Приветствую всех моих уважаемых читателей. Те, кто знаком с моим блогом с самого момента основания, могли словить небольшое дежавю, но поскольку таких людей среди вас заметное меньшинство, я имею полное право на то, чтобы делать с годами кое-какие основательные изменения.
Сегодня вас ждёт первая в истории Romanist Music Blog полноценная статья-ремастер. На заре моего творчества на Дзене я уже попытался разобраться в насыщенной дискографии одной из ярчайших современных групп, но с тех пор утекло слишком много воды. Будем обновлять данные.
Итак, Rammstein. Коллектив с почти 30-летней историей, ни разу не сменивший состав. Тилль, Рихард, Пауль, Флаке, Дум и Оливер знают друг друга очень давно, прошли через миллионы спор и проблем, но всё равно продолжают оставаться вместе, записывать новые успешные альбомы и ездить с аншлаговыми концертами по всему миру.
В 2020-м году, когда я впервые затеял послушать их дискографию для аналогичной статьи (само собой, альбомы я прекрасно знал и до того момента), у Rammstein на счету было семь пластинок, одна из которых вышла после многолетнего перерыва, поэтому мне оказалось трудно предсказать, что спустя всего три года уже будет и восьмая. Посему вместо унылого редактирования своего старого материала я решил сделать полностью новый, освежив всю дискографию Rammstein. А заодно узнать, какое для меня лично место в иерархии группы заняла их последняя на данный момент студийная работа.
Для тех, кто со мной впервые, небольшие пояснения: формат «ТОП альбомов от худшего к лучшему» подразумевает разбор исключительно номерных студийных релизов музыканта. Сборники, концертные альбомы, единичные внеальбомные синглы – это всё мимо. Но в конце материала я всё же порекомендую некоторые неподходящие под данный формат релизы, которые могут вызвать интерес к творчеству Rammstein у тех, кто не особо знаком с коллективом. А теперь давайте перейдём к делу.
8-е место: «Rammstein» [«Untitled»] (2019 год)
Как обычно в таких случаях у меня бывает – в самом низу списка находится альбом, к которому меньше всего возникает желание возвращаться. Таковым на текущий момент является, по иронии судьбы, тот самый долгожданный «Untitled», вышедший аж спустя девять с половиной лет после предыдущего полноценного креатива группы.
Причём нельзя сказать, что практически всё прошлое десятилетие Rammstein были в тени. Был выход сборника лучших хитов и ремиксов, продолжительные турне, видеорелизы, работа с сайд-проектами (Lindemann, Emigrate). Но лишь к концу 2018-го тайна будущего проекта рассеялась.
«Rammstein» встретили с высоким энтузиазмом. Таким, как вот место в ТОП-10 чартов двух больших мировых рынков, обычно не покоряющихся музыкантам, чей основной язык – не английский. Но в этом плане секстет из Германии давно стоял особняком.
Характерной особенностью творчества Rammstein, как это ни странно, принято считать минимальные изменения в звучании группы за все 30 лет карьеры. Несложно выделить заметный грубый вокал Тилля Линдеманна, креативные клавишные Флаке и стабильность остальной ритм-секции в желании «сделать и погромче, и попсовее».
И вот именно поэтому-то предпоследний на данный момент альбом коллектива я приземлил в самый конец. Увы, но помимо повторения многих заданных ранее идей, ещё и сама добрая половина треклиста «Untitled» не считается для меня важной и интересной.
Лучшая песня: даже при всех замашках на наследие старых хитов мне всё также очевидно, что самой любопытной песней на альбоме 2019 года остаётся монументальная «Deutschland», которая и стала первым синглом Rammstein за долгие годы.
Худшая песня: опять-таки, половина треклиста не вызывает у меня положительных эмоций спустя годы после первого прослушивания. Выделю «Sex» в качестве места, где альбом заметно проседает и практически не приходит обратно в порядок.
Недооценённая песня: Флаке является чуть ли не главной звездой на некоторых релизах Rammstein со своими космическими клавишными. На «Weit weg» он натурально выдаёт Джона Лорда в стиле «Perfect Strangers». К счастью, Тилль не запарывает песню излишне пошлой лирикой. К несчастью, эта песня ещё не исполнялась живьём.
7-е место: «Rosenrot» (2005)
Наверное и по сей день самый неоднозначный альбом в дискографии Rammstein. Критика «Rosenrot» с моей стороны сводится к весьма банальному «да это же просто сборник би-сайдов, не вошедших на предыдущую запись». Очевидно, что всё самое лучшее группа оставила для «Reise, Reise», а желание поскорее выпустить следующий альбом, составленный почти целиком из ранее записанных песен – не самое популярное решение.
Но важно отметить – нет такого альбома Rammstein, который я так или иначе не хотел бы слушать целиком. Даже если не готов признать его отличным.
Также «Rosenrot» является для Rammstein примерно тем же, чем «Ultra» стала для Depeche Mode – уникальным релизом, в поддержку которого группа так или иначе решила не гастролировать совершенно. Зато поклонники вдоволь насладились очередной порцией любопытных видеоклипов.
Лучшая песня: с удовольствием готов выделить в числе сильнейших надрывную «Spring», классический боевик «Zerstören», обманчиво спокойную «Feuer und Wasser». Но в итоге любимым я за весь период знакомства с этим альбомом вновь посчитаю самый первый сингл – песню о необходимости газифицировать всё, что только нужно.
Худшая песня: давайте так. «Te quiero puta!» – это за текст с перебором даже по меркам Rammstein. И «Stirb nicht vor mir (Don’t Die Before I Do)» за то, что вокал Шарлин Спитери из группы Texas вообще не подходит для этой записи. Увы.
Недооценённая песня: тут как всегда, любимая может стать недооценённой и наоборот. «Ein Lied» – это просто лирический восторг и блаженство. Одна из двух (наверное) баллад Rammstein, вызывающих у меня мурашки по коже.
6-е место: «Liebe ist für alle da» (2009)
По сравнению с моим старым рейтингом заметным сдвигом является уход этого альбома с последнего места на пару строчек повыше. На то есть объективные причины.
Для начала: долгий перерыв между релизами как раз после выпуска «Liebe ist für alle da» вызывал у меня тревогу, ведь альбом я в 2009 году встретил неоднозначно и мне как-то не хотелось, чтобы карьера Rammstein закончилась именно здесь. Но потом вышла «Спичка», прошло какое-то время и вот уже шестой альбом группы поднялся в моих глазах.
Всё дело в банальном балансе между привычными номерами Rammstein и более медленными. Самый простой факт – «Liebe ist für alle da» наверняка останется рекордсменом группы по числу баллад, учитывая все издания альбома. И эти баллады хороши.
При всём этом позитиве данная пластинка едва ли когда-то сможет подняться в моём рейтинге ещё выше просто из-за плохого оригинального треклиста. В конце 2009-го года вышло специальное издание «Liebe ist für alle da», куда вошли несколько не попавших в основной релиз альбома новых песен. Три из них («Führe mich», «Donaukinder», «Halt») я бы с лёгкостью назвал лучшими на этом релизе вообще. К примеру, на Яндекс.Музыке представлено стандартное издание, поэтому ищите эти бонусы на других сервисах.
Но группа в итоге сделала неправильный выбор, на мой взгляд. Что и отразилось на моём итоговом восприятии альбома. Также как факт: здесь в последний раз в студии с ребятами трудился их многолетний продюсер Якоб Хелльнер, условная перезагрузка творчества Rammstein через года проходила уже без его участия.
Лучшая песня: по-честному нужно выбирать из стандартного издания, что я и сделаю. Мне совсем не нравится охота в различных её проявлениях, да и текстовые провокации Rammstein не всегда удаются. Но «Waidmanns Heil» – яркое исключение. Мой любимый момент – взрывной чистый вокал Линдеманна перед припевом:
Auf dem Lande, auf dem Meer
Lauert das Verderben
Die Kreatur muss sterben
Sterben
Худшая песня: на удивление легко и я даже не буду объяснять своё решение. Первый сингл с альбома, представляете. На «Pussy» наложены возрастные ограничения Youtube даже не на видеоклип, а просто на песню! Обманчивая дурацкая приманка, а не песня.
Недооценённая песня: а вот другой сингл «Haifisch» как раз крайне совсем незаметен. Отличная песня, раскрывающая «акульные» отношения между музыкантами в группе. Да и на концертах она не звучит с десяток лет.
5-е место: «Zeit» (2022)
А вот и практически новинка. Хотя вообще-то 29 апреля «Zeit» стукнет целый год! И этого года мне с лихвой хватило, чтобы понять – это лучший альбом Rammstein из последних четырёх.
Время скоротечно, а наша жизнь может закончиться в любой момент. Поэтому лучше зафиксировать это в памяти. Примерно об этом повествует титульная песня альбома, вышедшая первым синглом в марте 2022 года. Спустя год могу сказать – «Zeit» по своей эпичности мало в чём проиграет «Deutschland».
Время
Пожалуйста, стой на месте, остановись
Время
Этот миг должен длиться вечно
Само собой, тематика альбома в том числе вдохновлена событиями 2020-го. У Rammstein отменилась большая часть гастролей и музыканты вынуждены были сидеть по домам. Как ни странно, но до того часто спорившие между собой шестеро мужиков нашли общий язык. Так и родился «Zeit».
К счастью, первый сингл не стал в этом плане каноничным и Rammstein пошли более-менее привычной дорогой. Только сами песни на сей раз оказались в разы сильнее. Да, пускай Тилль вокально сдаёт, но зато ритм-секция поддерживает его. Единственное, что мне сильно не нравится в «Zeit» – некоторые песни неожиданно резко обрываются. Особенно это заметно в «Schwarz» и «Adieu». Последняя и вовсе задумывается едва ли не как прощание Rammstein со слушателями и тем удивительнее, что она не плавно затухает. Но это мои хотелки, уж простите.
Лучшая песня: «Zeit», очевидно. Конкуренцию ей составит и весёлая «Zick Zack» (троллинг над пластической хирургией ради сохранения молодости), и «Armee der Tristen» (о солидарности). Но я всё же выделю для себя «Meine Tränen» – неофициальный продолжатель идей культовой «Mutter».
Худшая песня: Rammstein не были бы Rammstein, не будь у них на альбоме хоть одна откровенно грубая песня. В данном случае без «OK» можно было бы обойтись. Альбом всё же хочется воспринимать более серьёзно.
Недооценённая песня: сложно судить, какой из несингловых номеров мог бы стать таковым. Я выберу «Angst» (всё-таки сингл). Вот бы её услышать на концертах.
4-е место: «Sehnsucht» (1997)
Большая четвёрка в моём новом рейтинге претерпевает незначительные изменения и вот культовый второй альбом Rammstein, один из моих любимых в богатом на релизы 1997-м, опускается пониже. Разбираемся.
Начну с достаточно удивительного для многих факта. При всех достоинствах «Sehnsucht» я никогда не считал его крутым шагом вперёд по сравнению с дебютником. Да, привычный жёсткий звук Rammstein по сути сформировался именно здесь. Да, группа написала несколько шедевральных песен, и по сей день считающихся лучшими в их творчестве. Но в целом, хмм, как цельный альбом «Sehnsucht» немножечко уступает трём другим альбомам. На текущий момент.
Да, даже при наличии «Du hast».
При этом могу отдать должное «Sehnsucht» как минимум за то, что он не боится быть метал-альбомом с заметной электронной направленностью. Тут очень много Флаке и его сэмплов. И они все уместны.
Словом, я извиняюсь перед поклонниками за то, что дискография Rammstein настолько жирная. И «Sehnsucht» вот только четвёртый.
Лучшая песня: давайте уж честно. Если не «Du hast», то другая затёртая до дыр вещица, да?
Худшая песня: спорьте со мной, но «Küss mich (Fellfrosch)» – это на веки вечные самая унылая закрывашка любого альбома Rammstein. Зато я долгие годы ломаю голову, почему вместо неё группа просто качественно не записала в студию великую демку «Wilder Wein».
Недооценённая песня: «Klavier» и «Alter Mann» больше двух десятилетий сражаются за этот скромный титул. И обычно я отдаю своё предпочтение в пользу последней. Далеко не только за брейкбит знаменитой библиотеки сэмплов, звучащий, как крутящийся барабан из шоу «Поле чудес». Мудрость умных стариков всегда была важнее.
3-е место: «Reise, Reise» (2004)
Я могу себя назвать человеком, полноценно росшим на двух альбомах Rammstein, хиты с которых не сходили с экранов музыкальных каналов. Одним из таковых стал кризисный полноформатник 2004-го года, выпущенный спустя три года после предыдущего альбома.
Занятно, что условный сборник невошедшего в «Reise, Reise» материала опустился пониже, а основной альбом поднялся в рейтинге повыше.
Вообще даже в этом альбоме у Rammstein есть тема: путешествия. Но путешествуют они всё равно по-своему, исследуя и любовь, и социальные отношения, и господство мировых лидеров. Получается любопытно.
А, ну и ещё у «Reise, Reise» самая крутая обложка альбома. Это так, важно уточнить. Теперь к песням.
Лучшая песня: все синглы – в яблочко. Но я всегда питал особую любовь к скандальной «Mein Teil» с её леденящей кровь предысторией. Почитайте, если вдруг кто не в курсе.
Из менее заметных песен мощнее всего заиграла «Morgenstern». Ещё бы, ведь от неё даже целый иноагент у нас появился.
Худшая песня: «Los». Вполне могу выбрать что-то совсем отдалённо акустическое и не назвать это плохим.
Недооценённая песня: как ни странно, но в этом статусе я вижу даже одноимённую песню, не выпускавшуюся как сингл, редко игравшуюся живьём после тура в поддержку «Reise, Reise». Не будь она открывашкой альбома – вообще бы про неё никто и не знал.
2-е место: «Herzeleid» (1995)
Дебютник Rammstein люблю всем сердцем. За то, что он открыл эту группу миру. За то, что отчасти вызвал интерес незнакомцев к тяжёлым стилям музыки, в частности индастриалу. И за то, в каком виде он записан. Местами суховат, но всё равно стремится вам понравиться. Не зря же коллектив во главе с Рихардом настоял на том, чтобы его смикшировали точно так, как видела группа. Хотя особого веса в шоу-бизнесе Rammstein тогда не имели.
К тому же Тилль тут голосит будь здоров. Что же ещё надо для успеха?
А, ну и как же без неоднократно процитированной массами истории о том, что первым из звёзд Rammstein были услышаны культовым режиссёром Дэвидом Линчем. Следует признать – в «Lost Highway» песни малоизвестных немцев влились органично. Никто и не удивился, что спустя годы они сами стали большими звёздами.
А «Herzeleid» заложил этот важный кирпич.
Лучшая песня: я сломаюсь, прежде чем выберу что-то одно. «Heirate mich» – это как раз за Линча. «Seemann» – за первую великую балладу. «Du riechst so gut» – за отсылки к Зюскинду и первую попытку выпустить великий хит. Но я отдельно выделю «Wollt ihr das Bett in Flammen sehen?», потому что именно она конкретно характеризует Rammstein. И направляет их на верную дорогу.
Худшая песня: таковой тут нет, но меньше всего мне нравится чересчур рваная «Weisses Fleisch». И всё.
Недооценённая песня: что угодно, начиная от подчинительной «Der Meister», тягучей «Das alte Leid» и завершая умеренно танцевальной «Laichzeit».
«Herzeleid» стоит того, чтобы переслушивать его неоднократно, но первое место я всё же вновь отдам другой работе.
1-е место: «Mutter» (2001)
«Mein Herz brennt», «Links 2-3-4», «Sonne», «Ich will», «Feuer frei!», «Mutter»... Перед вами альбом, где от удовольствия сносит крышу даже при простом скроллинге треклиста. И да, именно на этом месте моё знакомство с Rammstein в своё время приняло ощутимые очертания и эта любовь к немецкому тяжу остаётся со мной с тех самых пор. 2001-й и 2002-й были для меня слишком беззаботными. А что ещё вы хотели от второклассника?
Смотришь вот телевизор, а там один за другим клипы, где то грязные мужики копаются в шахте, то муравьи борются с жуками, то идёт крайне авантюрное ограбление банка. И всё это сопровождается абсолютно незабываемой музыкой. Всё правильно сведено и сыграно. Всё идеально.
Хотите вы этого или нет, но «Mutter» для Rammstein является ровно тем же, чем «Violator» стал для Depeche Mode – образцовым альбомом, который не нравится исключительно занудным снобам.
Давайте вспомним, за что его так ценят.
Лучшая песня: нет, есть всё-таки одна живая претензия к «Mutter». Многих (не меня) утомляет слишком равномерный треклист. Синглы сосредоточены строго в самом начале альбома, а в конце остаётся более экспериментальная часть. Так, наверное, правильно. Особенно когда выбор наилучшей песни кажется невероятным.
Давайте я всё же выберу «Mein Herz brennt», как наилучший способ зажечь искру!
Худшая песня: здесь нет таковой. Обычно вспоминают бедную «Rein Raus», но я не собираюсь её пинать.
Недооценённая песня: с 7-й по 11-ую дорожку – не промахнётесь. Хотите детского голоса – выбирайте «Spieluhr». Хотите оду свитеру или заблокированной в России соцсети современным тенденциям, предсказанную 20 лет назад – «Zwitter». «Adios» – прекрасное преждевременное до свидания. «Nebel» – лучшая баллада Rammstein.
Обещанные бонус-позиции.
Лучший сборник – «Made in Germany 1995–2011». Лучший ранний концертный альбом – «Live aus Berlin». Лучший концертник на пике карьеры – «Völkerball». Выбирайте на любой вкус.
Мой разбор дискографии Rammstein подошёл к концу. Не забудьте в комментариях к этому материалу составить ваш рейтинг, прежде чем писать, что автор ничего не понимает. Спасибо большое!
Ссылочки на пару других дискографий в аналогичном формате:
Напоминаю о возможности поддержать автора канала монеткой. Эта функция исключительно для богатых людей и не является обязательной:
https://yoomoney.ru/to/410013170821038
Мой Телеграм, где мы обсуждаем новости в более неформальной обстановке: