Планируя небольшое железнодорожное путешествие по Европе, я, разумеется, стремился сэкономить – в том числе на транспорте. Самую большую экономию обещал дать проездной по Германии. Он стоит 49 евро (около 4000 рублей) и позволяет путешествовать по всей стране почти на любом виде транспорта. Однако туристу из России купить такой билет непросто (но можно).
Подпишитесь на наш telegram-канал с оперативными новостями про поезда. Наш сайт – 1520today.ru.
Если огрубить, то проездной действует на все, что не требует указания места с номером и кроме туристических видов транспорта. Это означает, что с ним можно перемещаться на общественном транспорте во всех городах Германии, а также на региональных поездах (это то, что в России называется пригородными поездами), включая местные экспрессы, и на междугородних автобусах, которые ходят внутри регионов из крупных городов в более мелкие.
Билетом нельзя пользоваться на междугородних поездах – обычных (IC) и скорых (ICE), но для Германии это не слишком большая проблема, потому что между двумя крупными городами всегда есть возможность доехать на региональных экспрессах с одной или несколькими пересадками. Так, например, я добрался из Дрездена в Берлин с одной пересадкой за три часа, а из Берлина в Ганновер с двумя пересадками за 4,5 часа.
Главная особенность этого проездного – его можно купить только онлайн. Это значит, что у вас должна быть карточка, которую принимают в Германии, либо друг с такой карточкой. Напомню, что российские Visa и MasterCard в Германии сейчас не работают.
Но даже если вы нашли такую карту, то начинается головная боль.
Во-первых, этот проездной – это подписка. Вы один раз вводите данные карты, и каждый месяц с вас списывается 49 евро.
Во-вторых, он действует только на протяжении календарного месяца. Это значит, что, если вы планируете активно использовать этот проездной и хотите сэкономить, вам нельзя планировать поездку, условно говоря, с 25 июня по 5 июля.
В-третьих, вам нужно планировать поездку очень заранее, потому что по общему правилу проездной продается до 10 числа текущего месяца на следующий. Это значит, что, если я решил 15 мая, что мне нужен проездной, то я могу его купить уже только на июль.
Наконец, в-четвертых, DB (Deutsche Bahn, главный оператор этого проездного) продает подписку только жителям Германии, запрашивая номер ID-карты.
Кажется, что все эти ограничения делают покупку невозможной, но дальше начинаются интересные нюансы. Германия – очень децентрализованная страна, а это значит, что наряду с крупными игроками, проездные продают мелкие компании-перевозчики. Изучив русско- и англоязычные форумы, я нашел сайт mo.pla. Он позволял не просто купить проездной на текущий месяц, но и предложил сразу же заморозить или отменить подписку на последующие месяцы. Сервис и технологичность, которые сайту DB даже не снились.
То, что при покупке не вводится номер ID-карты, компенсируется тем, что по правилам ты должен предъявлять проездной вместе с паспортом. Я встречал контролера трижды (все разы – в региональных поездах), но только один раз у меня спросили паспорт.
За четыре дня в Германии проездной, по моим оценкам, окупился трижды. Более того, один из переездов между городами при покупке обычных билетов стоил бы как раз около 49 евро. Если бы я путешествовал в течение месяца, экономия была бы еще более впечатляющей.