Найти тему
Vivan755 — авиация, ЖД, техника

Устойчивость автомобиля и профилактика детского травматизма

Размышления и похождения

Всех с разгаром выходных, дорогие товарищи!

Под откровенно вирусным постом об альтернативной трансмиссии «Нивы» выяснилось, что не все читатели знакомы с понятием устойчивости! А ведь устойчивость и управляемость — одни из основных характеристик любого транспортного средства — что мотоцикла, что самолёта, что супертанкера вроде «Батиллуса». И что интересно — порой взаимоисключающих характеристик...

Что такое устойчивость? Это не только способность не переворачиваться на поворотах, как думают некоторые:

Цитата из конспекта лекций УлГТУ
Цитата из конспекта лекций УлГТУ

Немного примеров, начну издалека, ибо вчера была пятница. Собрались чкаловцы пригнать на завод на капремонт самый старый на тот момент летающий Ту-154, RA-85360. Он же — единственный летающий в советской окраске. Следом придёт ещё один Ту-154, но уже современного окраса — забрать лётный экипаж. Надо ловить! Несмотря на ужасную погоду, 0 °С с мокрым снегом, «Жигули» запускаются с первого тычка, через полминуты с удовольствием переходят на пропан — и ещё через минуту трогаемся.

Забегая вперёд, покажу второй Ту-154, вон с каким удовольствием он, уцелевший в 2011-м, сверкает щелью предкрылков:

-2

Отсюда щель кажется маленькой, а в неё руку по плечо просунуть можно. В районе центроплана — вообще провалиться ногой.

Но мы пока ведём ВАЗ. Справа с фотоаппаратом на коленях сидит Влад — на тот момент жутко перспективный студент ЖД-колледжа по специальности вроде как «Машинист электровоза». Хоть его и назвали Владом, но из нас двоих Иванушкой надо было назвать его — ну хоть в фильме-сказке снимай: грива светлых волос и огромные наивные голубые глаза.

А по дворовой дороге идёт семья — молодые родители и сын. На дорогах, напомню, лёд и мокрый снег, а кругом в интересных позах припаркованы машины — ситуация не шибко располагает к прогулкам с детьми по дороге, пусть это и жилая зона, то есть я обязан ехать не более 20 км/ч и уступать пешеходам. Однако всё же они обязаны не создавать необоснованных помех движению.

А они себе идут, меня не замечают, ну прямо как поёт «Кабриолет»: "и только сын, и я, и ты, и в целом мире мы одни..." Вспоминаю, как разок сворачиваю с улицы на парковку, а по выезду по разным сторонам (!) идут яжмать и пацанёнок лет восьми. Даже за руки не держатся. Яжмать зовёт пацанёнка, он не глядя кидается поперёк дороги к родительнице — прямо мне под колёса...

Яжмать и мать — не синонимы! Изображение из открытых источников
Яжмать и мать — не синонимы! Изображение из открытых источников

Хорошо, что я был всего лишь на педальном коне и предвидел ситуацию — ехал небыстро. У пацанёнка в руках пакет — вот я этот пакет аккуратно надел себе на переднее крыло. Яжмать — помесь Нонны Мордюковой с Натальей Крачковской — конечно, в крик, а я ей: мамаша, тудыть твою кочерыжку, ты в курсе, что ты в центре города на проезжей части вне жилой зоны? А если бы сюда завернул не я, а перегруженный щебнем самосвал?! Было бы как в стихах:

Петя на Волге льдину колол

Сзади неслышно подплыл ледокол

Нету отрадней картины на свете:

Справа пол-Пети, слева пол-Пети.

Ну ладно, здесь родители оградили чадо с двух сторон и за руки держат. Но замечать меня упорно не хотят, хотя мотор у «Жигулей» не тихий. Что ж, в целях профилактики детского травматизма жмём две педали, особенно левую... Мотор взрёвывает до шести тысяч... Родители — очевидно, с криками «красные! Окружают!» — бросаются в сторону.

Хорошо, хоть примерно в одну сторону, а то сына бы или разорвали пополам, или сплющили бы в плакат по биологии «Человек, вид сбоку». Отец семейства, переоценив свои ледоходные качества, падает куда-то за пределы моей видимости — но не под колёса, благо отбежали они от колеи метра на два. Да сидящий справа Влад об опасности не предупреждает — лишь ржёт как конь.

Я с немым вопросом в глазах «а чё эт вы тут прыгаете?» проезжаю мимо матери с сыном свои 5 км/ч. В самом деле — чего прыгать? Если машина едет быстро — прыгать бесполезно, тем более гололёд, если медленно — прыгать незачем... В итоге — потеря устойчивости из-за чрезмерной амплитуды управляющих воздействий, но неуправляемая. А у нас дальше получилась управляемая.

Доехали до Смышляевки, переехали ЖД — взлётно-посадочная полоса перед нами, просто скрыта деревьями. Надо подъехать к торцу. Сворачиваем, дорога пустая, людей нет... Почему б не повеселиться? Снова жму педаль, но только правую, вторая передача, скорость около 25... Естественно, сзади два фонтана мокрого снега, «Жигули» пытаются встать к деревьям задом, к дороге правым боком. Чуть отпускаю газ, руль быстро вправо и снова "ключ поверни и по-ле-те-ли". Теперь машина едет левым боком вперёд, а Влад сидит как лом проглотил и... Крестится!

Я вывожу машину из заноса, смотрю на него и спрашиваю, жестикулируя как Вольфыч:

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

— Ты чего на себя крест накладываешь всуе? По сторонам посмотри: там газовая труба, там бетонный блок — куда тут вылетать?!

Естественно, ни до блока, ни до трубы мы бы не доехали, на такой скорости да в такой каше, которой на обочинах было по стёкла, где газ бросишь — там и встанешь. Почему машина стремилась встать боком? Это проявилась как раз потеря той самой устойчивости. ВАЗ-2107 — машина заднеприводная, спереди у неё — разрезной неведущий мост, сзади — неразрезной ведущий. Что всё это значит — в статье по мостам:

Сила тяги создаётся задним мостом, то есть прикладывается в задней части машины, а почти вся машина находится впереди — и центр масс, и передние колёса, на всех режимах создающие лишь сопротивление. Пока все четыре колеса хорошо держатся за дорогу — эта система устойчива. Если же задние либо все четыре теряют сцепление — начинается занос, задние колёса стремятся обогнать упирающиеся передние. Иными словами, машину сдавливает силами с двух концов — она пытается «сложиться».

Это как поставленный вверх ногами маятник — сила тяжести (в нашем случае — сопротивление качению передних колёс) тянет вниз, сила реакции опоры (в нашем примере — сила тяги заднего моста) действует навстречу. Пока векторы совпадают — маятник стоит, если же хоть чуть разъехались — маятник упадёт в сторону (начнётся занос).

На реальной дороге векторы неизбежно разъезжаются постоянно — из-за вибраций самой машины, неидеальности дороги, ветра. В повороте сюда добавляется ещё и центробежная сила, поэтому занос куда охотней начинается в повороте:

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

А переднеприводная машина — полная противоположность, она не стремится сложиться, она в режиме тяги натянута как струна: передние колёса тянут вперёд, задние колёса тянут назад. Она как нормально висящий маятник — стремится вернуться к равновесию. То есть имеет запас устойчивости. То же сказано в уже процитированном конспекте лекций:

-6

Единственный случай, когда переднеприводная машина становится неустойчивой — торможение двигателем (брошенный газ), когда тормозная сила на передних колёсах значительно больше, чем на задних. Поэтому переднеприводную машину рекомендуется выводить из заноса добавлением газа, если память не изменяет, даже в экзаменационных билетах этот вопрос есть. Если ошибаюсь насчёт билетов — поправьте.

Самолёт мы с Владом в итоге сняли.

-7

А теперь — ещё пара случаев. Декабрь 2021-го, я взял «Патриот» и мы с супругой поехали гоняться за поездом Деда Мороза. Снова ноль, ночью перешедший в лёгкий минус, снова снег — ох уж этот белый мусор! Кто работал на транспорте — ненавидит три вещи: снег, дождь и ветер (кроме попутного в полёте и встречного на взлёте). Заехать на разъезд Ишково было несложно, чтобы вылезти обратно по заваленному снегом просёлку с буераками — пришлось уже подключать передний мост.

На трассе снова выключил. А снег валит и валит, вылезшие поутру снегоуборщики не справляются... На подъезде к Пугачёву слой каши на дороге стал настолько неприличным, что на очередном подъёме — на путепровод через ЖД — машина пошла прогрессирующим зигзагом. С использованием русских идиоматических выражений, плавного сброса газа — при резком в таких условиях вообще можно пустить юзом заднюю ось — и работы рулём удалось машину выправить, съехать на обочину и подключить «передок» обратно.

В результате благополучно доехали до Пугачёва, подобрали Артёма, потом доехали до Балакóва, подобрали Александра с Виктором, немного вернулись назад и сняли вторую часть видео. Ссылки на все три — в конце статьи «ТЭД-17»:

О поезде Деда Мороза не раз писал и Игорь:

Почему поезд Деда Мороза не вызвал у меня бурного восторга?
Блог ЖД фотографа16 января 2023

И пример третий. Еду я на тех же «Жигулях», ноябрь 2020-го, трасса М-5... Прошлые дни всё было тихо, а тут вдруг ни с того, ни с сего повалил снег. Да как замело, только были сухие дороги — через час уже было скользко:

-8

А через три — и вовсе колея в снегу. Я как раз успел подобрать то ли двоих, то ли троих блаблакаровских пассажиров и вернулся на трассу. Едешь по ровному — всё нормально, на подъём — машина плавно начинает ехать в сторону... Заехал на заправку, попинал колёса — давление во всех нормальное, для верности достал ключ и проверил болты — все держатся.

Едем дальше — таскает! Снова заехал на заправку, проверил колёса манометром — ровно же! Попинал передние колёса вбок, только что на домкрате передок не вывесил и не проверил люфты рулевого... Короче, ясно — зарождающиеся заносы из-за скользкой дороги. Надо ехать помедленнее и просто поглаживать педаль газа, иначе полетим... Кто самоуверен, не обращает внимания на подобные звоночки или вообще их не получает из-за конструктивно бóльшей устойчивости машины — первым в кювет и улетает...

Иными словами, стоит перешагнуть через запас устойчивости — или добавить газа до срыва колёс в буксование, или ухудшиться сцеплению, или слишком круто войти в поворот в режиме тяги — как начнётся занос. Причём добавить газ можно просто при вступлении на подъём для сохранения скорости, то есть машина может ещё терпимо идти по ровному, а на подъёме начать вилять.

А что такое управляемость и почему они с устойчивостью порой взаимоисключающи — пожалуй, в другой раз, в «Тушкиных...» при разборе АБСУ:

А пост про «Ниву» — и правда чистой воды вирус. Ну в самом деле, разве можно всерьёз обсуждать то, какой полвека назад надо было сделать машину председателей колхозов? :) Тем не менее, под постом прозвучало столько интересных историй и мнений, что лично я не сомневаюсь — вместе мы сила, Россия непобедима, всегда соберём головы и силу в кулак и ударим точно в цель!

P. S. Влад у меня в машине крестился ещё не раз, причём всегда — в ситуациях на самом деле неопасных. Например, когда я в слепом S-образном повороте занял левую полосу — он подумал, что мы вслепую летим по встречке, а дорога-то с односторонним движением! И левую я занял по двум причинам — в городе имею право при свободной правой, а справа густые заросли деревьев, свисающие аж на проезжую. По левой обзор куда лучше.

Желаю всем, чтобы число посадок равнялось числу взлётов, число прибытий — числу отправлений, число всплытий — числу погружений!

Общее оглавление канала