Начало тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут
Согласно источникам, Спасо-Преображенский собор был заложен в 1491 году при великом князе Иване III, а в 1497 году освящен всероссийским митрополитом Симоном.
«…В XVII веке при Михаиле Федоровиче первоначальный собор был разобран “до подошвы”, и на этом же месте в 1645 году был заложен новый, больших размеров с тем, чтобы усыпальница царских предков оказалась под сводами храма.
19 сентября 1647 года Преображенский храм торжественно освящен патриархом Иоасафом в присутствие царя, при настоятеле архимандрите Никоне, по мысли и плану которого было устроено и все украшение собора…»
Собор построен в виде корабля – наиболее распространенный тип храмов древней Руси.
***
В подвальной части храма находятся погребения, где в том числе похоронены бояре Захарьины-Романовы.
«,..В 1497 или 1498 году здесь упокоился Василий Юрьевич Захарьин (сын боярина Юрия Захарьевича), а затем его брат Роман Юрьевич Захарьин (ум. 1543), от имени которого произошла фамилия Романовых. В конце XVI века здесь были похоронены Василий Юрьевич Захарьин (двоюродный брат Анастасии Романовой) и Никита Романович Юрьев-Захарьин (в монашестве Нифонт, отец патриарха Филарета). В 1607 году сюда были перенесены останки родных братьев патриарха Филарета, трое из которых скончались ранее в ссылках, пострадав во времена Бориса Годунова. Также здесь захоронена мать первого царя этого рода инокиня Марфа (умерла. 1631)...»
Нетрудно понять, почему Новоспасский монастырь был так любим правящей царской династией Романовых.
В 1902 году усыпальница Романовых с церковью Святого Романа Сладкопевца была перестроена.
После закрытия монастыря в 1918 году усыпальница была разорена, надгробия уничтожены, часть гробниц утрачена. Лишь некоторые останки были перенесены в подземную палату южной пристройки Архангельского собора.
Усыпальница была восстановлена в конце 1990-х годов; в ней воссоздан храм в честь преподобного Романа Сладкопевца.
…В момент нашего с женой посещения монастыря Усыпальница была закрыта для осмотра…
***
Идём с женой Собор....
«…Главный вход на паперть собора идет не прямо с уровня земли, как, например, в Московском Успенском соборе, а возвышается на 17 ступеней, вследствие того, что внизу находится усыпальница. Свод здания опирается на четыре четырехгранных столба, из которых два находятся за иконостасом и два в средней части храма.
Величественный пятиярусный иконостас – типичный для древнерусских храмов; он имеет близкое сходство с иконостасами Московского Успенского собора и Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры. Все иконы, находящиеся в нем, древнего происхождения, но самый иконостас происхождение сравнительно недавнего. Старинный же иконостас XVII столетия, вследствие неблагоприятных обстоятельств, не сохранился до нашего времени. В нижнем ярусе находятся местные иконы, во втором – Апостолы и посередине Христос Спаситель в образе Вечного Архиерея, затем – 12 великих праздников, еще выше – пророки, и в середине – Богоматерь, в верхнем – Праотцы, и в середине их – Бог-Отец. На правом столпе обращает внимание по своей оригинальности изображение в виде иконы царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича – устроителей Новоспасского монастыря. В руках они держат изображение собора. Оба царя представлены в полном царском облачении. Примечательно, что их головы окружены нимбами, которые в данном случае являются си величия. Вблизи этой иконы находилось царское место. Здесь за богослужением молились русские государи Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич…»
Из истории Храма и его реликвий: «…Еще при своей жизни великая старица Марфа [мать первого царя из династии Романовых] пожаловала в обитель несколько старинных родовых вотчин. Среди них – село Домнино в Костромском уезде, памятное всем россиянам подвигом домнинского старосты Ивана Сусанина. Это село было даром матери царя Всемилостивому Богу за спасение не только ее сына, но и целого Отечества от Смуты. Именно старица Марфа поставила в соборной церкви "моление свое" – образ Богородицы “Одигитрия” (“Путеводительница”), украшенный драгоценными каменьями и жемчугом. Эта икона Божией Матери “Смоленская” и поныне находится в местном ряду иконостаса…»
«…Все своды храма, стены и купола украшены настенной живописью (фресками) – священными изображениями событий преимущественно из земной жизни Христа Спасителя, а также великих праздников и святых Православной Церкви. Храм был расписан в 1680-е годы. Внутренние двери, ведущие в собор, железные, также XVII века. На них изображены в малом виде Апостолы и другие святые, украшения в виде растительного орнамента. Пол храма, выполненный из чугунных плит, устроен при настоятеле архимандрите Иоанне Черепанове. При входе на паперть храма с восточной стороны изображены 10 древнегреческих философов. Все они имеют в своих руках свитки с выписанными какими-либо изречениями. На правой стороне изображены: Орфей, Гомер, Солон, Платон и Птолемей, на левой: Ермей, Анахарсис, Аристотель, Плутарх и Иродион. Причину появления этих изображений дает, в частности, святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский, бывший настоятелем Новоспасского монастыря в сане архимандрита и епископа Ревельского. Он говорит: "Отцы наши хотели выразить, что никогда языческая мудрость не восходила выше низших ступеней христианского храма".
Особый интерес по своей исключительности представляет изображение родословного дерева русских великих князей и царей рода Рюриковичей, находящееся на своде вблизи входа в собор. Все государи изображены во весь рост с нимбами вокруг головы. Первыми представлены святые равноапостольные великий князь Владимир и великая княгиня Ольга с кувшинами в руках, поливающими корень этого родословного древа. Все князья династии изображены по порядку престолонаследия. Завершают чреду царь Феодор Михайлович и святой царевич Дмитрий - последние потомки Рюрикова дома. По стенам идут изображения Семи Вселенских Соборов, а на западной стороне находится изображение Страшного Суда. Также обращают внимание изображения таинственных видений из 6-й и 9-й глав книги Апокалипсис…»
После 1917 года монастырь закрывается, и он превращается в концентрационный лагерь. Храмы используют для нужд НКВД. Посему в 1930-ые годы в Преображенском соборном храме разместился архив НКВД.
«…Спустя 500 лет после закладки каменного Спасо-Преображенского собора в монастыре вновь ожила молитва…»
23 марта 1991 года в главном храме монастыря была отслужена первая Божественная Литургия.
В 1993 году из фондов ГИМ в Преображенский собор была возвращена фреска XVII века с изображением устроителей собора – царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича.
Постепенно собор стал преображаться. Проведены работы по реставрации иконостаса. Ведутся работы по восстановлению уникальных росписей XVII века, в мае 2007 года завершились работы по главному четверику собора.
Реставрационные работы продолжаются до настоящего времени.
***
…Частицы мощей разных святых… Есть и из Киево-Печерской лавры...
…Видео из собора даёт лучшее представление о его величии и красоте, нежели фотоснимки…
***
…Покидаем с женой Спасо-Преображенский Храм…
В небольшом сквере неподалёку от выхода стоит памятник иконописцу Андрею Рублеву, (рядом с Филаретовыми палатами-Настоятельским корпусом).
Скульптор – В.Г. Ленская, архитектор – Э.В. Яворский.
***
…Покидаем и огороженную территорию Новоспасского монастыря.
Продолжение следует.
Начало тут:
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Часть 6
Часть 7
Часть 8
Часть 9
Часть 10
Часть 11
Часть 12
Часть 13
Часть 14
Часть 15