Найти в Дзене

У беды на краю. Глава 1

Марину вырастила и воспитала бабушка. Когда-то родители оставили девчушку в деревне под присмотром старушки, а сами подались в город. Надеялись найти работу, со временем обзавестись жильём. Ну а пока – понимали — придётся помыкаться. Поэтому и не стали срывать с места ребёнка. Пусть дышит свежим воздухом и растёт на натуральных продуктах. И ничего, что этими продуктами были порой только варёная картошка, да капуста квашеная. Пенсия у бабушки была маленькая, родители сначала собирались присылать деньги, и даже отправили пару раз небольшие суммы, но потом всё это как-то прекратилось. То с работой у отца с матерью были трудности, то случались внезапные срочные траты… А ребёнку в деревне много ли надо? Неужели одну малышку так трудно прокормить?

А потом мать с отцом начли ссориться и вскоре разошлись. У отца появилась новая подруга, мать снова вышла замуж. И о Марине они как-то вот, забыли. Бабушка писала дочери пару раз в год, и та знала, что с девочкой всё благополучно. Этим и довольствовалась.

Выросла Марина на редкость непритязательной и трудолюбивой. Ещё в школе, чтобы иметь свою копейку, подрабатывала у соседей. Народ вокруг, в основном, пожилой. Кому помогала огород вскопать, кому продукты из магазина носила. Платили, конечно, гроши, но девушка и этому была безумно рада.

Изображение используется на правах коммерческой лицензии
Изображение используется на правах коммерческой лицензии

Когда Марине исполнилось восемнадцать, бабушки не стало. Случилось это неожиданно. Девушка как раз оканчивала школу. Погоревала и задумалась Марина – что дальше делать? Можно устроиться почту разносить, или пойти помощницей к тёте Кате в магазин. Но училась девушка хорошо, и преподавательница химии, которая её очень любила, уговорила Марину поехать в город, поступить в медицинский колледж.

— Станешь фармацевтом, будешь в аптеке работать, — говорила химичка, — Платят хорошо, и без дела никогда не останешься. Народ-то у нас нынче какой пошёл — здоровых, считай, что и нет. Вернуться всегда сможешь – дом бабушка тебе завещала. А может, и в городе останешься, замуж выйдешь.

Как в воду глядела Наталья Ивановна. Пока Марина училась в колледже, жила в общежитии. Условия казались ей просто райскими. Комната на троих девчат – тёплая, светлая. На этаже – душевая, кухня, бытовка, где можно стирать и гладить. Ни надо думать ни о дровах, ни о баллонах с газом. Благодать!

А когда Марина проходила практику, познакомилась с парнем.

Молодой человек зашёл в аптеку, чтобы купить что-нибудь от простуды. Выглядел он совсем больным. Поскольку других покупателей в этот момент не было, Марина смогла уделить ему время – подобрала препараты, рассказала, как их принимать. Через несколько дней Вадик появился снова, отрапортовал, что уже полностью здоров, и пригласил девушку на свидание.

А ещё через несколько месяцев сыграли свадьбу. Нельзя сказать, чтобы свекровь была в восторге от невестки. В представлении Нины Николаевны Марина была «безродной деревенской девкой». В душе женщина, наверное, надеялась, что сын сделает лучшую партию. Нина Николаевна даже постеснялась позвать на свадьбу тех родственников, что побогаче, не захотела представлять им «невесту-простушку».

Всё это Марина узнала задним числом. А тогда, до брака, девушка ни на чём не настаивала. Платье ей одолжила одна из подружек, которая чуть раньше вышла замуж. Колечко в ювелирном магазине Марина выбрала самое тоненькое, чтобы Вадик не сильно тратился.

Своей квартиры у молодого супруга не было, поэтому жить стали все вместе – Нина Николаевна, Вадик и Марина, в скромной двухкомнатной квартире. Свекровь повздыхала, что приходится отдавать молодожёнам большую комнату, «залу», где она привыкла смотреть телевизор. Надо сказать, что Марина удовольствовалась бы и маленьким закутком, лишь бы чувствовать себя там хозяйкой. Здесь же – не выходило. Свекровь могла в любую минуту войти к ним без стука. Понадобится ей что-то спросить или рассказать, войдёт, даже когда молодые уже легли, включит свет, заведёт разговор.

Невестку Нина Николаевна воспринимала, скорее, как прислугу. На Марине лежала вся домашняя работа, её гоняли по магазинам, даже если надо было принести что-то тяжёлое, например, картошку.

— Ничего, твоя краля у себя в деревне привыкла тяжести таскать – там без этого никак, — величественно говорила сыну Нина Николаевна.

— Может, снимем квартиру? — временами просила мужа Марина.

Да Вадик бы и не возражал, но платить за жильё было нечем. Парень окончил институт культуры, и всё никак не мог найти постоянную работу. Устроится куда-нибудь худруком или руководителем кружка, но нигде долго не задерживается. То зарплата не устраивает, то нагрузка, то с начальством поссорится, то решит, что добираться слишком далеко.

Марина же после окончания колледжа без проблем устроилась в аптеку и была там на хорошем счету. Труженица, никогда ничего не перепутает, со всеми покупателями внимательная и вежливая, не сорвётся, не нагрубит. Да и коллег всегда готова подменить.

Весь свой заработок Марина отдавала в семью, ей и в голову не приходило, что она имеет право оставить часть зарплаты себе и купить то, что хочется. Если же ей всё-таки требовалась какая-то вещь, например, сапоги совсем развалились, она просила разрешения приобрести обновку — у мужа или свекрови, и виновато опускала при этом голову.

Нина Николаевна нашла невестке ещё и подработку – делать уколы на дому.

— Многим такая услуга требуется, — сказала она, — Вот, я тебе адреса запишу нескольких клиентов, а там и пойдёт дело. Массажу тоже учись, и на нём можно неплохо заработать. Многие матери сейчас готовы платить, чтобы не тащить ребёнка в поликлинику, а домой бы медик пришёл.

Так и работала Марина – с утра и до позднего вечера. А к выходным обычно накапливались домашние дела: рынок, уборка, готовка на несколько дней вперёд. У Нины Николаевны ещё и ковры висели, и надо было выбивать их на улице и «освежать» снежком, а потом затаскивать обратно в квартиру.

— Ой, Маринка, что-то тебе не на пользу замужество пошло, — вздыхали подружки, глядя на похудевшую, вечно усталую молодую женщину.

Примерно через год Марина забеременела. Нина Николаевна, услышав новость, недовольно поджала губы.

— И нужен тебе сейчас ребёнок! — обратилась она к сыну, словно не замечая невестку, — Ты представляешь, как это всё будет? Никакого покоя ни днём, ни ночью, квартира маленькая, некуда уйти, чтобы отоспаться…

Марина переносила беременность тяжело, буквально мечтала о том времени, когда выйдет в декрет, но свекровь до самых родов не давала спуску.

— Меньше будешь лежать, больше двигаться – легче родишь, — поучала Нина Николаевна.

И Марина, пока не пришёл срок, продолжала обходить своих клиентов – делала уколы, ставила капельницы. А дома наводила порядок, стирала, стряпала.

Но лёгкими роды не получились, пришлось делать кесарево сечение. На свет появилась девочка. Муж хотел назвать дочку в честь матери, но это был тот редкий раз, когда Марина воспротивилась. Она когда-то обещала бабушке, что правнучка унаследует её имя — Анастасия, Настя.

Имя как раз было в моде, и свекровь согласилась. Надо признать, малышку она полюбила. И, как только девочке исполнилось полгода, Нина Николаевна велела Марине выходить на работу, сказав:

— С внучкой сама буду нянчиться.

И действительно, она много времени проводила с девочкой, баловала её, покупала игрушки, нарядную одежду. Но — и это очень больно было Марине – как только малышка заговорила, она стала копировать интонации Нины Николаевны. И с ней, Мариной, разговаривала пренебрежительно – подай, принеси…

Бабушка рано начала учить внучку читать, а потом загорелась ещё одной идеей. Стоило Насте немного подрасти – и Нина Николаевна записала её в бассейн. Пусть, учится плавать, станет со временем знаменитой спортсменкой, чемпионкой.

Бассейн Насте совсем не понравился. Вода холодная, тренер командует ребятами… Пару раз девочка нахлебалась водички, потом простудилась – и теперь, собираясь на очередную тренировку, начинала плакать.

— Может, не стоит её мучить? — умоляюще говорила Марина мужу, — Совсем ведь ещё кроха. Вырастет – сама выберет, что ей интересно.

Но Вадик только отмахнулся. Мама, мудрее, знает, что делает. Если она считает, что Настю надо водить в бассейн, значит, так тому и быть...

СЛЕДУЮЩАЯ, ВТОРАЯ ГЛАВА