Найти в Дзене

Три рассказа для урока литературы: выбор моих учеников

Я рассказывала о последнем уроке в этом учебном году, когда я принесла сборники "Волчка" и попросила учеников самих выбрать рассказ. Затем нужно было представить его нам.

"Тень собаки" Ася Кравченко

Сборник «Чуть правее сердца»

Издательство "Волчок"
Издательство "Волчок"

О чем рассказ?

О ежедневной радости от дружбы с собакой: собирать лютики в лесу, делать уроки, а пёс всегда сидит рядом, фотографировать его, ждать вместе маму с работы. В рассказе очень быстро показано время: только девочки были маленькими, а уже выросли и выпорхнули из дома. Сейчас будет спойлер: но думаю, что вы уже догадались по заголовку, что однажды пса Тома не станет.

“Постепенно из квартиры исчезла шерсть, через месяц меня перестали обнюхивать встречные собаки. А тень … Иногда мне кажется, что тень бежит рядом».

Я точно возьму этот текст на свои уроки когда-нибудь. С его помощью можно многое обсудить: радость от появления домашних животных в доме, взросление и аккуратно можно поговорить про потери.

"Моя мама – ведьма" Ева Немеш

Сборник "Добрые письма"

Издательство "Волчок"
Издательство "Волчок"

Рассказ-диалог двух подруг. Отлично показаны школьные реалии: буфет, отметки (для галочки), строгий учитель истории, конец четверти, сочинение. Девчонкам дали шанс исправить отметки, нужно написать сочинения о мамах. Одна девочка быстро справилась и помогает другой.

"Ты хотя бы до заключения дошла? Там просто, без заморочек: моя мама самая лучшая. Я ее очень люблю и хочу быть на нее похожей. Можно еще добавить: мамочка, спасибо, что ты есть. Но это по желанию"

А потом перед нами появляется текст сочинения. И сразу многое понятно: мама воспитывает одна двух детей, занимается мистическими делами (очень популярная сфера деятельности сейчас), чтобы прокормить девочек. Интересно обсудить эту работу: честно ли продавать печенье "Деньги-в-дом" и "Больше-не-плачь". Большой простор для разговора и об отметках, разных подходах учителей.

"Мой папа" Ирина Зартайская

Сборник «Письмо с подснежником»

Издательство "Волчок"
Издательство "Волчок"

О чем рассказ?

Учительница пришла к директору с сочинением ученика из 4 «В». Вот фрагмент из него:

«Мой папа пахнет смолой и яблоками. Его синий свитер протёрт на локтях, но это не мешает папе шевелить ушами. Влево-вправо, вверх-вниз. А ещё он может скакать на одной ноге и изображать сытого крокодила».

Дальше в работе идут описания, как здорово иметь папу. А потом учительница говорит директору одну деталь, из-за которой этой рассказ сразу становится грустным.

Как-то давно я сама обратила внимание на этот текст, а потом подумала, что слишком уж "сладко" он сделал. Поэтому в класс не приносила. Перечитала и вновь подумала, что можно обсудить с ребятами, узнать их ощущения от текста. Одно из заданий прям просится – написать необычные тексты о папах или дедушках. Плюс можно самим придумывать свой финал, а потом почитать авторский.

Письмо с подснежником

Понравился какой-нибудь рассказ по описанию?