Найти тему
Вестник Демократии

Зачем Польша ввела запрет на въезд для российских и белорусских грузовиков? Санкционное противостояние России и Польши.

С 1 июня Польша ввела запрет на въезд в страну грузовиков с российскими и белорусскими номерами. Заперт утвержден постановлением министра внутренних дел и польской администрации Мариуша Каминьского. С 1 июня закрыт въезд в Польшу для российских и белорусских грузовиков, прицепов, полуприцепов и тягачей. Ряд российских источников полагает, что эта мера стала ответом на инициативу о запрете проезда польских фур через территорию России, за который единогласно проголосовали депутаты российской Госдумы 24 мая.

В действительности, разобраться во всех хитросплетениях о том, кто, кому, когда и что запретил, и к чему это все приведет, не так-то просто, а тем более, если пытаться это делать исходя из публикаций в российской прессе. Но тем не менее, как говорят в таких случаях, «попытка — не пытка».

Ситуация примерно следующая. До начала масштабного конфликта, грузооборот между Россией и Польшей происходил весьма активно. Но затем в апреле 2022 года был принят пятый пакет санкций ЕС против России, который установил запрет российским компаниям возить грузы по территории Европы, за исключением некоторых наименований товаров. После запретов товары стало нужно перегружать на границе от приезжего перевозчика к местному. В ответ на это Россия тоже запретила иностранным перевозчикам из недружественных стран перевозить товары по территории России, но так же с рядом исключений. Россия оставила для свободной перевозки такие грузы, как, скоропортящиеся продукты, животных, алкоголь, табак, медикаменты, бумага, картон, ядерные реакторы, трубопроводы, оборудование, наземный транспорт (кроме железнодорожного) и тд. Эти и другие товары иностранные компании по-прежнему могли перевозить по России без перегрузки. В целом, список этот довольно длинный, поэтому «ответные санкции» России хоть и сократили поток польских и других иностранных перевозчиков, но все еще оставалось достаточно интенсивное их движение по российской территории. Изначально это ограничение действовало до конца 2022 года, затем его продлили до 30 июня 2023.

И вот, 23 мая в российской прессе появились сообщения о том, что депутаты Госдумы единогласно приняли «постановление об обращении к Правительству РФ о принятии мер в отношении польских автомобильных перевозчиков в связи с антироссийской политикой этой страны». Это был не закон, а только обращение к правительству с инициативой о принятии такого закона. В этом обращении депутаты призвали правительство полностью запретить всем польским грузовикам движение по территории РФ, и запретить для них заправку российским топливом по российским ценам. Согласно этому проекту, все польские грузовики должны доезжать до специальных российских терминалов, и передавать свои грузы российским транспортным компаниям. Председатель Госдумы Володин объяснил данную инициативу тем, что руководство Польши «должно ответить за снос памятников нашим солдатам и офицерам, за русофобскую политику».
Данную инициативу некоторые источники сразу же назвали «выгодной» для России. Так, например, по заявлению Володина, в результате этой меры Польша должна была недосчитаться большой суммы доходов, а многие польские фирмы-перевозчики могли бы просто разориться. Впрочем, многие российские эксперты не разделили такое мнение, что это принесет России однозначные выгоды, и предостерегли от введения таких мер. По мнению некоторых российских специалистов, это может иметь ряд негативных последствий для России, начиная от повышения цен, проблем с автомобилями и запчастями, и заканчивая возможным возникновением конфликтов с другими государствами-партнерами, например с Казахстаном. Так же, часть транспортных компаний, зарегистрированных в Польше, в действительности являются белорусскими, или даже российскими, поэтому мера ударит не только по польскому бизнесу, но и по своим.

Но Польша неожиданно ответила на данную законодательную всего лишь инициативу своим весьма конкретным решением — запретить въезд российских и белорусских грузовиков на территорию Польши. Впрочем, по мнению многих российских экспертов, такая мера не принесет большого ущерба российской экономике, и является скорее показным ходом. Однако, не все специалисты согласны с этим утверждением. Некоторые все же полагают, что ввоз в Россию европейских автомобилей и запчастей теперь сократится, а цены на них поднимутся. Кроме того, в той или иной степени может произойти рост цен и на другие товары. И хотя объем данных товаров не составляет очень большую долю для российского рынка, все же, еще одни проблемы, еще один скачок цен будет добавлен в общую копилку российских трудностей. Так, например, если сократится объем закупок европейских автомобилей, то неизбежно вырастет спрос на китайские автомобили, а это, в свою очередь, приведет и к подорожанию китайских автомобилей. То же самое и с запчастями, продуктами, и другими товарами. Такой рост цен может быть не очень большим, но все же ввиду того, что санкций много, а цены растут постоянно и будут расти, все это не слишком хорошо и однозначно. Впрочем, председатель президиума Ассоциации компании розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев заявил следующее:

«В среднесрочной перспективе запрет не скажется ни на поставках ритейлеров, ни на доступности товаров для потребителя. Перестанет ездить через Польшу очень небольшое количество российских транспортных средств...».

Такой позиции придерживаются многие российские чиновники, и судя по сообщениям в российской прессе, это является "официальной позицией" российского правительства, или чем-то вроде того.

Так зачем все-таки это было нужно Польше?

На первый взгляд действия Польши и правда могут показаться бессмысленной политической игрой, и не более того. Но чтобы делать прогнозы в такой ситуации, для этого необходимо знать многие моменты в мельчайших подробностях. И вряд ли все те, кто делает оптимистичные для России прогнозы, обладают для этого достаточными данными.
В действительности решение Польши может быть связано не только с политической игрой, но и с желанием Польши сократить гипотетические возможности для таких грузоперевозок, которые производятся вне соответствия с документами. Проще говоря, Польша может исходить не только из экономических и политических расчетов, но и опасаться контрабанды или каких-либо других обходных схем. В таких случаях разрушение устоявшихся цепочек будет иметь весьма серьезный эффект, и здесь все будет зависеть от конкретных нюансов. Кроме того, закрытие польских границ для российских и белорусских грузовиков может быть направлено на решение сразу целого ряда задач, в том числе и задач в сфере безопасности. Так же, нельзя исключать того, что это может быть подготовительной мерой к более серьезным шагам, в том числе, и к возможной эскалации международных конфликтов. Но это всего лишь попытка угадать мысли польской стороны и гипотетические предположения.

Но на этом российско-польская битва санкций не заканчивается. В ответ на закрытие польских границ для российских перевозчиков, правительство РФ нанесло полякам ответный удар. Оно решило продлить до конца 2023 года те «контрсанкции», о которых рассказывалось выше, и которые должны были закончиться 30 июня. Для Польши на законодательном уровне все остается так же, как и в 2022 году, но каким образом в конечном счете отреагирует рынок — предсказать сложно. Для этого нужно знать все пути и все каналы, множество нюансов, особенности расчетов и логистики и тп. Располагают ли все те российские эксперты, которые сейчас пророчат России «счастливое будущее», всеми необходимыми для этого сведениями — вопрос риторический. Россиянам остается только верить им, не задавая вопросов. Но в результате всей этой санкционной перепалки с Польшей складывается такая ситуация, когда возможности для перевозок сокращаются с двух сторон. А любые трудности, как известно, всегда ведут к росту цен. Ну а если рассуждать и далее, то очевидным является тот факт, что польская экономика в сегодняшней ситуации намного лучше готова к экономическим проблемам, нежели российская экономика. Впрочем, и так очевидно, что мериться санкциями с Западом - экономически не самая лучшая идея для России. Поэтому нельзя так однозначно утверждать, что санкции нам только помогают. Но тем не менее, продолжение, наверняка, еще следует.

На этом все. Еще материалы по теме санкций можно найти на канале в подборке "мировая политика", или по ссылкам:

Япония ввела санкции против Скабеевой, и не только. Заходим на японский сайт.
Вестник демократии26 мая 2023
Российский суд арестовал 4 датских буксира, которые хотели покинуть Россию. «Не уходи, постой».
Вестник демократии11 мая 2023

Польша
5306 интересуются