Дорогие читатели и гости данного блога!
Многие туристы, возвращающиеся из путешествия по Армении, остаются под впечатлением от величественной красоты и монументальности Еревана. Широкие проспекты, застроенные сооружениями в классическом стиле, тенистые бульвары и просторные площади с фонтанами, парки, скверы и, конечно же, нарядные фасады домов, отделанные красным туфом, главным строительным материалом Армении. Если же взглянуть на карту Еревана, то невооруженным глазом становятся заметны городская симметрия и строгая геометрия центральных улиц. Однако, Ереван был таким далеко не всегда. Напротив, армянская столица, по крайней мере центральная ее часть, стала одним из первых городов в Советском Союзе, спроектированных в соответствии с генеральным планом, дальнейшее воплощение в жизнь которого растянулось на долгие десятилетия и не окончено по сей день.
Ереван образца начала XX века – это небольшой 30-тысячный губернский город на далекой окраине Российской империи. За свою 2800-летнюю историю Ереван успел побывать в составе Персии, Османской империи и более ранних арабских государственных образований, неоднократно разрушался и разграблялся, будучи ареной опустошительных войн, но всякий раз жизнь вновь прорастала сквозь обломки истории. Получив статус центра российской губернии, Ереван (тогда еще Эривань) начал постепенно превращаться из бедного города с типично восточными узкими улочками и малоэтажными глинобитными строениями в современный (разумеется, по меркам XIX века) город. В Ереван пришла железная дорога, в городе появлялись новые промышленные предприятия, строились новые церкви, образовательные и медицинские учреждения. Однако, всего этого было недостаточно для решительного рывка в светлое будущее, и уже после установления в Армении советского власти было решено радикально перестроить Ереван, радикально настолько, что от старого города по итогам не осталось и следа.
Главным идеологом строительства нового Еревана и автором генерального плана столицы Армении являлся архитектор и градостроитель Александр Таманян. Свой план масштабной реконструкции Еревана Таманян представил еще в середине 20-х годов прошлого века, а вскоре ударными темпами началась и его реализация, которая де-факто не завершена по сей день. План Таманяна предполагал едва ли не строительство нового города с нуля. Архитектурный стиль обновленного Еревана предполагал множественные отсылки к исторической национальной архитектуре, в том числе церковной, а также повсеместное использование красного туфа как строительного материала.
Один из туристических порталов называет Таманяна человеком, сделавшим «из типичного ближневосточного поселения с пыльными улицами и глинобитными домами неповторимый по стилю современный мегаполис». Быть может, доля правды в этом утверждении действительно есть. Да и к тому же советская реконструкция Еревана имела ряд неоспоримых плюсов: электрификация города, прокладка водопровода и канализации, а также посадка деревьев на окрестных холмах, защитивших город от песчаных бурь. Вот только строительство нового «неповторимого» города происходило на месте снесенного практически подчистую старого Еревана. Почти все ранее построенные здания, включая большинство церквей и мечетей, были попросту уничтожены. В итоге исторических (дореволюционных) памятников архитектуры в современном Ереване буквально наперечет, и что самое невероятное, их число продолжает снижаться.
От многих исторических зданий остались одни лишь лицевые фасады. Это так называемый фасадизм – архитектурно-строительный метод, подразумевающий сохранение оригинального фасада отдельно от остального здания, снесенного и замещенного новым. Фасадизм часто называют компромиссом между полным сносом здания, наиболее выгодным с финансовой точки зрения для девелопера вариантом, и его реставрацией, наиболее затратным вариантом. Снести (,) нельзя (,) оставить.
Как по мне, фасадизм – самое отвратительное из всех проявлений современной архитектуры, демонстративное сохранение передней стены памятника архитектуры, на восстановление которого пожалели денег, времени или других ресурсов, а то и просто не сочли достойным бережного отношения. Полностью снесенное здание, исключая разве что совсем уж выдающиеся архитектурные сооружения, так или иначе будет со временем забыто, а вот сохраненный фасад на долгое время так и останется напоминанием о без преувеличения преступной халатности и наплевательском отношении к исторической городской среде.
Ереван в этом отношении служит максимально показательным примером. Современные громадные офисные центры и жилые комплексы из стекла и бетона довлеют над оставленными фасадами двух- и трехэтажных зданий из благородного темного туфа.
Удивительно, но здания, которым повезло пережить реконструкцию Таманяна, в наши дни приходят в запустение и разрушаются, доживая свой век забытыми и оставленными без внимания.
Другим везете чуть больше [везение тут, правда, сомнительное]. За их восстановление берутся девелоперы. Впрочем, касается оно, как нетрудно догадаться, исключительно лицевого фасада, ведь реставрировать здание полностью дорого и долго, а вложенные средства едва ли удастся отбить в краткосрочной перспективе. Да и не уместишь в малоэтажном здании тысячи квадратных метров офисных и торговых площадей. То ли дело, когда надстроишь над ним еще с десяток этажей.
Так, например, представленный на фото выше проект современного здания вполне неплох с архитектурной точки зрения. Жаль только, для его реализации было жизненно необходимо снести историческое здания в самом центре города. Ну, а его передняя стена, хочется верить, послужит в назидание потомкам, сохранив хотя бы примерное представление о том, как мог бы выглядеть Ереван, если бы столетие тому назад не затеяли масштабную перестройку города. В армянской столице, увы, вошли во вкус и остановиться не могут по сей день. И ведь одно дело, когда новые здания появляются на том месте, где еще вчера была пустыня, как в том же Дубае, а другое, когда возводятся они на месте снесенных исторических сооружений.
Несмотря на то что центральная часть Еревана, представляющая собой круг с диаметром всего полтора километра, подверглась перестроению в первую очередь, здесь до сих пор зияет множество пустот, где уже совсем скоро развернется бурное строительство. Очевидно, что современные архитекторы ушли слишком далеко от изначальных планов Таманяна создать город-сад, что заставляет ностальгировать не только по дореволюционному Еревану, но даже и по советскому городу, создававшемуся в рамках генерального плана.
Вот и получается, что отдельные чудом уцелевшие исторические здания Еревана либо частично разрушены и заброшены, либо сохранены исключительно в виде лицевого фасада, либо зажаты более поздними высотными строениями и оттого почти незаметны. Увы, но хоть сколько-нибудь цельной исторической застройки в столице Армении фактически не осталось.
При этом по всему городу можно увидеть плакаты с историческими фотографии, напоминающими жителям Еревана о том, как выглядел их город столетие тому назад. И я вполне допускаю, что местами он и впрямь представлял собой «типичное ближневосточное поселение с пыльными улицами», но в то же время, если судить по фотографиям, это был вполне симпатичный малоэтажный город с классической застройкой, со своим шармом и колоритом. Стоило ли уничтожать его практически полностью, чтобы на его месте с нуля построить новый город? Вероятно, есть немало доводов в пользу утвердительного ответа, однако, на мой взгляд, решающим фактором все же является архитектурная преемственность, а точнее, ее отсутствие в современном Ереване.
И тем не менее в армянской столице есть несколько оазисов с сохранившейся дореволюционной застройкой, по котором мы и сегодня можем составить мнение об облике старого Еревана. Первый такой оазис – небольшой участок улицы Анрапетутян (Республики) от сквера с Вернисажем до проспекта Тиграна Меца. Здесь сохранилось сразу несколько исторических зданий ... и еще несколько фасадов исторических зданий.
Любопытно, что до революции в Армении в качестве строительного материала был более популярен черный туф, а вот в генеральном плане Таманяна и, как следствие, в облике современного Еревана преобладает красный туф. Так и сохранившиеся исторические здания армянской столицы преимущественно черного (темного/темно-коричневого) цвета. Такого же цвета историческая застройка Гюмри, второго по численности города Армении, не подвергавшегося в отличие от столицы столь масштабным преобразованиям.
Особняком среди всех зданий на улице Анрапетутян стоит бывшее консульство Персии (название современного Ирана до 1935 года), разместившееся в 1890-х годах в здании, принадлежавшем богатому ереванцу персидского происхождения. В советские годы все консульства были перенесены в Москву, а здание было передано армянскому Комитету помощи. Впоследствии в нем также располагались вечерняя школа Коммунистической партии и прокуратура Aрмянской армии. С 1963 года внутри размещается Армянский комитет охраны памятников.
Несколько дореволюционных зданий также сохранились на улице Мовсес Хоренаци, названной в честь крупнейшего армянского средневекового историка, жившего в V веке.
Одно из них отдано под нужды республиканского объединения ветеранов имени маршала Баграмяна, прославленного советского военачальника, командовавшего армиями и фронтами во время Великой Отечественной войны. В здании, кстати, даже сохранились оригинальные деревянные двери, совсем уж уникальный случай по меркам Еревана.
В соседнем здании размещается Ереванский артистический театр, носящий имя Мгера (Фрунзика) Мкртчяна, всенародно любимого армянского актера и режиссера, которому в этом блоге не так давно была посвящена отдельная статья.
Еще одно место небольшого сосредоточения исторических зданий Еревана расположено на улице Абовяна, одной из старейших улиц города, сохраненной при реконструкции города по генеральному плану Александра Таманяна. Куда более значительный урон улица понесла уже в 2000-х года при прокладке пешеходного Северного проспекта, застроенного элитным жильем, торговыми и офисными центрами, бо́льшая часть из которых по сей день пустует.
Настоящей жемчужиной улицы Абовяна является дом доктора Оганеса Оганесяна, известный также под названием Здание АОКС (Армянского общества культурных связей с зарубежными странами). Построенное в 1915 году здание стало первой частной хирургической клиникой во всей Армении, на первом этаже располагались хирургическое и офтальмологическое отделения, а на втором жил сам Оганесян. Но главное, в архитектуре этого облицованного черным туфом здания угадываются черты мавританской архитектуры, включая круглые арочные окна и восточные орнаменты.
Еще несколько исторических зданий можно увидеть на тихой, тенистой улице Мгера Мкртчяна, как раз по пути от улицы Анрапетутян к улице Мовсес Хоренаци.
Увы, но сохранившиеся дореволюционные здания, разбросанные по центру Еревана, не позволяют составить полную картину того, как выглядела столица Армении, прежде чем была выбрана объектом многочисленных градостроительных и архитектурных реформ. Но и эти фрагментарные свидетельства ускользающей красоты Еревана заставляют усомниться в необходимости сноса старого города и строительства на его обломках города нового.
Но если судить о целесообразности реформ столетней давности можно разве что в жанре эдакой архитектурной ретроспективы, то задаваться вопросом, почему остатки исторической застройки Еревана XIX-XX веков продолжают последовательно уничтожаться, не только можно, но и нужно здесь и сейчас. И пусть дореволюционные строения уже давно не играют значимой роли в формировании облика столицы Армении, чем меньше их остается на карте города, тем более ценен каждый из сохранившихся объектов в отдельности.
Даже несмотря на то, что количество исторических сооружений в сегодняшнем Ереване крайне мало, они продолжают оставаться подлинными украшениями города. Вопрос бережного отношения к ним чрезвычайно актуален для 2800-летнего Еревана, в котором практически отсутствуют древние памятники архитектуры, а в качестве исторических достопримечательностей выступают как раз-таки здания, построенные на рубеже XIX и XX веков. Хотелось бы верить, что хотя бы те из них, что уцелели назло всем перестройкам и реконструкциям, будут сохранены на радость местным жителям и гостям солнечной Армении.
И на этом об исторической застройке Еревана на сегодня все. Спасибо, что дочитали. Надеюсь, было интересно!
Читайте также:
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи о самых интересных местах в Москве, России и за рубежом.