Распрощавшись с Джамухой, Темуджин основывает свой собственный улус в 1186 году. Будущий великий завоеватель понимал, что сможет добиться уважение в степи лишь действуя как самостоятельный правитель. К новому улусу присоединились не только ярые противники Джамухи, но и представители других племен, верившие в перспективность сына Есугея.
Чингисхан, наконец, мог действовать без оглядки на своего побратима и играть первую скрипку в планировании набегов и разделе трофеев. Формально, Темуджин приходился вассалом бывшему побратиму его отца, вождю племени кераитов, Тогрилу, но тот старался всячески поддерживать молодого лидера и особо не вмешиваться в его дела.
Особое внимание будущий великий завоеватель уделял формированию административного аппарата собственного улуса. Он создал четкую иерархию в своей небольшой армии, поставив на командные посты проверенных воинов. В его командную ставку вошли первые нукеры Боорчу и Джелме, а также Субэдэй-багатур, впоследствии ставший одним из наиболее известных полководцев Монгольской империи.
Памятуя о многочисленных набегах враждебных племен, в частности, о его пленении Таргутаем и похищении Бортэ меркитами, Чингисхан выделил часть воинов для защиты улуса, обеспечив безопасность главной базы на время военных походов. Степняки, охранявшие лагерь Чингисхана, пока основные силы участвовали в набегах, так же получали часть добычи за службу.
Как я уже писал, Темуджин очень осторожно относился к военным предприятиям, стараясь здраво рассчитывать силы и не рисковать понапрасну. Он вовремя осознал одну закономерность, чтобы собрать большое войско, лучше как можно чаще избегать лишних потерь. Стоит отметить, что многим кочевникам импонировали идеи Чингисхана, так как все хотели жить долго и богато.
В течение одного года, улус Темуджина рос как на дрожжах, достигнув к 1187 году численности в 30 тысяч человек. Его небольшое войско отличалось высокой дисциплиной, которая обеспечивалась постоянным притоком большой добычи.
Далеко не все в степняки были в восторге от возвышения Темуджина. Помимо соседних племен, испытывавших определенные опасения за свою судьбу, бывший соратник Чингисхана, Джамуха, не без раздражения наблюдал за первыми успехами побратима. Он прекрасно помнил, как Темуджин переманивал его воинов под свое командование, раздавая им большую добычу, и, в глубине души, презрительно относился к молодому вождю.
Джамуха все еще воспринимал Темуджина как своего протеже, несмышленого мальчика, нуждавшегося в защите. Даже когда Чингисхан стал успешным лидером собственного улуса, его побратим не оставлял попыток напомнить ему, кто все еще играет первую скрипку в угасающей дружбе.
Обладая значительным военным преимуществом, Джамуха искал ссоры с Темуджином, чтобы поставить его на место. Он попытался указать побратиму на его место, отправив своего младшего брата, Тайчара, в лагерь Темуджина за лошадьми. Предполагалось, что Тайчар преспокойно реквизирует лошадок у Чингисхана, пока тот будет стоять в недоумении. Джамуха любил младшего брата и рассчитывал на его безопасность за счет силы своего имени. Но что-то пошло не так, когда Тайчар попытался украсть лошадей Темуджина, он был убит на месте.
Узнав о смерти младшего брата, Джамуха пришел в ярость, он бросил клич вождям монгольских племен, указывая на беспредел Чингисхана (естественно, о попытке кражи лошадей он умолчал), затем, собрав около 30 тысяч степных воинов, выступил в поход против своего побратима.
Кажется, крупное столкновение двух монгольских лидеров неминуемо. В следующей серии мы обсудим их противостояние и разберемся, кто из них одержал победу.
Благодарю вас за прочтение статьи! Любители степных воинов, ставьте лайк и подписывайтесь на канал! Тут много чего интересного!