Первый роман трилогии «Рожденный туманом». Первый роман из тех, действие которых происходит на планете Скадриал (в этой подсерии уже 7 романов). Второй роман во вселенной Космер (в которой Сандерсон хочет написать 40 романов). Но это так, чтобы было понятно, во что влезаешь с этим Сандерсоном.
Последняя империя, которой уже тысячу лет правит бессмертный Вседержитель. Богатые аристократы и бесправные все остальные. Тирания, зло, смерть и пепел с небес. Группа воров, под предводительством Кельсера — легенды воровского мира, разрабатывает план, чтобы свергнуть Вседержителя. В эту группу попадает Вин, нищая сирота, которая оказывается сильным магом.
Подросток-сирота, который большую часть книги овладевает своими сверхъестественными способностями. А в конце книги выносит самого могущественного мага на планете. Ничего не напоминает? Мне вот напоминает. Сразу несколько десятков книжек, сделанных по этому же клише.
Вин учится магии, регулярно посещает балы (как бы шпионит для Кельсера), впервые влюбляется. И всё это настолько явные лекала young adult, что временами читать становится скучно. Сандерсон старательно наступает на все грабли жанра — от скучных подробностей выбора Вин одежды для очередного бала («какое же платье мне сегодня выбрать») до любовный терзаний Вин по поводу молодого красивого аристократа («любит, не любит, плюнет, поцелует, к сердцу прижмёт…»).
От махрового ромфанта «Пепель и сталь» отделяют проделки Кельсера и его компании. Там войска, мятежи, резня, массовые казни, изнасилования, поедание трупов и прочие подробности фэнтези темного. Вот в этой части становится интересно. К сожалению, повествование поделено примерно поровну между Кельсером и Вин (с небольшим перекосом в сторону последней).
Систему магии Сандерсон выдумал свою. Система основана на металлах. 10 металлов — 10 разных магических способностей. Большая часть магов умеет колдовать с каким-то одним металлом. Кто умеет колдовать со всеми металлами — тот круче варенного яйца. Именно их называют вынесенным в названии трилогии (и романа в оригинальном английском названии) «рожденными туманом». Вы же понимаете, что страдающая сиротка Вин просто не могла не оказаться «рожденной туманом»? Система у Сандерсона получилась навороченная, но как-то местами глуповато выглядящая.
Объем. Роман «Пепел и сталь» — это более 600 страниц текста. И, честно говоря, объем романа можно было бы урезать где-то в половину — без потери в тексте чего-то важного. Но фэнтезийные авторы обожают «набивать объем». У Сандерсона в романе есть куча бесполезных подробностей (мысль на 2 строки могут обсасывать пару страниц), а то и прямых повторов. Вот и гадай — то ли писатель целенаправленно подбивал объем на нужное количество слов, то ли это ошибки почти дебютанта, который на момент написания «Пепла» еще не осознал плюсы лаконичности.
А вот с чем у Сандерсона оказалось хорошо, так это с «легкостью чтения». Умеет дядька слова в предложения собирать так, чтобы читатель нигде не спотыкался при чтении. Большой роман пролетает за чтением очень быстро. И вроде понимаешь, что читаешь вторичную поделку, но оторваться от ее чтения сложно. Да, бесконечные штампы, но это красиво описанные штампы.
Читать «Пепел и сталь» можно. А если нет большой подкованности в фэнтези-клише, то начинать с романов типа «Пепла» даже нужно. В этом романе есть неплохо расписанный типовой набор фэнтези-приемов. Но Сандерсон стал «тем-самым-Сандерсоном» отнюдь не за этот роман.
7/10