Найти тему
"На лыжи!"

Юрий Бородавко: «На лыжи!» находят всё новые темы, которые всегда интересны»

Проект «На лыжи!» во время традиционного общего сбора национальной команды в Малиновке пообщался со старшим тренером сборной России Юрием Викторовичем Бородавко на тему детско-юношеского спорта. Интервью – вашему вниманию.

Фото: Проект «На лыжи!». Малиновка, июнь 2023
Фото: Проект «На лыжи!». Малиновка, июнь 2023

— Юрий Викторович, как давно вы были на детско-юношеских соревнованиях? Вообще, хотя бы ради интереса просматриваете какие-то протоколы?

— Протоколы всегда просматриваю, мне интересно, из каких регионов у нас появляются молодые перспективные спортсмены, отслеживаю их рост. Кто-то остаётся на своём уровне, кто-то продолжает расти, а кто-то выбывает. Ну и отмечаю, с какими тренерами работали перспективные лыжники. Сам, к сожалению, не успеваю посещать детско-юношеские соревнования, физически нет времени. Но я много общаюсь с теми тренерами, которые работают на детском уровне, получаю всю информацию по тем звёздочкам, которые появляются.

— Как считаете, по сравнению с вашими временами сейчас юные спортсмены более подготовлены к переходу на более серьёзный уровень или нет?

— Раньше конкуренция на юношеском уровне была выше, на мой взгляд. Но сократились возможности полноценно и качественно тренироваться. Я всегда стою на той позиции, что тренеры юниорской и молодёжной сборной должны брать «хвосты», то есть спортсменов, которые по каким-то причинам не смогли сразу отобраться, которые находятся чуть сзади лидеров своего возраста. Возможно, у них хуже возможности для тренировок, возможно, у них хуже инвентарь на гонке. Нужно давать им возможность проявить себя в тренировках с сильнейшими, а там уже смотреть. Часто бывает, что люди, которые пришлись с «хвостовиков», в дальнейшем становятся полноценными членами юниорской команды.

— В чём основная проблема юных лыжников, которые переходят на более серьёзный уровень? Чего им не хватает?

— Всё одно и то же. Не все одновременно созревают физиологически, кто-то раскрывается за счёт активных интервальных скоростных тренировок и поднимается на более высокий уровень. Чтобы выступать среди мужчин, нужна хорошая база и физические кондиции, которые важны на взрослом уровне. Нужно созреть, окрепнуть, а потом идти дальше.

— Влияет ли на работу детских тренеров порой отсутствие нормального инвентаря и невозможность выехать куда-то на сборы? Или в таком возрасте для спортсменов это вообще не главное?

— Конечно, это играет свою роль. Те регионы, которые имеют возможность тренироваться в лучших условиях, имеют преимущество. Но в конечном итоге талант всегда пробивает себе путь наверх за счёт соревновательной практики. И когда в дальнейшем получают хорошие условия и инвентарь, то становятся явными лидерами.

— По вашему мнению, нужна ли единая методика подготовки юных лыжников? Ведь в России каждый тренер по-своему видит работу со спортсменами. Кто-то берёт объёмами, кто-то бесконечными ускорениями, кто-то просто форсирует ребят, которые в 12 лет бегут наравне с 18-летними.

— Поскольку дети начинают заниматься в разном возрасте, кто-то в семь лет, а кто-то в 12, у каждого свой путь. Единой методики быть не может, но определённая направленность развития юношеского спорта должна быть. Это плотно используется в Норвегии, например. До определённого возраста там тренерам запрещается проводить интервальные тренировки с отсечкой по секундомеру. Всему должно быть своё время. К сожалению, мы видим, что многие молодые спортсмены очень сильно разогнаны, великолепно выступают в юношах, неплохо выступают в юниорах, а во взрослом спорте никак себя не проявляют. Это и есть следствие форсированной подготовки, спортсмены выхлёстывают себя раньше времени.

— Может быть, единые тесты по возрастам делать?

— Это и есть сертификация. В каждом возрасте спортсмены должны обладать определёнными навыками. В Минспорта сейчас пытаются прийти к такой сертификации и определённым методическим направлениям каждого года подготовки: какие объёмы должны быть, какая интенсивность. Постепенно такая система внедряется, чтобы в спортивных школах были критерии тренировочной работы, а тренеры знали, к чему они должны готовить своих детей.

— А вы не готовы принять участие в такой работе в качестве консультанта? У вас гигантский опыт.

— У нас есть очень грамотные специалисты в этой области. У меня, к сожалению, совсем небольшой опыт работы с детьми. Я порой с восторгом смотрю на работу детских тренеров, слежу за их тренировками. Многие специалисты в плане разработок подобных стандартов и методик сделают это как минимум не хуже меня.

— Вы сторонник проведения соревнований среди детей с раннего возраста или считаете, что не нужно их до юношеского возраста соревнованиями изводить?

— Соревнования обязательно нужно проводить, поскольку спортсмены должны реализовываться и чувствовать азарт гонок. Сплошные тренировки вряд ли кого-то вдохновляют. Как правило, подбираются самолюбивые спортсмены, которые хотят быть лучшими и хотят обыгрывать всех, а рядом находятся точно такие же, которые с ними не согласны. В такой конкуренции и можно дальше развиваться. Дети должны соревноваться и выплёскивать эмоции, они должны понимать, к чему они готовятся.

— Проект «На лыжи!» проводит межрегиональное первенство для возрастов 13-14 и 15-16 лет. В России достаточно соревнований для спортсменов именно этого возраста?

— У нас достаточно много соревнований проводится для этого возраста внутри регионов – города, районы. Да и межрегиональные старты есть, например, Кубок «Золотого кольца», где-то даже наподобие «Тур де Ски» соревнования проводятся. Это стимулирует работу как тренеров, так и самих спортсменов заставляет проявлять себя. Стартов в нашей стране вполне достаточно, чтобы лыжники этого возраста могли получить соревновательную практику и понимать, каким трудом даются победы.

— Многие спортсмены в 16-17 лет бросают тренироваться из-за обид, что не взяли дальше, считают, что у нас странная методика отбора в вышестоящие команды. Вы с этим согласны?

— Система отбора действительно достаточно жёсткая. Раньше были различные центральные советы и общества, в которых каждый спортсмен мог себя найти: если не попадал в основную команду юниорскую команду, была «Дружба», были «Труд», «Буревестник». Каждый спортсмен был охвачен, а сейчас этого нет. Я прекрасно понимаю состояние спортсменов, которые чувствуют себя обиженными, ведь в юниорскую сборную идут лучшие из лучших, ну и ещё 4-5 человек, которые остаются в зоне внимания тренеров. На всю Россию — 12-14 человек. Конечно, это очень мало! У нас много достойных спортсменов, которые могут обыгрывать сверстников из юниорской сборной, главное их сохранить. На мой взгляд, было достаточно примеров, когда спортсмены не попадали в юниорскую сборную, а потом сразу пробивались в основной состав. Это говорит о том, что они не опускали руки, а продолжали тренироваться, готовиться, настраиваться и показывали результат.

— При формировании юниорской сборной тренеры команды прислушиваются к мнению старших тренеров основной сборной?

— Конечно, мы рекомендуем обратить внимание на того или иного спортсмена. И если такие спортсмены не попадают в основной юниорский состав, их могу привлечь за счёт регионов. Но обязательно у таких спортсменов должны быть своя изюминка, чтобы тренеры в них что-то разглядели, что они смогут стать если не одними из сильнейших, то создавать конкуренцию. В общем, юниорский состав тренеры отбирают достаточно объективно, всё по результатам. Но, как правило, за восьмые-десятые места самая большая битва.

— Всегда с юниорской сборной тренируются спортсмены «прицепом». Как вы думаете, можно ли расширить отбор в юниорскую команду? Например, проводить какие-то сборы с участием, условно, 30-40 спортсменов, из которых уже и будет делаться выбор после летних сборов?

— Тут есть серьёзная проблема, поскольку состав юниорской команды ограничен восемью спортсменами у ребят, и восемью спортсменками у девочек. Даже если учесть, что кто-то уходит, а кто-то приходит, то преимущество будет у тех, кто пришёл в команду в предыдущем сезоне. Они уже становятся лидерами, а новых юниоров привлекается в лучшем случае четыре человека. Конечно, это очень мало. Когда я работал с юниорской командой, то предлагал привлекать в состав по 12 человек. Мы должно расширить состав именно до 12 человек, чтобы дать шанс большему количеству молодых спортсменов, а потом по результатам определить, кто пойдёт дальше в молодёжную команду или сразу в основную.

— Можно ли взять в лыжные гонки 15-16-летнего спортсмена, не занимавшегося лыжами и вообще спортом, только на основании тестирования, и сделать его сильным лыжником?

— Такого не бывает. Лыжные гонки — достаточно консервативный вид спорта, где требуются определённые навыки по технике, по выносливости, по работе мышечной системы. Много нюансов, которые не позволят взять высоту с наскока. У нас было много чемпионов по тестированию, как минимум уровня Бьёрна Дэли. Но по результатам…

— Как относитесь к «форсированию» юных спортсменов? Ведь они же бегут быстрее сверстников, а у многих хватает ресурсов и на юниорском, а также взрослом уровне. Были у вас спортсмены, которые явно делали объёмы не по возрасту, но всё равно бегали долго?

— Максим Вылегжанин, например, который очень поздно раскрылся, а бегал до 37-38 лет. То же самое и Алексей Прокуроров. Здесь очень тонкая грань между форсированием и бережным отношением к спортсменам. Можно доберечься до того, что спортсмен ни в какую команду не попадёт. Очень многое зависит от умения тренера и от его понимания ситуации. Важно дать юному спортсмену набрать кондиции, но не выхлестнуть свои внутренние резервы.

— Как вы относитесь к работе проекта «На лыжи!»? Нужна такая работа?

— Такая работа нужна, поскольку вы затрагиваете серьёзные, разносторонние и главное, профессиональные вопросы, которые на сегодняшний день просто необходимы. Вот, например, я даю это интервью и пытаюсь ответить на ваши вопросы так, чтобы посмотреть чуть шире, чем обычно. Кто прочитает или посмотрит – сделает для себя свои выводы. Что касается спортивной части вашей работы, сделано уже очень много, и вы находите всё новые темы, которые постоянно интересны. Надеюсь, у вас самая большая аудитория, которая следит за лыжными гонками и находит ответы на все возникающие вопросы.

— Мы совместно с СибГУФК разработали три курса для тренеров, работающих с юными спортсменами? Готовы помочь нам в качестве консультанта и эксперта?

— С удовольствием поучаствую.