Начну немного издалека. Когда мне с десяток лет назад довелось смотреть криминальную трагикомедию "Залечь на дно в Брюгге", авторства одного из моих любимейших режиссёров - Мартина Макдонаха, то я откровенно не понимал персонажа Колина Фаррелла, который буквально плевался от красот славного средневекового купеческого города с не менее славной городской колокольней, вокруг которой и на прилегающей к ней площади разворачивались основные драматические события картины.
Не понимал, потому что сам с детства восхищался средневековой Готикой, которая пронизывала многие аспекты тогдашней культуры: от банального книгопечатания или же монетного дела, до возвышенных архитектуры со скульптурой. О Готике на канале "Звонкий Талер" я писал немало (ссылки на некоторые материалы размещу в конце сегодняшних размышлений).
А ещё я с детства восхищался готическими надписями и сюжетами как на старинных средневековых монетах, так и на более поздних современных нам денежных знаках (выбитых, в основном, в странах Западной и Южной Европы, там где готический стиль достиг своего наивысшего расцвета).
Поэтому мне не удалось обойти вниманием и "главную героиню" нашей сегодняшней статьи - монету достоинством в 50 бельгийских франков, что выбита в память о Всемирной выставке в Брюсселе "Экспо 58", на которой собрались делегации многих стран света, чтобы продемонстрировать свои научные, технические и технологические достижения:
Однако, вовсе не выставкой интересовала меня монета, а изображённой на её обороте ратушей Брюсселя, расположенной в историческом центре города на площади Гран-Плас, весьма напоминавшей мне белфорт Брюгге (так на фламандском языке называют колокольню) из любимого фильма, где показано так много старинных красот: каналов, мостов (собственно и давших название городу), прочих образцов средневековой архитектуры...
Обе постройки выполнены в одном стиле - в так называемой Брабантской готике (тогда как ратушу некоторые искусствоведы причисляют ещё и к Пламенеющей готике). Обе они весьма высоки: башня колокольни Брюгге возвышается на 83 метра над площадью, башня же брюссельской ратуши устремляется ввысь на целых 96 метров!
Звонница была построена около 1240 года, когда Брюгге процветал как центр фламандской суконной промышленности. Восьмиугольная верхняя ступень добавилась к колокольне между 1483 и 1487 годами, а ажурный каменный парапет в готическом стиле разместился на крыше уже в 1822 году. Здание брюссельской ратуши тоже возводилось в несколько этапов: наиболее старая (левая) её часть с башней начала строиться в 1402 году, а в 1444 году был заложен первый камень в правое крыло ратуши, которое получилось несколько короче левого и поэтому здание не симметрично башне. К 1455 году на месте старой колокольни была воздвигнута новая башня, на вершине которой находится 5-метровая статуя повергающего дьявола архангела Михаила - небесного покровителя Брюсселя.
Именно в таком виде ратушу и изобразил на монете художник Карлос ван Дионант (Carlos van Dionant), чей автограф мы лицезреем на реверсе. Его же инициалы "C.v.D." украшают и лицевую сторону, где размещён портрет бельгийского короля Бодуэна I. Если бы на 50-франковике отсутствовал логотип Всемирной выставки, то вполне уместно было бы использовать на монете легенду, выполненную каким-нибудь из готических шрифтов - это смотрелось бы на фоне средневековой ратуши вполне гармонично и уместно. Собственно, монета и так получилась гармоничной - приятно посмотреть, приятно взять в руки, приятно положить в свой альбом!
Звонкий Талер