На Северный Кавказ приезжает свыше 4 миллионов человек в год. К 2030 году количество путешественников, выбирающих объекты СКФО для отдыха и лечения, может возрасти до 9-10 млн. Какие направления выбирают туристы сейчас, на чем будет сделан акцент в развитии региона в десятилетнем горизонте планирования и зачем нужны единые стандарты кавказского гостеприимства, принятые совсем недавно, — обсудили эксперты на Петербургском международном экономическом форуме в рамках паблик-тока «PRO-тренды». Дискуссия «Конкурентные преимущества Северного Кавказа: как подать, чтобы продать?» состоялась в медиагостиной АиФ.
«PRO-тренды» — это мультимедийный спецпроект «Аргументов и фактов». Серия паблик-токов и личных интервью экспертов в самых разных направлениях: в науке, технологиях, креативных индустриях, туризме и многом другом. Все четыре дня форума в медиагостиной журналисты общались с гостями редакции и транслировали эти дискуссии на сайт, в соцсети и в Ютьюб.
Гостями паблик-тока «PRO-тренды: туризм» стали:
- Христофор Константиниди, председатель экспертного совета комитета Государственной Думы Российской Федерации по туризму и развитию туристической инфраструктуры, руководитель образовательной программы «Менеджмент индустрии гостеприимства и туризм» Финансового университета;
- Хасан Тимижев, исполнительный директор «Кавказ.РФ»;
- Алексей Волков, президент общенационального Союза индустрии гостеприимства;
- Муслим Байтазиев, министр туризма Чеченской Республики. Фото: пресс-служба Кавказ.РФ
Важен баланс
Северный Кавказ становится для внутренних туристов точкой притяжения всё больше и больше. По словам Хасана Тимижева, на курортах региона динамика туристического потока постоянно улучшается. «И, — сказал он, — какие бы макроэкономические изменения вокруг нас ни происходили, туризм живёт в своём отдельном микроклимате. Примерно 10-15% прироста — за счёт ограничений выезда путешественников за рубеж, но сохраняются и те ежегодные 10-15%, которые позволяет нам наша постоянно улучшающаяся туристическая инфраструктура. Отрадно, что те, кто выбрал Кавказ вместо заграницы, поняли, что у нас ничуть не хуже, и, надеюсь, станут приезжать к нам снова».
Тимижев также добавил, что ежегодно Северный Кавказ принимает 4 млн туристов, включая 650 тыс., что приезжают в курортные зоны. При этом, по его словам, создание туристической инфраструктуры в регионе идёт опережающими темпами.
«При этом, — обратил внимание участников дискуссии Христофор Константиниди, — сегодня потенциал этого региона не реализован даже на четверть, он очень большой, и, наверное, мы только впереди увидим ключевые прорывы».
Константиниди вместе с тем добавил, что во всём важен баланс: необходимо сохранить природу Северного Кавказа, его социальное благополучие, проектировать туристическое развитие с учётом социальных аспектов, поскольку очень важны контакты и взаимоотношения местного населения с приезжающими туристами. Важно гостей своевременно информировать об обычаях и традициях народов этой земли, поскольку кроме главной из них — гостеприимства, важно учитывать и другие, чтобы относиться к местному населению уважительно. И когда ещё всё впереди, можно вести процесс правильно, по-умному, учитывая все аспекты и гармонизируя его.
По мнению руководителя образовательной программы «Менеджмент индустрии гостеприимства и туризм», нельзя, если речь об устойчивом развитии туризма, допустить хаотичных застроек, нагрузки на экологию и перегрузок инфраструктуры, чтобы не привести к загрязнению водных объектов.
«Туризм, — продолжил Константиниди, — мощнейший инструмент социально-экономического развития территории, но мы можем упустить главное — нарушить балансы материально-исторического наследия народов Кавказа для жизни будущих поколений. Сегодня ведь речь идёт о создании новых курортов — например, в Дагестане. Важно к этому моменту подходить очень системно, учитывая все возможные последствия: экономические, экологические, социально-культурные».
Как подчеркнули эксперты в ходе дискуссии, не всегда верно ставить во главу угла увеличение турпотока. Сначала нужно проанализировать, как существующий турпоток соизмеряется с экономическим ростом и благосостоянием населения. Если прирост отдыхающих происходит за счёт демпинга и приезжают, условно, туристы, которые не привозят деньги и не тратят их на территории субъекта, и это вариант нормы, то здесь много минусов и подводных камней. Нагрузка на бюджет, на инфраструктуру, на отчисления, разного рода убытки. Поэтому иногда появляется такой тренд в мировой практике, как демаркетинг на территории, когда, наоборот, нужно, с одной стороны, снизить количество приезжающих, с другой стороны, определить категорию. При этом важно не забывать и о социальной категории отдыхающих — пенсионерах, детях, инвалидах.
Курортам нет числа
Муслим Батайзиев отметил, что туристы на Кавказ едут ещё и за самобытностью. Кавказ уникален, здесь много разных национальностей со своей культурой, традициями, обычаями. «Например, в Чеченской Республике, — сказал он, — основная достопримечательность — её народ, нам очень приятно принимать гостей, которые уезжают от нас с частичкой нашей республики в сердце, обретя новых знакомых и друзей, с которыми зачастую завязывается дружба на всю жизнь».
Туризм на Северном Кавказе, по словам спикера, ещё и мягкая политическая сила, которая может донести до жителей России вести не только о том, что край процветает, но и рассказать, что он встал на путь созидания, мира и благополучия.
Ещё один важный аспект затронул Алексей Волков, когда напомнил, что Северный Кавказ — главная здравница страны, и добавил, что сейчас образовался запрос на создание курортного кластера, где можно было бы пересмотреть подходы к санаторно-курортному лечению. «Здоровому образу жизни, о котором сегодня так много говорят при серьёзном спаде количества населения, — продолжил спикер, — на Северном Кавказе надо уделять особое внимание. Сегодняшний турист выбирает комплексный туристический продукт, где есть и море, и горы, есть развлечения, отдых и возможность оздоровиться».
К этому Христофор Константиниди добавил, что оздоровление имеет огромный экономический эффект: снижение количества заболеваний и больных повышает производительность труда, давая комплексный эффект. Спикер также обратил внимание участников обсуждения, что санаторно-курортные точки — прерогатива не только КавМинВод: санатории, пансионаты, оздоровительные комплексы есть и в других регионах, о которые широкая аудитория ещё не знает. «Это одно из конкурентных преимуществ Северного Кавказа и инструмент для государства», — заключил он.
Для того чтобы повышать уровень сервиса и качества услуг и подходить к вопросу комплексно, сразу 8 субъектов приняли единые стандарты кавказского гостеприимства в рамках реализации нового туристического проекта «Кавказ Gran Turismo». Эта пошаговая инструкция внедряется в Ставропольском крае, Карачаево-Черкесской Республике, Ингушетии, Республике Кабардино-Балкария, Дагестане, Северной Осетии, Чеченской Республике, а также Республике Адыгея.⠀
Больше срочных и эксклюзивных новостей — в телеграм-канале АиФ