Что сохранилось до наших дней?
Образ Клеопатры VII, правившей Египтом в 69-30 годах до н.э., стал невероятно популярным в наше время. О ней снято огромное количество фильмов (по подсчетам египтолога Дианы Венцель – более 90), а на роль царицы всегда приглашали самых красивых актрис: Вивьен Ли, Софи Лорен, Элизабет Тейлор, Монику Белуччи. Ею вдохновлялись многие писатели и поэты – от Шекспира до Бернарда Шоу.
Актрисы XIX - начала XX века, сыгравшие роль Клеопатры. Смотрите галерею фотографий внизу.
Но с тех пор минули тысячелетия, и до нас дошли лишь немногочисленные артефакты, на которых сохранилось настоящее изображение Клеопатры: барельефы, монеты, кольцо и мраморный бюст из коллекции Старого музея в Германии. Бюст датируется первым веком до нашей эры. Возможно, что раньше его вставляли в статую.
Как изображали Клеопатру современники
Конечно, все эти артефакты могут дать лишь приблизительное представление о ее внешности. Историки считают, что ее изображения сильно идеализированы в эллинистическом духе. На сохранившемся мраморном бюсте мы видим нежное лицо с большими, глубоко посаженными глазами, высокий лоб, изогнутые брови, волевой подбородок и полную нижнюю губу.
Если верить этому изображению, то у Клеопатры был довольно большой нос с горбинкой и ярко выраженными крыльями. Такая же особенность характерна и для ее отца – Птолемея. Однако историки полагают, что черты ее лица не были чисто эллинистическими. Возможно, что она родилась от наложницы-египтянки. Да и европейское происхождение ее бабушки сомнительно.
Письменные свидетельства
Не сохранилось и письменных источников, которые бы точно обрисовали ее внешность. Древнегреческий философ Плутарх не считал ее «несравненной» красавицей, гораздо больше внимания в своих жизнеописаниях он уделял роскошным нарядам и украшениям Клеопатры.
Возможно, что отсутствие исторически точного описания внешности Клеопатры стало предметом для вдохновения художников, писателей и режиссеров. В каждую эпоху ее образ воплощал в себе современные представления о женской красоте.
Как же все-таки выглядела Клеопатра?
Скорее всего у нее была смуглая кожа, а ее внешность во многом походила на внешность современных египтянок.
Это очень сильно отличается от тех образов, которые создали в европейском кинематографе.
Клеопатра – роковая женщина
Считается, что именно своему обаянию, а не природной красоте, Клеопатра смогла покорить сердца двух великих римских полководцев – Юлия Цезаря и Марка Антония. Она была хорошо образована, умна, знала несколько языков, а в отношениях с мужчинами брала инициативу в свои руки.
Ее яркая судьба и образ по-разному обыгрывались на полотнах художников и в фильмах. Художники XVIII века и начала XIX века рисовали ее в виде трагического персонажа – женщины, которая предпочла смерть позору. Она должна была стать военным трофеем Октавиана, завоевавшего Египет. По одной из легенд, чтобы умереть, она использовала ядовитую змею. Этот атрибут смерти стал постоянно сопровождать царицу в литературе и на картинах.
Клеопатра-грешница
В XIX веке Клеопатра в русской культуре предстала в другом образе – порочной и бездушной «блудницей на троне». В то время начало активно развиваться новое направление – романтизм. Оно усилило интерес в обществе к бурным страстям и характерам, которые противопоставляли себя общепринятой морали.
Стала популярной другая легенда о царице, согласно которой она проводила свои ночи с любым, кто соглашался отдать в обмен на это свою жизнь. Об этом мы можем прочитать и в стихотворении Пушкина «Клеопатра» (1824). Русский поэт опирался на исторические свидетельства – высказывание римского историка Аврелия Виктора о развращенности царицы. Аналогично Клеопатру обрисовали в своих стихотворениях К. Бальмонт и А. Блок.
В современных фильмах о Клеопатре в ее образе переплелось все – чувственность, роковая судьба, роскошь и коварство, неординарные политические способности. Но зрители по-прежнему еще не готовы воспринимать ее как темнокожую женщину, а европеоидные черты актрис далеки от исторической действительности.