Набрасываю еще материал по миноносцам. Их конструкция была весьма интересной. В принципе, среди импортных образцов наблюдаются две тенденции: "бочонки" или "сигары" - продукты французской инженерной мысли или миноносцы с "человеческими" обводами (или почти человеческими) продукт немецкой и английской школы. Какой путь выбрали наши судостроители?
В 1889-91 годах были построены шесть миноносцев водоизмещением 89 тонн. Четыре миноносца строились на судоверфях «Общества Путиловских заводов» (для Балтики) Это были миноносцы «Биэркэ», «Роченсальм», «Гапсаль» и «Моонзунд». Два «черноморца» этой серии: «Анапа» (№252) и «Ай-Тодор» (№253) строились на заводе «Товарищества чугунолитейного завода Беллино-Фендерих» в Одессе (некоторые авторы пишут, что в Николаеве).
Их параметры были следующими:
Водоизмещение: 89 т. Скорость полного хода: 17,2 узлов. Дальность плавания: 1200 миль при 12 узлах.
Силовая установка: паровая машина тройного расширения, 2 котла, 1 винт, 1100 л.с. Вооружение традиционное: 2 шт. 37-мм орудия Гочкиса, 2 шт. 381-мм торпедных аппарата. Экипаж: 21 чел.
Откровенно говоря, шаг назад. Не совсем понятно, почему при машине в 1100 л.с. скорость всего 17 узлов. Должно быть больше, но, ...
Эскизный проект нового миноносца с был представлен лейтенантом М. Н. Беклемишевым в 1888 году. Причем, изначально, он был с нефтяными котлами (потом МТК передумал).
Проект базировался на обобщении результатов обширных сравнительных испытаний уже построенных миноносцев, проведенных в кампанию 1887 года. Детальные чертежи корабля были готовы в 1889 году. На заседании Морского технического комитета, состоявшемся 02.05.1889 г., новый проект был окончательно утвержден, после чего управляющий Морским министерством распорядился построить четыре миноносца для Балтийского и два миноносца для Черного морей.
Миноносец «в 85 т водоизмещения с нефтяным отоплением котлов и скоростью до 22 и даже 23,5 уз.» во многом соответствовал конструктивному типу фирмы Шихау («Або», «Виндава» и др.), но отличался от него некоторыми конструктивными усовершенствованиями. Использование парных рулей, охватывавших диск винта, должно было обеспечить миноносцам такую же маневренность, как и на миноносцах с носовыми рулями. Носовые неподвижные торпедные аппараты было решено заменить полуповоротными, расположенными позади рубки (это позволило бы облегчить носовую оконечность и устранить проявлявшуюся на всех ранних миноносцах зарываемость носом в воду). В дальнейшем по замечаниям Морского технического комитета проект был переработан: полное водоизмещение увеличилось до 90 т, а от нефтяного отопления было решено отказаться.
После этого, в 1891 году были построены два миноносца типа «Борго» (с увеличенным водоизмещением).
28 июня 1889 года был заключен контракт на производство двух кораблей с угольным отоплением котлов с заводом «W-m Crichton & C°».
Крейтону было разрешено для достижения лучших результатов увеличить мощность механизмов. И им было предложено установить на миноносцах машины тройного расширения индикаторной мощностью 1200 л.с. Но из-за увеличения габаритов машин пришлось увеличить площадь машинного и котельного отделений, что привело к увеличению корпуса корабля на 1,5 метра в длину.
В 1891 году оба заказанных корабля были готовы и на ходовых испытаниях показали скорости 19,56 узлов при индикаторной мощности 1339 л.с. («Борго») и 20,03 узлов при мощности в 1244 л.с. («Экенес»), что было близко к проектной скорости в 20,5-21 узел. Радиус циркуляции при 15 узловом ходе составлял 250 метров. Стоимость каждого миноносца составила по 106 250 рублей. Грубо говоря, 1000 рублей за тонну (вполне адекватный показатель). Запомним эту цифру.
«Борго» стал «дальневосточным» миноносцем №207 (но был потоплен при случайном таране злополучным миноносцем 204 еще до русско-японской). «Экенес» стал
В 1892 году родились миноносцы “Даго” (с 4.1895 – №118, с 1.1910 – “Перископ”), “Котка” (с 4.1895 – №256, с 7.1915 – “Лётчик”), “Кроншлот” (с 4.1895 – №123) , “Сескар” (с 4.1895 – №124).
Несмотря на наличие «немцев» с их 22 узлами, за прототип взяли «французов» с 19 узловым ходом, но машины взяли немецкие.
Постановлением МТК от 25 февраля 1888 г. было сформулировано техническое задание. В отличие от прототипа, предусматривалась увеличенная боевая рубка, машина компаунд заменялась машиной тройного расширения по образцу хорошо зарекомендовавших себя надежностью машин завода Шихау, а вместо двух спаренных неподвижных носовых торпедных аппаратов устанавливали один носовой и два поворотных палубных. Котлы, несмотря на уже высказывавшиеся мнения о применении водотрубного типа, сохранили локомотивные.
Миноносцы имели следующие параметры:
Водоизмещение: 102,5 т.
Размеры: длина - 46,8 м, ширина - 3,94 м, осадка - 2,34 м.
Скорость полного хода: 19,03 узла.
Дальность плавания: 450 миль при 12 узлах.
Силовая установка: 1 огнетрубный котел, 1 вертикальная паровая машина тройного расширения, 1000 л.с, 1 винт. Вооружение: два палубных торпедных аппарата, 2х1 37-мм орудия Гочкиса,
Экипаж: 20 чел.
В сентябре 1889 года завод Крейтона разработал эскизный проект. Длина по ватерлинии была сохранена, как у прототипа, 46,8 м . Для обеспечения остойчивости и удобства минных аппаратов ширина по ватерлинии увеличена с 3,75 до 3,92 м , а по верхней палубе с 1,83 до 2,5 м . Носовые обводы сделаны более острыми, прямой форштевень заменен таранным. Осадка с винтом уменьшилась до 2,21 м , водоизмещение осталось прежним. При рассмотрении проекта в феврале 1890 года было решено оставить только один палубный минный аппарат, так как была выявлена ненадежность стрельбы из аппаратов, установленных вблизи кормовой оконечности.
Толщина наружной обшивки выше ватерлинии в районе машинного и котельного отделений, шпунтового пояса под ними и верхней палубы составляла 5, у торпедного аппарата - 6,3, в остальных местах - 3 и 4 мм . Восемь водонепроницаемых переборок имели толщину 2-3 мм. Проектная индикаторная мощность машины 1000 л . с. при частоте вращения 325-350 об/мин, рабочее давление котла 12,6 атм, его запас прочности - четырехкратный.
Одновременно строились еще два миноносца увеличенного водоизмещения. Задание на их строительство было выдано 18 октября 1888 года. За этот проект соревновались верфь Крейтона в Або и Невский завод. Невский завод дал очень высокую цену, и выиграла фирма Крейтона. Наблюдающим за постройкой назначили корабельного инженера Э. Р. де Грофе, прошедшего стажировку на заводе Нормана. В этом же году миноносцы заложили под названиями «Нарген» и «Гогланд».
Миноносцы были в длину 46,4 метра и в ширину 4,96 метра. Водоизмещение составляло 152,54 тонн. Средняя осадка составляла 2,36 метра. Команда состояла из одного офицера и 20 матросов.
Главными механизмами служили две паровые машины тройного расширения с двумя котлами Крейтона. Выдаваемая суммарная мощность равнялась 1800 л. с. Движителем служили два винта фиксированного шага. Миноносцы были способны развивать максимальную скорость до 21 узла. Дальность плавания по запасам угля составляла 2400 морских миль. Вооружение: три револьверных пушки Гочкиса, три торпедных аппарата. 22 августа 1892 года миноносцы вышли из Кронштадта во Владивосток в сопровождении портового судна «Силач».
Если подвести итог (в экономическом плане). Миноносец, водоизмещением около 100 тонн, мощностью 1000-1300 л.с. со скоростью 17-21 узел обходился по цене от 800 до 1100 рублей за тонну. А, вот потом ситуация поменялась...