы наверняка слышали о таком понятии, как «Большая четвёрка брит-попа». В середине 1990-х годов прошлого века таким термином объединили четыре доминирующих в Великобритании гитарные группы. Звучали все они совершенно по-разному, но ведь надо же было острову показать Америке, где лучшие раки зимуют.
Из этой большой четвёрки полноценно и сейчас функционируют 2 группы: Suede в прошлом году свой девятый альбом, прекрасно принятый критиками. Моя любимая группа из четвёрки – Blur. После долгого перерыва они тоже возвращаются с гастролями и новым альбомом (тоже девятым, он выйдет в июле 2023-го). Pulp пока ограничиваются лишь ностальгическими концертами, но кто знает.
И лишь одна оставшаяся группа распалась давным-давно и пока не планирует воссоединение. О ней то сегодня и поговорим.
Oasis. Примерно 18 совместных лет. Семь альбомов, каждый из которых добирался до вершины британского чарта. Печально известные своим диким характером братья Галлахеры – величайшие музыканты со времён The Beatles. Причём не только они сами дали себе такой титул.
Я решил пройтись по их довольно любопытной дискографии в известном формате «От худшего альбома к самому лучшему» и заодно узнать ваше мнение по этому вопросу. Надеюсь, после выпуска этого материала братья прекратят многолетнюю заочную вражду и присоединятся к своим коллегам из 90-х и 00-х (ага, вряд ли). Поехали.
7-е место: «Heathen Chemistry» (2002 год)
Начнём с объективно худшего альбома Oasis по нескольким параметрам: моё личное мнение (ну ладно), самая маленькая оценка на ресурсе Metacritic, низший пользовательский рейтинг на RateYourMusic и цитата Лиама Галлахера:
«Я даже не могу вспомнить этот альбом. И мне не нравится его название. "Языческая химия"? F**k off».
Из интервью NME от 2017 года.
Вы поняли, типичный Лиам.
«Heathen Chemistry», к сожалению, не вызывает у меня ничего, кроме унылой зевоты. Впервые с момента начала карьеры Oasis мне показалось, что главный автор песен группы – шеф Ноэл Галлахер – серьёзно исписался. Неспроста же к написанию нескольких песен он привлёк новых музыкантов: гитариста Гэма Арчера и басиста Энди Белла (из культовых Ride, между прочим, и тем забавнее его вклад в виде одного забываемого инструментала). Даже Лиам начал сочинять основательно.
Резюмируя: этот альбом – оазисовская версия печально известного CCR «Mardi Gras». Благо хотя бы поют всё ещё только Лиам и Ноэл. Первый продолжил убивать свой прекрасный вокал, увы, да и история с тем, как он неоднократно задерживал релиз альбома своим нежеланием исполнять свои партии тоже не красит хулигана.
Лучшая песня: когда лучшей песней на альбоме является несвойственная группе баллада – позиция внизу рейтинга становится даже более очевидной. При этом с годами лично для меня «Stop Crying Your Heart Out» несколько потеряла первоначальный лоск. Вот такие дела.
Худшая песня: Ноэл – один из моих любимых авторов. Но и он частенько промахивался. «Force of Nature» с натужной попыткой переиграть старенький хит Игги Попа на новый лад (в каком только плагиате не пытались уличить Галлахеров) явно не удалась.
Недооценённая песня: синглы Oasis никогда не страдали от недостатка внимания (все четыре отдельных релиза «Heathen Chemistry» вошли в тройку лучших в Британии), посему давайте выделять почаще хорошие альбомные треки. На этой пластинке за таковой я буду считать «Born on a Different Cloud». Тоже авторства Лиама, кстати.
6-е место: «Don't Believe the Truth» (2005)
Последовавший за «Heathen Chemistry» три года спустя шестой альбом Oasis отличился тем, что он – самый коммерчески успешный релиз группы в трудных 2000-х.
В «Don't Believe the Truth» доминирование Ноэла снизилось ещё сильнее. К примеру, отличный открывающий трек «Turn Up the Sun» сочинил Энди Белл. Но вот песни Лиама, на сей раз, удались не слишком. Приход в группу нового барабанщика Зака Старки (и тут сближение Oasis с The Beatles стало совсем неприличным) заметен – акцент несколько сместился на ударные.
Правда чем Oasis никогда не отличались положительно, так это хорошим продюсированием. Погоня за громкостью и здесь сыграла в минус альбома. И давайте вспомним о назойливом плагиате: «Mucky Fingers» – это плохая вариация The Velvet Underground, а «Part of the Queue» – сильный привет The Stranglers. Всё это никак не позволяет поставить «Don't Believe the Truth» выше шестого места.
Лучшая песня: ладно, снова лучшую принёс Ноэл. Очевидно, это крутейшая «The Importance of Being Idle» – старший Галлахер сам же её и спел. И (надеюсь, я не ошибаюсь) эту песню единственной из наследия «Don't Believe the Truth» он продолжает время от времени исполнять и в рамках Noel Gallagher's High Flying Birds.
Худшая песня: велико желание назвать что-то из плагиатного, но выберу «The Meaning of Soul» – как-то она меня совсем не вдохновляет.
Недооценённая песня: «Keep the Dream Alive». Энди Белл на сей раз выигрывает пальму первенства за две своих отличных песни. Из-за них, а также из-за «Importance...» с годами я улучшил личное отношение к релизу 2005 года.
5-е место: «Be Here Now» (1997)
Я редко предлагаю забить на Америку (ибо зачем?), но давайте признаем: во многих параметрах брит-поп, как следующее большое явление в мировой музыке после гранжа, стал самостоятельно крутым и мог вполне продержаться дольше.
Если бы Blur и Pulp сознательно не ушли в другую сторону, Suede не баловались чем-то своим, а Галлахеры... Ну, Галлахеров нереально поглотило собственное эго того, что они – важнее The Beatles. Период с 1996-го по 1998-й годы Ноэл и Лиам прожили с полной уверенностью в непогрешимости. И поэтому их третий альбом заложил огромный камень в досрочную смерть брит-попа.
Камон, ну кто же ещё, кроме них, мог выпустить успешным лид-синглом трек длиной почти в восемь минут, держащийся на эгоцентричном припеве:
all my people right here right now, do you know what i mean, yeah yeah
«Be Here Now» входит в несколько значимых рейтингов:
- ТОП альбомов, убивших вашу великую карьеру;
- ТОП альбомов, от которых за версту несёт порошком (не Dosia);
- ТОП альбомов, которые стоит слушать только на огромной акустической системе подальше от дома и соседей;
- ТОП альбомов с непонятно зачем тысячу раз наложенными друг на друга гитарными партиями;
- ТОП альбомов, разделяющих основателей группы больше, чем многие другие неприятные им вещи.
Ноэл называл «Be Here Now» худшим в истории Oasis, говоря примерно следующее:
«На нём все песни чертовски длинные и все тексты ужасные. И риффы полный отстой».
Лиам имеет совершенно противоположную позицию:
«Это топовый альбом, чувак, и я горжусь им – он просто немного длинноват».
Займу позицию где-то посередине. Наверное, с годами резкая позиция Ноэла мне стала ближе. Хотя одно время я заслушивал этот альбом гораздо больше прочих релизов Oasis.
И да, если вы любите многочисленные отсылки к The Beatles – здесь их неприличное количество.
Лучшая песня: велик соблазн назвать что-то из би-сайдов (какого вообще лешего «Stay Young», «Going Nowhere» и «Flashbax» не попали в альбом). Но это чересчур нечестно.
Знаете, что я выберу? Даже не спрашивайте, почему.
Худшая песня: Ноэл спел на этом альбоме всего одну песню. Какое «счастье», что она здесь – самая отвратительная. «Magic Pie» – одна из очевидных причин моего плохого отношения к «Be Here Now».
Недооценённая песня: в 1996 году Oasis здорово проводили время на вилле Мика Джаггера в компании Кейт Мосс и Джонни Деппа (таков рок-н-ролл, видимо). По совпадению, Депп внёс таки заметный гитарный вклад в «Fade In-Out», наиболее интересную песню на альбоме.
4-е место: «Dig Out Your Soul» (2008)
Последний на данный момент (а может и навсегда) альбом Oasis, в этом году встречающий 15-летие.
Галлахеры записывали альбом тем же сочетанием, что и «Don't Believe the Truth», взяв курс на более психоделический стиль. На мой взгляд получилось крайне достойно и я с большим удовольствием послушал, куда группа двинулась бы дальше. Но не срослось. В середине тура в поддержку «Dig Out Your Soul» за кулисами парижского концерта Ноэл и Лиам вновь сошлись в рукопашной, после чего перестали разговаривать. Распад Oasis был горьким, но в какой-то степени ожидаемым.
В интернете бытует мнение, что лучшие треки Ноэл придержал для будущей сольной карьеры (идеально совпало), но всё же большая часть «Dig Out Your Soul» выстроена довольно гладко. Альбом слушается здорово и его практически не хочется мотать.
Синглы так вообще все попали в яблочко!
Лучшая песня: объективно, здесь постарался младшенький. «I'm Outta Time» – возможно вообще лучшее, что когда-либо писал Лиам.
Худшая песня: по-настоящему ничего на «Dig Out Your Soul» не раздражает, кроме, быть может, раздутой «To Be Where There's Life». Написание песен никогда не было сильной стороной Гэма Арчера.
Недооценённая песня: не совсем честно, но на этот раз сингл. Последний в карьере Oasis. Обожаю «Falling Down». О ней неприлично мало говорят, Ноэл практически не исполняет её в соло. Имею право выделить в этой категории.
3-е место: «Standing on the Shoulder of Giants» (2000)
Многие со мной не согласятся, но именно четвёртый альбом Oasis стоит для меня сразу следом за дуэтом из бессмертной классики. А ведь «Стоя на плечах гигантов» принято считать не менее кризисным, нежели «Будь здесь и сейчас».
В 1999-м Oasis лишились двух основателей группы – гитариста Бонхэда и басиста Гигзи. Полноценную замену нанять им не успели, посему Галлахеры остались в компании барабанщика Алана Уайта (не того, что из Yes) и с набором сессионных музыкантов разной степени таланта.
«Standing on the Shoulder of Giants» полностью избавил Oasis от надоедливого ярлыка главных рок-звёзд поколения и этот факт пошёл как на пользу группе, так и во вред альбому. Релиз 2000-го в полной мере считается самым недооценённым у Oasis. У него сомнительная критика, заметная тенденция к снижению продаж. Но это не имеет ничего общество с творчеством.
Для продюсирования альбома заместо Оуэна Морриса (штатного человека в студии в 90-х) Ноэл пригласил Марка Стента. Стент неоднократно был замечен в работе над качественными релизами тех лет. Наверное, поэтому в 2000-м звук Oasis был гораздо лучше и чище, чем на любом из их альбомов в принципе. Марка не приглашали больше работать с Oasis, к сожалению.
Лучшая песня: хитовый лид-сингл «Go Let It Out» – вполне себе здоровское возрождение Oasis после душного «Be Here Now».
Худшая песня: все песни, кроме одной, сочинил Ноэл. Первый вклад Лиама в Oasis удачным я бы называл с опаской. «Little James» – мой самый нелюбимый трек на «Standing on the Shoulder of Giants».
Недооценённая песня: самый параноидальный трек в карьере Oasis, на котором они ближе всего приблизились к стандартам Radiohead или R.E.M. «Gas Panic!» – это лучший из малоизвестных джемов Галлахеров. Настоящий эпик.
2-е место: «Definitely Maybe» (1994)
Я напишу, возможно, нечто ужасное, но для меня общепризнанный шедевральный дебют Oasis стоит примерно на уровне с одним из их самых обруганных альбомов. Но «Definitely Maybe» выше. Само собой ответ на этот вопрос кроется в том, какие песни вышли на этом альбоме.
В 1994-м никому ещё не известные братья-бедняки из Манчестера готовились покорить весь мир. И сделать это с помпой. Кто же ещё на первой же композиции дебютного альбома заявит вам:
«Сегодня я – звезда рок-н-ролла!»
Наряду с вышедшими в том же самом году «Parklife» и «Dog Man Star», «Definitely Maybe» образует настоящую парадигму брит-попа. Опять-таки, три этих альбома мало чем похожи друг на друга, но выделить их вместе, как одногодок – почему бы и да?
В конце концов, тут есть песни, которые нельзя не упомянуть, но они просто не пройдут в какую-либо из моих категорий – «Supersonic», «Cigarettes & Alcohol», «Slide Away». Для отдельно взятых музыкантов и таких синглов хватило бы, чтобы войти в историю. А Oasis прыгнули ещё выше.
Лучшая песня: «Live Forever». Без слов понятно.
Худшая песня: каким-то чудом в синглы записалась унылая «Shakermaker». Тут и плагиат есть, и дурацкий текст, и тянущий все слоги на свете вокал Лиама.
Недооценённая песня: «Up in the Sky» – песня, не вспоминаемая никем из Галлахеров с 1995-го. С лёгкостью и на «Definitely Maybe» нашёлся великолепный момент для отдельных эстетов, вроде меня.
Ладно, с победителем я опять слишком очевиден.
1-е место: «(What's the Story) Morning Glory?» (1995)
Если «Definitely Maybe» – один из лучших дебютов всех времён, то «(What's the Story) Morning Glory?» – один из лучших вторых альбомов всех времён. Это их «Paranoid», их «Nevermind», их «Doolittle»... продолжать ряд можно долго. Oasis взошли на вершину мира. Падение с неё будет серьёзным, но в 1996-м был аншлаговый Небуорт, невероятно продаваемый альбом, невероятно успешные синглы. Было всё.
На «(What's the Story) Morning Glory?» нет промахов. Да, можно вычеркнуть инструменталы и вместо них добавить в треклист сильнейшие би-сайды в карьере группы. Но тогда Oasis лишились бы части своего шарма.
К слову о «Wonderwall». Она цитируема 28 лет кряду. Даже далёкими от Oasis слушателями. А помимо неё здесь ещё найдётся первый официальный хит номер 1 «Some Might Say», великая «Don't Look Back in Anger», драйвовая «Morning Glory». И даже «Hey Now!», о которой мало говорят, имеет свою отличительную особенность в виде атмосферного припева.
Что ни название, то легенда.
Лучшая песня: но лучшая для меня здесь всё-таки финальная. К сожалению, на «Be Here Now» уроки монументальной «Champagne Supernova» будут восприняты неверно, однако в альбоме 1995-го такая закрывашка не может считаться чем-то иным, кроме как гениальным эпиком.
Худшая песня: как я и сказал ранее – хотите избавиться от инструменталов, можете это сделать. Меня они не пугают, а среди вокальных треков тут просто нет слабых мест.
Недооценённая песня: последняя записанная для альбома песня «Cast No Shadow», где Ноэл отдаёт должное другому культовому музыканту из Манчестера и его окрестностей – Ричарду Эшкрофту из The Verve.
Среди привычных бонус-позиций: сборник би-сайдов «The Masterplan» 1998 года выпуска. Даже на нём не нашлось места всем крутым неальбомным песням Oasis, но жемчужин в сборнике хватает.
Хороших лайвов у Oasis тоже с лихвой. Частично показанный сегодня «Familiar to Millions» периода «Standing on the Shoulder of Giants» – мой любимый.
На этом у меня пока всё. Надеюсь, что вам было интересно. В комментариях не забудьте поделиться вашим рейтингом альбомов Oasis. Если, конечно, хотите.
Отдельно выбрал также десятку любимых песен группы. Ссылочка ниже:
Ссылочки на пару других актуальных дискографий в аналогичном формате:
Любая монетка с вашей стороны на развитие канала:
Мой Телеграм-канал, где я ещё накануне выложил информацию о готовящемся рейтинге альбомов Oasis: