Найти тему
Вестник Демократии

Китайская компания OOCL Logistics отказалась отгружать товары в Россию. Разбираемся, что случилось, почему это все происходит.

Недавно крупная китайская транспортная компания OOCL Logistics отказалась помогать России в обходе санкций и перестала отгружать в Россию некоторые товары, объясняя это опасением попасть под вторичные санкции Запада. По официальным данным, это всего лишь одежда, и, казалось бы, не велика потеря для России. Но если учесть, что Китай — это строгая вертикаль с централизованным управлением, в котором власть всегда может «надавить» даже на частные компании, то все становится не так однозначно.

И тут на просторах российского интернета появляется мнение, что эта самая "зловредная" OOCL Logistics является якобы некой не в полной мере подконтрольной для правительства Китая компанией, а то и вообще может оказаться отчасти иностранной, поскольку ее штаб-квартира находится в Гонконге. Кроме того, ее счета и вовсе якобы могут находиться в юрисдикции западной банковской системы, и могут быть заблокированы в наказание за помощь России в обходе санкций.

Проверить эту гипотезу не представляется возможным, поскольку вряд ли компания предоставит кому-то оригиналы своих финансовых документов. Но можно попытаться выяснить, кто именно управляет компанией, на основе открытых данных. Далее следует цепочка организаций, составленная на основе информации из Википедии.

1. Та самая OOCL (Logistics Ltd) — международная служба консолидации и логистики OOIL Group. В целом OOCL - это дочерняя компания для OOIL Group.
2. OOIL Group – расшифровывается как «Orient Overseas (International) Limited», по сути это = Orient Overseas (название всей группы компаний), и = OOCL (название одной из дочерних компаний). Таким образом OOCL Logistics, которая отказалась перевозить грузы для России — это крупный актив компании Orient Overseas.
3. В 2018 году произошло поглощение OOIL (= OOCL Logistics = Orient Overseas) другими компаниями. Тут появляются две версии:

а) По данным англоязычной Википедии, в 2018 году произошло поглощение OOIL(Orient Overseas) компанией COSCO Shipping. Сейчас COSCO Shipping является обладателем контрольного пакета акций Orient Overseas (следовательно, управляет и OOCL Logistics).
COSCO Shipping была основана в 2016 г в результате слияния COSCO group и China Shipping Group и является государственным предприятием. COSCO group (= COSCO), - это одно из центральных государственных предприятий Китая, и находится под управлением Комитета по контролю и управлению государственным имуществом Китая. Все то же самое относится и к China Shipping Group.
б) По данным русскоязычной Википедии, руководство OOIL(Orient Overseas) продало контрольный пакет акций «консорциуму в составе шанхайских (=китайских) государственных компаний China COSCO Shipping и Shanghai Internatoinal Port Group.

Таким образом, при любом варианте получаем, что для всех звеньев в этих цепочках приоритет управления принадлежит правительству Китая. Следовательно, OOCL Logistics находится преимущественно под управлением китайского правительства. Означает ли это, что китайское руководство «дало добро» на разрыв поставок, или же всему виной счета предприятий в западных банках - без оригиналов коммерческих документов разобраться в этом вопросе не представляется возможным. Но как бы там не было, сам факт того, что разрыв произошел сразу после встречи китайского лидера с Путиным, дает основания подозревать, что не все так однозначно в российско-китайских отношениях. И если бы этот визит имел для Китая сакральное, символическое значение, они бы нашли такой же символический способ оттянуть на какое-то время отказ в помощи по обходу санкций для России, чтобы разрыв произошел не сразу после переговоров. Но, похоже, что своя прибыль для Китая все-таки важнее, чем символические ритуалы российского геостратега. И это вполне сочетается с весьма невыразительными результатами этих российско-китайских переговоров.

-2