Принцип игрушки – когнитивное средство, модель для познания мира в его базисном идеале. Игрушка создает более безопасную среду и более простой способ восприятия.
Игрушка необходима человеку для умно-сердечного постижения мира. Освоенный через чистый лист обобщенной формы игрушки мир становится не просто опознанным, названным по имени, а конкретно именным, «присвоенным», наполненным смыслами важными для конкретного человека.
Художник Евгения Гольцева свои объекты МАТРЫ определяет как куклы. Первая ассоциация у зрителя возникает с образом народной игрушки-куклы- Матрешки.
Принцип матрешки пришел в русскую культуру через восточную традицию разукрашенного яйца, как символа сотворения мира. Яйцо в яйце – принцип существования жизни. Культурологи проводят параллели так же с японскими ритуальными куклами Дарума или Кокэси.
Из безличного яйца, безликой куклы матрешка на Руси превращается в многоликое существо, вмещающее в себя все возраста и гендеры присущие человеческому существу. Форма матрешки – полый сосуд. Дуальность сущности формы матрешки заключается в ее одновременной целостности и пустоте.
МАТРА перекликается с архетипом матрешки, но кардинально отличается не только от традиционного оригинала, но и от современных прочтений данного сюжета.
Лик МАТРЫ не приобретает унифицированные черты современного мира, она становится самостоятельной формой искусства, наполняемой нарративом в зависимости от актуального высказывания автора.
В отличие от матрешки МАТРА не открывается. Внутри содержится тайна.
Смежная с тайной русской души. Художественный взгляд автора не предполагает простоты в открытие этой содержательной формы. Ответ лежит не внутри МАТРЫ, но во внутреннем мире самого зрителя.
МАТРА имеет характерные признаки ценности и декоративно прикладного, дизайнерского объекта, и художественного произведения.
Каждая авторская форма – уникальная разработка художника в коллаборации с технологом-столяром. Число изготавливаемых форм строго конечно. И серии не предполагаются к повторению.
В рамках определенной серии-формы каждая МАТРА имеет индивидуальный живописный облик. Образование, качественная насмотренность и чуткий интерес к разнообразию культурных кодов искусства современности позволяет Евгении Гольцевой выражать через форму МАТРЫ то же разнообразие смыслов, что и в своей живописи.
Оставаясь маняще простой в узнаваемости своих контуров и формируя зону безопасности МАТРА приглашает зрителя поиграть в самопознание и пройтись дорогой к своему внутреннему ребенку, своему спрятанному в исконном начале я по «хлебным крошкам» художественных ассоциаций, оставленных автором на поверхности деревянной формы.
Богданова М. А. куратор