Дорогие читатели и гости данного блога!
В качестве предисловия. Так уж устроен Дзен, что стоит прочитать одну статью о каком-либо городе, стране или архитектурном сооружении, как платформа начинает предлагать тебе все новые и новые статьи на эту же тему. И все бы ничего, если тема по-настоящему интересна и в то же время есть желание пополнить багаж собственных знаний. Вот только 99% статей выполнены словно под копирку: похожие фотографии [уже хорошо, если сделанные самим автором] плюс надерганные из Википедии подписи к ним. Самому мне некоторое время назад попался пост про достопримечательности Еревана, после чего армянская столица «преследовала» меня не меньше месяца. И из статьи в статью одни и те же советские дома из красного туфа, площадь Республики, Оперный театр и архитектурно-монументальный комплекс «Каскад». Будто бы и смотреть в Ереване больше нечего, что, разумеется, не так. Примечательному сооружению, зачастую остающемуся вне поля зрения среднестатистического туриста, и будет посвящена сегодняшняя статья.
Речь пойдет о Спортивно-концертном комплексе имени Карена Демирчяна, украсившем столицу Армении в середине 80-х годов прошлого века. Первоначальное название комплекса – «Амалир», что, впрочем, и переводится с армянского, как комплекс. Свое нынешнее название Комплекс получил в 1999 году, когда был назван именем Карена Демирчяна, советского и армянского государственного деятеля, курировавшего строительство сооружения и погибшего в результате теракта в парламенте Армении в 1999 году. Комплекс входит во все без исключения списки главных архитектурных памятников Еревана советской эпохи, но и они зачастую ограничиваются лишь поверхностным описанием и несколькими фактами об этом примечательном сооружении, хотя оно, безусловно, достойно больше. Так что будем исправлять данное недоразумение. Сегодня мы совершим виртуальную экскурсию по самому Комплексу и вокруг него и попытаемся оценить его архитектурное значение для Еревана. Обещаю, будет интересно!
Как ни странно, к огромному зданию спортивно-концертного комплекса, занимающему вместе с окрестной территорией несколько гектаров, ведет по сути одна нормальная автомобильная дорога и одна парадная лестница от остановки общественного транспорта. В остальных случаях дорогу к комплексу приходится прокладывать по каким-то заросшим козьим тропкам, а то и вовсе идти по пересеченной местности. Все дело в несколько изолированном расположении сооружения. Возвышающийся над ущельем реки Раздан холм Цицернакаберд 20 годами ранее был выбран местом для строительства одноименного мемориального комплекса, посвященного жертвам геноцида армян. И на этом видном и в прямом, и в переносном смыслах месте было решено возвести крупнейший в Республике спортивно-концертный комплекс.
Цицернакаберд, являясь важной ландшафтной доминантой холмистого Еревана, не только расположен относительно недалеко от центра города, но и виден за много километров. Однако, издалека кажущийся изолированным комплекс на деле оказывается довольно популярным местом: выставки, конференции, концерты и спортивные соревнования проходят здесь круглый год, привлекая сотни и тысячи посетителей.
Мне довелось посетить комплекс в дни проведения выставки сельскохозяйственной техники. Площадка перед главным входом в здание была плотно запаркована тракторами, экскаваторами, грузовиками и другой крупногабаритной техникой.
Диджей играет свои сеты на фоне ковшей экскаваторов:
Главный вход в «Амалир» украшает массивный барельеф из красного вулканического туфа, главного строительного (облицовочного) материала Армении, использовавшегося еще для строительства древних монастырей, пережившего невиданный всплеск популярности в советские годы и нередко используемого даже в наши дни при возведения современных жилых зданий, торговых или офисных центров. Размеры барельефа 6 на 60 метров, общее количество изображенных на нем фигур – более 300(!), а символизирует он возрождение Армении. Среди изображений: традиционный армянский танец кочари, хор, сбор урожая, научные достижения, революционные события. Центральный элемент барельефа – рождение Ваагна, бога огня, войны и бури в древнеармянской мифологии, армянского аналога индоевропейского бога-громовержца.
Проследуем внутрь здания, чтобы посмотреть на его интерьеры. Увы, но увидеть главную арену, спортивный и концертный залы, а также конференц-залы можно лишь в дни проведения соответствующих мероприятий. Зато главное фойе, являющееся, возможно, самым интересным с архитектурной точки зрения внутренним помещением комплекса, открыто для всех желающих. По крайней мере во время проведения выставок, поскольку именно в фойе организуется основная экспозиция.
Особенно эффектно смотрятся сотни и тысячи ламп на потолке фойе:
Даже странно, что несмотря на постоянные сборки, установки и разборы выставочных стендов, все плафоны остались целыми. Вот только лампочки, похоже, перегорают быстрее, чем их успевают заменить. Но смотрится в любом случае очень впечатляюще.
Да и остальные интерьеры комплекса не менее интересны. Внутри здания практически нет прямых стен, но зато повсюду замысловатые геометрические формы и весьма нетривиальные решения по организации пространства.
И пусть сегодня некоторые реализованные архитектурные идеи смотрятся несколько устаревшими, для Армении образца 80-х годов прошлого века это видное здание, должно быть, являлось настоящим прорывом, выглядело максимально самобытно и даже футуристично.
Недаром группа из более чем 40 архитекторов, работавших над проектом комплекса, была удостоена высшей в своей категории Государственной премии СССР в 1987 году.
Внутреннее пространство комплекса выглядит идеальным местом для съемки советских фантастических фильмов тех лет, вроде «Гостьи из будущего» или даже «Соляриса» Тарковского.
Вид из окон фойе:
Даже внутренний дворик комплекса выглядит необычно. Несмотря на то, что из Москвы был выделен довольно ограниченный бюджет на строительство сооружения, втрое меньше, чем, например, на возведение стадиона Лужники, архитекторы подошли к проектированию со всей серьезностью, реализовав самые смелые, новаторские идеи и уделив внимание мельчайшим деталям.
Еще в одном внутреннем дворике здания мной внезапно была обнаружена припаркованная Чайка (ГАЗ-14), такое впечатление, что стоящая на своем месте уже не первый год, видимо, призванная поддерживать легкую советскую ностальгию. За 12 лет производства, с 1977 по 1988 годы, было выпущено всего 1114 моделей данной серии авто категории «советского люкса», и вот, похоже, одна из них.
Прогуляемся вокруг здания и полюбуемся его плавными, обтекаемыми формами. Благодаря им его нередко сравнивают с птицей, расправляющей крылья, раскрывающимся цветком и даже инопланетным кораблем. Впрочем, все эти аналогии приходят на ум разве что при взгляде на снимки Комплекса, сделанные с высоты птичьего полета. С земли же просто не устаешь удивляться его огромным масштабам, но при этом крайне изящным линиям и изгибам.
Здание «Амалир» часто относят к модернизму, что, на мой взгляд, ошибочно. В данном случае налицо все ключевые признаки постмодернизма: отход от строгих рациональных форм и аскетизм в дизайне, гармонизация архитектуры и окружающей природной среды (здание выглядит логичным завершением холма Цицернакаберд), выразительная симметрия и пропорциональность, отсылки к исторической архитектуре.
Работа над сложным, не имеющим аналогов проектом здания началась еще в 1976 году, а его итоговое открытие состоялось лишь одиннадцатью годами позже. Впрочем, и до того здание открывалось целых два раза: в 1983 году открыли спортивную часть, а спустя полтора года концертную. Но затем в комплексе случился масштабный пожар, после которого здание пришлось вновь закрывать на полтора года для проведения реставрационных работ. Торжественное и на сей раз окончательное открытие состоялось в 1987 году.
В последующие годы комплекс неоднократно становился местом проведения всесоюзных и республиканских мероприятий различного масштаба, от Шахматной олимпиады до Детского Евровидения. С концертами здесь выступали Шарль Азнавур, Deep Purple, Джо Кокер, Лара Фабиан и другие мировые и российские звезды. С 2005 по 2008 годы Комплекс был вновь отреставрирован и с тех пор служит одной из главных концертно-спортивных арен Еревана и всей Армении.
А так выглядит главная лестница, ведущая ко входу. Если вы бывали в Ереване, то наверняка заметите сходство с Каскадом, еще одной городской достопримечательностью, строительство которой велось в те же годы. В наши дни Каскад, конечно, выглядит более торжественно, пусть и остается уже долгие годы недостроенным, тогда как фонтанный каскад Комплекса выполнен более скромно, а сами фонтаны, по всей видимости, включаются разве что по большим праздникам.
Зато само здание после реставрации заметно помолодело и вновь служит настоящим украшением города, хотя и украшением весьма нетипичным. Ведь даже несмотря на то, что почти весь центр современного Еревана построен в советское [и даже постсоветское] время, большинство городских строений в центре выполнены в классическом стиле. Ну, а построенный на закате советской эпохи Комплекс обладает удивительным внешним обликом «вне времени и пространства».
Многие архитектурные издания и порталы называют Комплекс уникальным с архитектурной и технологической точек зрения, не имеющим аналогов во всей Армении ни тогда, в 1980-е, ни сегодня. Здание неизменно входит в подборки наиболее выдающихся футуристичных сооружений, построенных в СССР и по сей день служит одним из архитектурных символов Еревана.
Я не могу назвать себя большим поклонником архитектуры советского (пост)модернизма, однако ереванский Комплекс по-настоящему впечатляет. Прежде всего тем, что такое огромное по размерам сооружение может выглядеть по-настоящему изящно, а его проект сочетает в себе одновременно и функциональность, и внимание к мельчайшим архитектурным деталям.
С противоположной от главного входа в «Амалир» стороны находится элитный ресторан, один вход в который стоит более 2000 рублей. Надо полагать, что и цены в меню соответствующие. Ресторан открывается по вечерам, но в обеденное время работающие в нем девушки хостес любезно согласились провезти меня на лифте на последний этаж и дать сделать несколько фотографий открывающихся городских пейзажей Еревана.
Совсем близко от Комплекса находится мемориал Цицернакаберд, посвященный жертвам геноцида. Его 44-метровая стела хорошо видна на фото ниже. К слову, сама идея строительства развлекательного комплекса рядом со скорбным местом вызвала немало критики со стороны армянской общественности. Однако, Карен Демирчян, будучи главным идеологом строительства «Амалира», настоял на том, что новое сооружение будет символизировать возрождение армянского народа и неугасающее желание творить и создавать, даже несмотря на все пережитые невзгоды и испытания.
С верхних этажей Комплекса легко увидеть и его «дальнего родственника», ереванский Каскад, архитектурно-монументальный комплекс, состоящий из пяти открытых террас и включающий также всевозможные скульптуры, фонтаны и цветники.
Да и в целом весь Ереван отсюда как на ладони, равно как и окружающие армянскую столицу горы. Разве что Арарат в день моего посещения Комплекса был скрыт легкой дымкой, так что привожу фотографию города и Гегамского хребта на фоне, того, что разделяет Араратскую равнину и озеро Севан.
На этом наша прогулка по спортивно-концертному комплексу имени Карена Демирчяна подошла к концу. В качестве резюме хотелось бы отметить, что это масштабное сооружение, несмотря на свой в целом противоречивый внешний облик, стало одной из главных советских строек 1980-х годов. Поставить с ним один ряд по масштабам и архитектурной значимости, пожалуй, можно выставочный комплекс «Белэкспо» в Минске, ЦНИИ робототехники в Петербурге и ныне почивший спортивный комплекс «Олимпийский» в Москве. Вот только ни одно из приведенных выше сооружений не стало главной общегородской архитектурной доминантой, тогда как ереванский Комплекс гордо возвышается над столицей Армении подобно вершинам закавказских гор.
И на этом о комплексе «Амалир» на сегодня все. Спасибо, что дочитали. Надеюсь, было интересно!
Читайте также:
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи о самых интересных местах в Москве, России и за рубежом.