О том, каким он представал перед художниками в течение двух веков, рассказывает новая книга
Имя Виталия Бубенцова известно далеко не только землякам. Заслуженный художник России, член Союза художников РФ и Международной ассоциации изобразительных искусств ЮНЕСКО, он награжден серебряной медалью Академии художеств России. Родился и живет в Мурманске и черпает вдохновение в красоте родного края.
Подарок к юбилею
Однако Виталий Николаевич работает не только за мольбертом - его знают и как преподавателя. Сейчас он делится секретами мастерства со студентами МАГУ и учащимися Мурманского колледжа искусств. А вот то, что в творческом багаже художника, помимо живописных полотен и графических листов, имеется еще и авторство книг - наверняка для большинства из нас станет новостью. Так, Виталий Бубенцов выпустил учебно-наглядное пособие для учеников 7-9-х классов «Искусство Кольского Севера» (12+), монографию «Пленэрная живопись Кольского Севера: история и современность» (0+), опубликовал немало статей, посвященных искусству родного края.
И вот - очередное издание. Накануне дня рождения Мурманской области вышла в свет книга «Пейзажная живопись Кольского Севера: история и современность» (0+). Содействие в ее создании оказали правительство региона и сотрудники областного художественного музея.
Из нового труда Виталия Бубенцова читатели узнают о зарождении и развитии северного пленэра в контексте русской пейзажной живописи XIX - XX веков. Исследование дополняют репродукции произведений живописи и графики из фондов областных художественного и краеведческого музеев, а также музея-архива истории изучения и освоения Европейского Севера Центра гуманитарных проблем КНЦ РАН.
- Книга проиллюстрирована репродукциями не только мурманских художников, но и мастеров, которые в разные годы бывали на Севере в составе научных экспедиций или самостоятельно приезжали в Кольское Заполярье, - пояснил Виталий Николаевич. - Например, в конце XIX века, когда прошла страсть к итальянским пейзажам, все стали увлекаться Арктикой, и многие талантливые пейзажисты приезжали на Русский Север. Я и сам много путешествовал, ходил с рыбаками, побывал на Шпицбергене. Личный опыт, исследование картин других художников - все это вылилось в такое объемное представление о нашей прекрасной Кольской земле.
Тираж издания не очень большой, две тысячи экземпляров. И сразу оговоримся: заполучить ее в личное владение не получится - в продажу книга не поступит, познакомиться с содержанием можно будет в библиотеках региона.
«Северный фасад» России
Временем зарождения пленэра на Северо-Западе России специалисты считают начало XIX века: художники работали в основном в составе географических полярных экспедиций. Их целью было досконально передать характер новых увиденных мест, создать иллюстративное дополнение к картам.
Например, в 1837 году на Новой Земле в составе экспедиции Карла Бэра находился художник Редер - горный чиновник Санкт-Петербургского монетного двора. Почти век спустя на складе старых изданий Академии наук были найдены рисунки, иллюстрирующие ту экспедицию. «Произведения представляли собой прекрасно разработанные, тонко сделанные пейзажи, несомненно, свидетельствующие о незаурядном даре опытного художника. Интересен лист «Деревня Пялица, в Русской Лапландии», передающий характер поморских изб и силуэты деревянных крестов, характерных для тех мест на побережье Белого моря. Можно утверждать, что это одни из первых известных работ северного пленэра, сделанные непосредственно с натуры. Так было положено начало творческому пленэрному освоению Севера», - пишет Виталий Бубенцов.
Во второй половине XIX - начале ХХ века бурно осваивались побережья Баренцева и Белого морей, Кольский полуостров, территории Арктики. В этот период русские пейзажисты стали чаще изображать северный фасад России. Появились первые профессиональные художники, связавшие свое пленэрное творчество с Крайним Севером. Например, московский автор Василий Переплетчиков. Он изобразил уникальный уголок - место с Никольской клетской церковью и колокольней в древнем поморском селе Ковда «Белое море. Кандалакша» (1903 г.).
Одним из основных первооткрывателей художественной красоты Севера считается Николай Пинегин - профессиональный путешественник, исследователь, художник, писатель, отдавший всю свою жизнь суровому краю. В 1905-м он отправился в свое первое путешествие на Север, в район Северной Двины, а спустя три года, став членом Архангельского общества изучения Русского Севера, побывал на Туломе, Нотозере, работал в Коле, Печенге, на Айновых островах.
В чем же причина такого интереса к нашему краю? П. П. Ефимов писал: «Своеобразие северного пленэра заключается в стирании граней тонов и полутонов, в отсутствии ярких цветовых контрастов, а также в том, что дальние планы здесь подчас бывают видны яснее и четче, чем ближние».
Любовь на всю жизнь
Бывали на нашей земле и именитые живописцы Константин Коровин, Валентин Серов. «Художники писали светлыми ночами, вследствие этого палитра становится более однотонной, лишенной интенсивных цветовых сочетаний. Именно на Севере в стиле Коровина произошел перелом: от ярких, легких видов крымских серий, исполненных в импрессионистической манере, он переходит к более строгой палитре, лапидарным формам пленэра Русского Севера», - отмечает в своей книге Виталий Бубенцов.
В 1918 и 1920 годах на Север приехал и Альберт Бенуа - в составе экспедиции Павла Виттенбурга, проводившего первые геологические исследования Кольского залива. Представитель династии живописцев в работе использовал акварель и цветные карандаши.
Ярким первооткрывателем северного пленэра, посвятившим этой теме всю жизнь, считается художник Александр Борисов - выпускник Академии художеств, где его наставниками были мастера пейзажа Иван Шишкин и Архип Куинджи. Еще во время учебы в Академии он приезжал на Мурман, Новую Землю, Соловки. Из-за любви художника к Северу он получил много характеристик от коллег и современников: Борисов считается певцом Арктики, пионером ее живописного пленэрного освоения, а Рерих, соученик по классу Куинджи, называл его поэтом Севера, Баяном льдов и полуночного солнца. Коллекция Борисова включает в основном этюды.
- Написанные по свежему впечатлению и сохранившие всю прелесть живой природы, они перерастают рамки жанра. По своему эпическому размаху, широкому обобщенному видению, продуманности композиции они воспринимаются как вполне завершенные произведения, - считает Виталий Бубенцов.
В первой половине ХХ века художники приезжают работать на полярные станции и строящиеся промышленные объекты, продолжают участвовать в экспедициях на Север, выходят в море с рыбаками и моряками по Северному морскому пути, они частые гости на кораблях и в гарнизонах Северного флота.
Так, много времени у нас проводил Василий Крайнев. Его морские пейзажи часто оживлены крупными судами-тральщиками, беломорскими ёлами, шхунами, подчеркивающими масштаб окружающих скал. Еще один маринист - Лев Богомолец. Его работы отличают темперамент и динамичность.
Выпускник Ленинградского института живописи, архитектуры и скульптуры Андрей Яковлев в 1960-е жил и работал в Мурманске, ходил в море на ледокольном пароходе «Леваневский», первым из художников не только побывал, но и перезимовал на архипелаге Шпицберген. Как отмечает автор книги, его живопись построена на сочетании широких светлых и темных плоскостей, в ней нет тонкой нюансировки цветовых отношений, часто это заменяется растяжкой одного цветового тона - синего, иногда поддержанного малым количеством теплых вспышек искусственного освещения или небольших оранжево-желтых полосок, подсвеченных солнцем из-за горизонта.
Арктика - как музыка Грига
В своей книге Виталий Бубенцов рассматривает и особенности образной системы. «Пейзажная живопись на Кольской земле преобладала над другими видами изобразительного искусства, но особенно ярко проявила себя пленэрная живопись. И это понятно в связи с таким контрастным и живописным окружением: разнообразие ландшафта, морские просторы, горы и ледники, города, поморские и саамские поселки», - пишет он в главе книги.
Так, мягкий, спокойный колорит с подробной передачей изображения помогает увидеть в работах Василия Баранова, помимо художественных достоинств, атмосферу жизни края. А Николая Морозова занятия пленэрной живописью подпитывали живым ощущением природы.
- Тема родного Заполярья проходит и через всю мою творческую жизнь. Еще обучаясь в Ленинградском художественном институте имени Репина, я постоянно привозил после летних каникул много пленэрных этюдов из разных живописных уголков Кольского края, - говорит художник. - Скалистые отвесные берега Териберки и Дальних Зеленцов побережья Баренцева моря и более поморские берега Белого моря с древними селами - Варзугой с уникальной шатровой Успенской церковью и Ковдой с клетской Никольской церковью и невысокой колокольней рядом - позволили мне создать серию работ.
Нельзя не упомянуть и всесоюзную творческую группу «Арктика», организованную в свое время Арви Хуттуненом. Благодаря многочисленным связям с полярниками и моряками ее участники смогли пройти от побережья Кольского полуострова - Ура-Губы, Териберки, Дальних Зеленцов - через Югорский Шар, Диксон, Дудинку, Тикси, Певек к мысу Дежнева.
А чем отличается почерк современных художников от их коллег, живших и творивших ранее? Кто из живописцев считал себя ушибленным морем? Кого современники называли одержимым Арктикой, а сам он писал: «С тех пор, как я увидел ее, она не оставляет меня, моя Арктика. Она звучит сурово и сдержанно, как музыка Грига»? Ответы на эти и многие другие вопросы северяне могут найти в книге Виталия Бубенцова.