4 ч. Заключение. Резюмируем. Движение Поп-арт зародилось как восстание против привычных и доминирующих подходов к искусству, культуре и традиционных представлений о том, каким должно быть искусство. Вот этот прежний поиск совершенного и высокого в противовес бытовому оказался сброшен с корабля современности. Поклонение элитарному сменилось, наоборот, воспеванием всего, что под рукой. Поэтому источники вдохновения зависели от массового и повседневного. Поэтому так понравился измученным уже к середине ХХ века человеку Уорхол.
Недаром ведь именно тогда западный мир бросился в практики, на Гоа, был получен наркотик ЛСД – людям нужно было найти новые смысле, которых не оказалось в их привычной культуре. В области дизайна им хотелось максимально развлекательной графики, веселых и понятных образов и символов, какого-то детства, которого были лишены те, кто оказался лет на 5-10 постарше. Этот психоделический настрой и опыт особенно ощутим в рекламе – причем, до сих пор. Вспомните рекламу всего, что обещает удовольствие – фастфуд, сладости, чипсы, та же кока-кола – нам обещают эффект как от наркотического трипа. И обещание облегчения жизни туда же – волшебные феи и супермены, которые моют дом, сказочно преображают тело, и т.п.
То есть вдохновлялся поп-арт от голливудских фильмов, рекламы, упаковки продуктов, поп-музыки и комиксов. От повседневности.
Графическая печать как пример тиражирования в дизайне сместила «высокое искусство». При этом, печать позволяет быстро и дешево изобразить что угодно, отпечатать принты шедевров и получается, что мы как бы сталкиваемся даже не с отказом от гламура в пользу массовости, а со слиянием гламура и массовости. После войны все захотели вернуться к Золотому веку Голливуда, плюс тогда же царила триада «секс-наркотики -рокнролл». И все это при возможностях распространения СМИ и рекламы множилось и выглядело примерно, как увлечение очень китчевым и эклектичным дизайном в Японии.
Было много футуризма и космической тематики.
Параллельно в те годы развивается жанр изображений пин -ап (pin-up), суть которого сводится к бурлеску. Было такое явление еще в Возрождение, когда тоже наслаждение стало доступным, и его даже можно было высмеивать. Подтрунивать над ним. В прошлом веке плакаты с полуобнаженными красотками прикалывали на стену. Зачастую это были манекенщицы, певицы либо актрисы.
Также слово рin-up обозначает иллюстрации, сделанные по фотографиям. Стиль пинап по праву можно считать американским, он ассоциируется с графикой 50-х-60х годов. Заметьте, рin-up девушки не откровенно сексуальны, у них как будто все происходит случайно, что вызывает их смущение. Это похоже на игру: юбка приподнята от того, что подул ветер, на блузке случайно расстегнулись пуговицы. То есть та же в эпоху – когда ура, можно все – эстетика. Суть сводится к реалистичному, китчевому, красочному изображению, чаще всего, девушек, занимающихся какой-нибудь деятельностью. Возвращение к Золотому веку Голливуда, песочным часам Диора и вместе с тем – провокативно, как в кабаре или стриптизе до Великой Депрессии. Та же Монро в развевающемся платье отсылает нас именно к культуре пин-ап.
Вот в этом всем – весь менталитет и суть поп-культуры Запада. Она – эта культура – и есть приставка «поп», популярная. Это все, что можно жевать, смотреть, воспринимать без особых усилий. Среднестатистический зритель американского кино не выдерживает просмотра единым кадром больше 30 секунд – доказано исследователями. И тамошние киношники держатся за это как за опору, любой ценой стремясь не потерять внимание заплатившего за сеанс зрителя. То же и с любой другой частью культуры и повседневности.
В те годы уже упомянутый сегодня не раз Энди Уорхол написал легендарный портрет Мерилин Монро, использовав технику шелкография. Затем он создал эскизы неординарной одежды и открыл бутик под названием «Парафеналия». Там модницы могли купить эпатажные наряды с яркими принтами. Украшены они были модными тогда пластиком, металлической фурнитурой и бумагой.
Когда Уорхол изобразил разноцветную квадро-Мэрилин, это было настолько необычно и свежо, что его сразу вознесли до небес. Ведь он не пытался подражать Моне и вдохновляться Ван Гогом. Энди просто взял и сделал то, что любят все, даже если и тщательно это скрывают.
Стиль поп-арт нашел отражение и в одежде - с сумасшедшими рисунками и кричащими цветами, принтом, бесконечным тиражированием самого себя. С изображением китчевых эпатажных вещей – предметов быта, гигиены и пр.
В 1965 году картины Пикассо, Матисса, Мондриана и Уорхола вдохновили Ив Сен Лорана. Прямые платья стали холстом, на котором были изображены многие работы этих художников. Новая коллекция получила название Mondrian Look. В 1965 году Ив Сен-Лоран создал коллекцию платьев, вдохновившись творчеством этого нидерландского абстракциониста - Пита Мондриана.
Платье «Мондриан» - одновременно и предмет гардероба, и произведение искусств. Расцвет его творчества - беспредметная абстракция, картины, состоявшие из прямоугольников, квадратов ярких цветов.
В этом буйстве цвета мы видим возвращение к утраченной красоте довоенной Золотой эпохи Голливуда, но – по-своему, по-новому, в техничном формате тиражирования, комикса, простоты и массовости. Подлинному искусству больше не было места. Появится ли оно снова - во всем торжестве утраченного сочетания и красоты, и смысла?..