Найти в Дзене

Елена Левкиевская «Миф – попытка ненаучного понятия мира»

Елена Левкиевская. Мир русской волшебной сказки.

Мир русского мифа и волшебной сказки знаком каждому с раннего детства. Как он устроен? Кто его герои? Как выбрать то, что может пригодиться в сегодняшней реальности? Расшифровать все это поможет специалист по славянской мифологии, доктор филологических наук Елена Левкиевская. В своей книге «Мифы русского народа» Елена Евгеньевна говорит о том, миф по большей части состоит из реконструкций. Получается, что мир древних славян можно изучать лишь по косвенным данным. Если говорить о глубокой древности, то мы имеем только два источника, на которые возможно опираться.  Это праславянская традиция (древнейшие обычаи и верования) и то, что оставили потомкам средневековые древнерусские книжники, которые вовсе не стремились записывать остатки язычества, потому что сами принадлежали к религии христианства. Поэтому их умение было направлено на обличение язычников, которые все еще сохраняли свои прежние верования. Таким образом,древняя славянская мифология дошла до нас в письменном виде только в качестве небольших обрывков.

М.В. Ломоносов пробовал соотносить героев славянских и римских мифов. Например, Юпитер–Перун, Юнона–Коляда, Нептун–Морской царь. Это объясняется тем, что идея пришла к нему в XVIIIв. то есть в эпоху классицизма, когда античные традиции и культура представлялись эталоном, которому должны следовать все просвещенные. Кроме того, существовала теория (которая потом была опровергнута), что все мифологические системы развиваются по единому принципу, и М.В. Ломоносов последовал этому распространенному стереотипному мнению. Если вспомнить данную классификацию, то наряду с реально существующими персонажами можно увидеть персонажей фантомов. Например, с Венерой сравнивалась богиня по имени Лада. Но так как в то время еще не были развиты фольклорные методы исследования, то некие звуковые сочетания, служащие рефреном в песнях, казались именами собственными и никакой богини Лады не существовало.

Любая мифология – это попытка понять окружающий мир: формы развития природы, взаимоотношения в обществе. Это значит, что носители традиций верят в то, что персонажи реально существуют. Принципиальное отличие от сказки именно в установке на достоверность. Люди, передающие миф, считают его достоверным фактом. Исследователи, которые пытались реконструировать более древнее состояние сказки и понять ее генезис, приходили к мысли, что она не десакрализует миф. Сказка является отражением ритуалов, которые существовали у некоторых народов, и рассматривается, как вербальная инструкция. Владимир Пропп (1895-1970гг. – советский филолог и фольклорист, исследователь волшебной сказки, и один из создателей современной теории текста) считал, что в основе сказки лежит вербальное изложение обряда инициации (в первобытных обществах коллективный обряд, знаменующий переход от детства к взрослому возрасту). А Виктор Топоров (1946-2013гг. – советский и российских филолог, публицист, переводчик и литературный критик) возводил некоторые представления о сказочных героях к персонажам погребального обряда. Большинство исследователей сходятся в том, что в основе сказки лежит вербальное изложение ритуалов.

Сказка часто имеет перевернутую форму. Иван-дурак оказывается самым умным, Царевна-Лягушка становится первой красавицей, а младший брат побеждает старшего. Сказка обладает приемом инверсии, и это заложено в ее природу. Она развивается строго определенным образом не так, как хочет рассказчик, а так как диктует логика. Сказка начинается с какой-то недостачи или беды, когда негативный свершившийся факт становится триггером для того, чтобы сюжет двигался дальше. Сказка состоит из конкретного набора персонажей, каждый из которых выполняет свою функцию. Есть герой, который решает трудные задачи для нивелирования беды. Для того чтобы ему это сделать, нужно пройти определенное количество препятствий, которые создаются антагонистами. И есть те, кого Пропп называет волшебным помощниками, облегчающие прохождение заданий с помощью различных предметов. Сказка движется от одного сюжетного узла к другому по строго заданному алгоритму. И Пропп сумел вычислить этот алгоритм и показать все кажущееся разнообразие сказки и вариантов сказочных сюжетов в тридцати трех функциях, которые последовательно реализуются.

Если вдумчиво читать сказки, то можно отметить, насколько страшные сюжеты в них заложены. Оставленные в лесу дети, людоеды, жестокие мачехи и тд. Но именно эти сказки люди передавали всю жизнь из уст в уста. Мы говорим об условной природе сказки, чтобы понимать, что все это нереально, это особый мир, в котором могут происходить подобного рода вещи. Эта фантастическая реальность заключает в себе важную миссию эстетического удовольствия, которое человек получает от рассказа о страшном, когда он сам находится в полной безопасности. Особенно в детском возрасте необходимо получать некоторые эмоции через преодоление страха в безопасном виде.

Кроме того, Елена Левкиевская рассказала, как с помощью мифологии изучить мир древних славян? Связаны лисказка и смерть? Чем волшебная сказка отличается от фэнтези? О чем на самом деле сказки «Курочка Ряба», «Колобок» и «Царевна Лягушка»? Каким образом культ богини Мокошь оказался самым долгоживущим? И почему в заветных сказках отсутствуют моральные принципы?

А как вы считаете, есть ли место волшебной сказки в современном мире? Пишите свои мнения в комментариях.