Найти тему
Звонкий Талер

От Брюгге до Брюсселя (кое-какие мысли, навеянные монетой)

Начну немного издалека. Когда мне с десяток лет назад довелось смотреть криминальную трагикомедию "Залечь на дно в Брюгге", авторства одного из моих любимейших режиссёров - Мартина Макдонаха, то я откровенно не понимал персонажа Колина Фаррелла, который буквально плевался от красот славного средневекового купеческого города с не менее славной городской колокольней, вокруг которой и на прилегающей к ней площади разворачивались основные драматические события картины.

Гай Ричи - режиссёр с большой буквы "Г"
Звонкий Талер8 марта 2022

Не понимал, потому что сам с детства восхищался средневековой Готикой, которая пронизывала многие аспекты тогдашней культуры: от банального книгопечатания или же монетного дела, до возвышенных архитектуры со скульптурой. О Готике на канале "Звонкий Талер" я писал немало (ссылки на некоторые материалы размещу в конце сегодняшних размышлений).

Белфорт Брюгге. Именно с этой башни раненый герой Брендана Глисона сначала бросал вниз монетки, чтобы привлечь внимание своего подельника, сыгранного Фарреллом, а затем выбросился вниз и сам. Если вам кажется, будто колокольня имеет лёгкий наклон относительно основного здания, то вам не кажется - есть метровый крен к востоку...
Белфорт Брюгге. Именно с этой башни раненый герой Брендана Глисона сначала бросал вниз монетки, чтобы привлечь внимание своего подельника, сыгранного Фарреллом, а затем выбросился вниз и сам. Если вам кажется, будто колокольня имеет лёгкий наклон относительно основного здания, то вам не кажется - есть метровый крен к востоку...

А ещё я с детства восхищался готическими надписями и сюжетами как на старинных средневековых монетах, так и на более поздних современных нам денежных знаках (выбитых, в основном, в странах Западной и Южной Европы, там где готический стиль достиг своего наивысшего расцвета).

Поэтому мне не удалось обойти вниманием и "главную героиню" нашей сегодняшней статьи - монету достоинством в 50 бельгийских франков, что выбита в память о Всемирной выставке в Брюсселе "Экспо 58", на которой собрались делегации многих стран света, чтобы продемонстрировать свои научные, технические и технологические достижения:

Королевство Бельгия - 50 франков 1958 года выпуска, посвящённые Всемирной выставке в Брюсселе "Экспо 58". Монета изготовлена из серебряного сплава 835-ой пробы, её масса составляет 12,5 граммов, а тираж с фламандской легендой равен 382 000 экземплярам (с легендой на французском языке таких монет отчеканено больше - 476 000 штук)
Королевство Бельгия - 50 франков 1958 года выпуска, посвящённые Всемирной выставке в Брюсселе "Экспо 58". Монета изготовлена из серебряного сплава 835-ой пробы, её масса составляет 12,5 граммов, а тираж с фламандской легендой равен 382 000 экземплярам (с легендой на французском языке таких монет отчеканено больше - 476 000 штук)

Однако, вовсе не выставкой интересовала меня монета, а изображённой на её обороте ратушей Брюсселя, расположенной в историческом центре города на площади Гран-Плас, весьма напоминавшей мне белфорт Брюгге (так на фламандском языке называют колокольню) из любимого фильма, где показано так много старинных красот: каналов, мостов (собственно и давших название городу), прочих образцов средневековой архитектуры...

Обе постройки выполнены в одном стиле - в так называемой Брабантской готике (тогда как ратушу некоторые искусствоведы причисляют ещё и к Пламенеющей готике). Обе они весьма высоки: башня колокольни Брюгге возвышается на 83 метра над площадью, башня же брюссельской ратуши устремляется ввысь на целых 96 метров!

Брюссельская ратуша запечатлена практически с того же ракурса, с которого изображена на 50-франковой монете. Ратуша (здание городского совета) в Средние века являлась для города символом его независимости, а богатое оформление здания говорило о высоком достатке горожан
Брюссельская ратуша запечатлена практически с того же ракурса, с которого изображена на 50-франковой монете. Ратуша (здание городского совета) в Средние века являлась для города символом его независимости, а богатое оформление здания говорило о высоком достатке горожан

Звонница была построена около 1240 года, когда Брюгге процветал как центр фламандской суконной промышленности. Восьмиугольная верхняя ступень добавилась к колокольне между 1483 и 1487 годами, а ажурный каменный парапет в готическом стиле разместился на крыше уже в 1822 году. Здание брюссельской ратуши тоже возводилось в несколько этапов: наиболее старая (левая) её часть с башней начала строиться в 1402 году, а в 1444 году был заложен первый камень в правое крыло ратуши, которое получилось несколько короче левого и поэтому здание не симметрично башне. К 1455 году на месте старой колокольни была воздвигнута новая башня, на вершине которой находится 5-метровая статуя повергающего дьявола архангела Михаила - небесного покровителя Брюсселя.

Именно в таком виде ратушу и изобразил на монете художник Карлос ван Дионант (Carlos van Dionant), чей автограф мы лицезреем на реверсе. Его же инициалы "C.v.D." украшают и лицевую сторону, где размещён портрет бельгийского короля Бодуэна I. Если бы на 50-франковике отсутствовал логотип Всемирной выставки, то вполне уместно было бы использовать на монете легенду, выполненную каким-нибудь из готических шрифтов - это смотрелось бы на фоне средневековой ратуши вполне гармонично и уместно. Собственно, монета и так получилась гармоничной - приятно посмотреть, приятно взять в руки, приятно положить в свой альбом!

История знаменитого двухвостого льва на чешских монетах
Звонкий Талер27 ноября 2020
Готика современных монет
Звонкий Талер27 мая 2022

Звонкий Талер