Найти тему
МИР (Море История Россия)

О "паровозных" миноносцах, и человеческом общении.

Я знаю свой грех. Я иногда резко отвечаю на хамские комментарии. Дорогие читатели, простите (для этого есть объективные причины). Если хамство не лечить, оно прогрессирует.

Я простой человек. Один из вас. Я точно так же, как вы живу своей жизнью, воспитываю (вот как ни странно) маленьких детей, люблю свою семью, пишу статьи после того, как я отработал свой рабочий день, ответил друзьям-поисковикам со всех стран. Да, вот только после этого я сажусь писать статьи. Они не несут коммерческого интереса, мой интерес глубже. Я не претендую на роль «безгрешного, святого гуру». Я хочу, чтобы люди научились общаться между собой, и…

Я благодарен одному из моих комментаторов с ником "cfolc", который меня малость поправил, и подсказал интересную тему. Он написал о том. что "прямоточные котлы..."

Да, все верно. Прямоточные "паровозные" котлы это тема "речников" и старых миноносцев. Есть такое понятие "локомотивные котлы". Наверное, рассказ об огнетрубных котлах нужно было именно с них (тогда и термины будут понтяны).

Топка, жаровые трубы, ящик...
Топка, жаровые трубы, ящик...

Традиционно, под этим термином понимают прямоточный огнетрубный котел, который «прижился» в основном, на миноносцах, и на речных кораблях. Почему на речных? Потому, что разместить высокий оборотный огнетрубный котел на них сложно (получается высокий надводный борт), а, котел где топка и котел стоят последовательно, проблем не составляет. Да и унификация с паровозными котлами существенно удешевляет производство. Это не в чистом виде "архаика". Работы над прямоточными котлами возобновлялись и в 30-е годы (немного на другом уровне). А, давайте немного посмотрим эволюцию котлов на малых кораблях ЧФ (например, на миноносцах)

Миноносец "Батум" (№251) (до 08.04.1895 г. - "Батум", затем - миноносец №251, командир капитан-лейтенант И.М. Зацаренный)

-2

Сложно сказать: "миноносец" или "миноноска". Корабль имел менее 50 тонн, был построен в Англии в 1880 году. Котел? Котел как раз тот самый, "локомотивный". Миноносец "Батум" был заложен в декабре 1879 г. на заводе Ярроу в Глазго. Спущен на воду 31.05.1880 г., вступил в строй 17.07.1880 г., вошел в состав Черноморского флота. Котел неплохой, с возможностью "модернизации"

-3

Зимой 1882-83 г. топки локомотивного котла "Батума" приспособили под отопление мазутом. Это был первый опыт такого переоборудования в русском военном флоте. Правда, инициатива сия была быстро пох... (похоронена) Спустя год миноносец вновь был переведен на угольное отопление. В 1884 г. на "Батуме" была переделана носовая оконечность для того, чтобы корабль не зарывался носом. Списан он был в 1910 году.

ТТД:
Водоизмещение: 48,4 т.
Размеры: длина - 30,6 м, ширина - 3,8 м, осадка - 1,9 м.
Скорость полного хода: 22,16 узлов.
Дальность плавания: - миль при - узлах.
Силовая установка: 1 вертикальная паровая машина тройного расширения, 1 котел, 1 винт, 500 л.с.
Вооружение: 1 шт. 37-мм орудие Гочкиса, 2 носовых 254-мм торпедных аппарата.
Экипаж: 18 чел.

После английского "Батума" настала очередь другой серии. В декабре 1882 г. Морским техническим комитетом было выдано задание на строительство сразу четырех миноносцев типа усовершенствованного "Батума" водоизмещением 65-70 т. Заказ разместили на четырех разных фирмах: английской "Торникрофт" и французских "Норман", "Форж э Шантье" и "Клапаред". Таким образом русское Морское министерство рассчитывало получить образцы последних достижений в области технологии судостроения. "Торникрофтовского" миноносца я что-то вообще не нашел. А, вот с французами тоже...

Не получилось. Строительство миноносцев "Геленджик" и "Гагры" на заводах "Форж э Шантье" в Тулоне и "Клапаред" в Сен-Дени близ Парижа затянулось. Из-за многочисленных дефектов на них пришлось менять котлы. В конечном итоге поставили (да, вы угадали, "локомотивные") Но с параметрами вышла "незадача" они получились тихоходнее исходного "Батума"

Миноносец "Гагры" (№254)

ТТД:
Водоизмещение: 78 т.
Размеры: длина - 37,1 м, ширина - 4,1 м, осадка - 2,1 м.
Скорость полного хода: 17,8 узлов.
Силовая установка: паровая машина, 1 винт, 600 л.с.
Вооружение: 2 носовых торпедных аппарата, 3х1 37-мм орудия.
Экипаж: 16 чел.

Миноносец "Геленджик"(№255)

ТТД:
Водоизмещение: 74 т.
Размеры: длина - 37 м, ширина - 3,76 м, осадка - 1,93 м.
Скорость полного хода: 12 узлов.
Дальность плавания: 1240 миль при 8 узлах.
Силовая установка: 1 вертикальная паровая машина тройного расширения, 1 котел, 1 винт, 558 л.с.
Вооружение: 2 37-мм орудия, 1 7,62-мм пулемет.
Экипаж: 21 чел.

После этой серии шла серия из шести миноносцев, построенных в 1889-1891 годах для Российского Императорского флота по прототипу французского миноносца "Биэркэ". Миноносцы этого типа входили в состав Балтийского и Черноморского флотов.

Но, это так. в качестве примера, откуда взялись "паровозные" котлы на миноносцах,... а мы возвращаемся к котлам.