Найти в Дзене

Русский след в приключениях Шерлока Холмса

В 1905 году Артур Конан Дойль выпустил сборник рассказов «Возвращение Шерлока Холмса». Один из них примечателен русской темой, которая пользовалась интересом у европейских читателей. «Пенсне в золотой оправе» («Золотое пенсне») не входит в число лучших историй о приключениях гениального сыщика с Бейкер-стрит, но оно, безусловно, одно из самых оригинальных. Чем же оно выделяется среди рассказов о мистере Холмсе? Во-первых, преступление (убийство) произошло по роковой случайности. Преступница не хотела никого убивать, но в страхе во время самообороны из-за своей близорукости случайно нанесла смертельное ранение молодому человеку, который не имел к ее судьбе никакого отношения. Подобный сюжетный ход значительно усилил драматизм интриги. А во-вторых, убийцей поневоле оказалась русская революционерка Анна, которая прибыла из далекой России в Лондон в поисках архива подпольной организации, в которой участвовала сама и ее близкий друг.

Тема русских нигилистов не была новой в английской литературе. До Конан Дойля Оскар Уайльд написал мелодраматическую пьесу «Вера, или Нигилисты», посвященную истории Веры Засулич. А Конан Дойль сочинил рассказ «Ночь с нигилистами», который хотя не имел особого успеха, все же является знаковым для своего времени. Дело в том, что с середины 19 века Лондон стал приютом для русских оппозиционеров, которые эмигрировали сюда со своими революционными идеями. Первым был А.И. Герцен, который даже основал здесь антиправительственный журнал «Колокол». Затем в Лондоне побывал видный анархист П.А. Кропоткин, а в начале 20 века столицу Туманного Альбиона посетил сам вождь мирового пролетариата В.И. Ленин; какое-то время здесь даже издавалась его газета «Искра».

Чопорные англичане принимали русских смутьянов, но относились к ним с настороженным интересом, который и нашел отражение в поздней викторианской литературе. Анна, делая признание Шерлоку Холмсу, назвала себя и своих друзей нигилистами, прибавив, что сыщик наверняка знает, о ком идет речь. Образ этой русской женщины получился запоминающимся. Со слов доктора Ватсона читатель узнает, что она была некрасивой, но гордой и смелой особой, не лишенной чувства собственного достоинства. Женщина не дорожила не только свободой, но даже своей жизнью: перед тем, как сдаться, она выпила яд и умерла на глазах Холмса и его спутников, предварительно позаботившись об оправдании своего арестованного друга в России.