В нашем городе наступили долгожданные солнечные летние дни, а с ними пришли и белые ночи. Прекрасная пора для прогулок по городу и для тех, у кого бессонница, и тех, кто просто любит наслаждаться тихими городскими видами.
Выражение «белые ночи» стало общеупотребительным после выхода в свет повести Фёдора Достоевского «Белые ночи», оно означало время влюбленности и мечтаний («Вчера было наше третье свиданье, наша третья белая ночь»).
Есть и другая версия происхождения данного словосочетания. Российский учёный и педагог Морис Михельсон занимался изучением русской фразеологии. В своей книге «Русская мысль и речь: своё и чужое» (1902–1903), ссылаясь на французское выражение «Passer une nuit blanche» («провести ночь без сна»), он полагал, что выражение «белая ночь» означает «бессонная».
Словосочетание «Белые ночи» стало активно использоваться в XX веке в качестве названия для периодических городских изданий. В период 70-х годов в Ленинграде издавался сборник документально-художественных очерков «Белые ночи», а в начале XX столетия в Петербурге существовало несколько литературных альманахов с таким названием.
Период белых ночей всегда вдохновлял поэтов, художников и творческих людей. И для каждого из них белые ночи производили разные эмоции. Художник Александр Бенуа, тонко чувствующий особенность Петербурга, писал: «Белые ночи – сколько о них уже сказано и писано. Как ненавидели их те, кто не могли к ним привыкнуть, как страстно любили другие. Но нигде белые ночи так не властвовали над умами, не получали… такого содержания, такой насыщенности поэзией, как именно в Петербурге, как именно на водах Невы. Я думаю, что сам Пётр, основавший свой Петербург в мае, был зачарован какой-нибудь такой белой ночью, неизвестной средней полосе России».
О нежном, тревожном очаровании белых ночей писал Александр Куприн в рассказе «Белые ночи» (1904): «Их странное томление начинается с восьми, девяти, одиннадцати часов вечера. Ждешь ночи, сумерек, но их нет. Занавески на окнах белые. Тянет на улицу». Но стоит только в белую ночь «сгорбившись, осторожно, крадучись» выйти на петербургскую улицу, как люди, точно в старинной сказке, лишаются тени. Белая ночь виделась писателю как некий портал, через который человек попадает в пропасть, в бездну. Исчезнут жители, но Петербург переживёт их. «И вот будут проходить дни и ночи... И по ночам будут стоять молча огромные дома, и церкви, и статуи с незрячими, устремлёнными вперед глазами, и музеи, и театры... И бессонный свет белых ночей будет таинственно ласкать бронзу и камень».
На нашем портале вы можете найти интересные исторические сведения, путеводители и раритетные издания, посвящённые Санкт-Петербургу.