Лето уже наступило, учителя выдали длинные списки полезной и требуемой к прочтению литературы, а мысли ребенка уже где-то далеко - на море или у речки, среди друзей и игр, или в виртуальных мирах видео-игр.
Кажется, чтобы не напрягать ребёнка, дать ему отдохнуть летом можно просто скачать аудио-книги... В результате к сентябрю книги будут изучены, а учительница довольна. Да и хлопот меньше.
Или разница все-таки есть? Давайте разберёмся!
Технические отличия
Начнём с простого - с тех особенных черт, которыми обладают аудио-книги и печатные.
1. Печатную книгу можно трогать, у неё есть запах, форма, текстура, история.
2. Печатная книга позволяет ребёнку не только получать текст, но и изучать картинки, вид и размер букв, буквицы (если есть), запоминать, как написаны слова и предложения (их орфографию).
3. Печатную книгу не получится изучать, занимаясь другим делом.
4. Аудио-книга удобна при перемещениях, её можно слушать где и когда угодно.
5. Аудио-книга и её восприятие зависят от голоса актёра озвучки.
6. Аудио-книги слушают чаще всего за каким-то делом.
Перечисленные пункты являются основой для серьёзных выводов о том, как по-разному слушание литературы и её чтение влияют на развитие человека.
Нужно сказать, что вопрос этот волнует учёных в не меньшей степени, чем родителей. Так были проведены и продолжаются сейчас исследования, на основе которых, добавив собственные размышления, мы и сделаем вывод.
Процессы
Чтение и слушание - процессы, которые активизируют различные когнитивные функции и по-разному формируют нейронные связи. А поскольку чтение вызывает внутреннее проговаривание и подключает, таким образом, процесс слушания, то можно с уверенностью сказать, что чтение более объёмный и трудоемкий процесс.
Так, если представить наш мозг как компьютер, а книгу, как файл с данными. Методы распаковки информации (слушание и чтение) влияют на объем получаемых данных, глубину изучения и понимания.
Факт 0. Зрение - король.
Использование не только слухогого канала восприятия, но и зрительного, дарит нам целую гамму разнообразных данных и позволяет лучше запомнить информацию. Именно через зрительный канал мы получаем до 80% информации из окружающего мира. А значит, слушая книгу, мы будем параллельно получать 80% иного контента, по смыслу расходящегося с темой книги, что понижает восприятие и повышает отвлекаемость.
Факт 1. Читая книгу, мы получаем больше информации. Ребёнок (да и взрослый) запоминает:
- как пишутся слова;
- что означают и как читаются знаки препинания;
- образы, использованные иллюстратором, спорит с ними или дополняет;
- запах, текстуру, исследует историю книги, дополняя представление о ней.
Не видя текста, мы меньше запоминаем и хуже вовлекаемся в историю.
Факт 2. Реверсивное, или возвратное движение глаз в процессе чтения печатной книги (понаблюдайте за собой) позволяет как-бы уточнять и советоваться: а верно ли понял, так ли прочитал. В прослушивании аудио-книги упущенная деталь остаётся утерянной. А с учётом того, что высока отвлекаемость, информации из аудио-книги получаем частицы.
Факт 3. Аудио-книга слушается дольше, чем читается печатная. Кроме того, особенности голоса актёра озвучки могут либо помогать нашему мозгу воспринимать информацию, либо, наоборот, мешать.
Факт 4. Параллельная деятельность пагубно влияет на восприятие книги. Так, если чтение не позволяет нам заниматься чем-то дополнительно, то аудио-книга является сама скорее дополнением к другому делу. Соответственно, внимание распыляется и восприятие данных ухудшается.
Выводы
Аудио-книги подходят:
- взрослым, которые уже сформировали нейронные связи и умеют воспринимать и впитывать информацию на слух;
- детям в случаях, когда восприятие текста имеет своей целью расслабление и отдых (сказка перед сном);
- детям, когда текст короткий - таким образом формируется привычка и умение воспринимать тексты на слух и выносить основную мысль (например, одна глава из всей книги или маленький рассказ).
Важно помнить, что при прослушивании аудио-книги ребенку нельзя выполнять полностью противоречащую деятельность (например, бегать или ехать на велосипеде). Так и книга не будет усвоена и безопасность ребёнка будет под вопросом.
Как читать с ребёнком печатную книгу?
- по ролям или от лица кого-то;
- медленно;
- обсуждая героев, сюжет и ситуации;
- рассматривая и обсуждая иллюстрации;
- без насилия, с поддержкой и радостью;
- самостоятельно (не читайте слова, если сам ребёнок не справляется, дайте время);
- не менее 15 минут для 6-8 лет и 30 минут для 9-11 лет, чтобы успеть погрузиться в процесс и почувствовать результат;
- дополняя творческими заданиями, вопросами, воспоминаниями и ситуациями из жизни.
А главное - читайте и слушайте то, что вас и детей вдохновляет!
Буду рада вашим мнениям, историям и вопросам!
Для занятий летним чтением подготовила программу с конкретными произведениями, заданиями и так далее. Кому интересно - поделюсь. Пишите!
И, конечно, приглашаю присоединиться к моей программе летнего чтения для ребят 7-11 лет, пишите в комментариях. Ещё есть места.
#чтение #живаяшкола #каникулы