Их ориентировки можно увидеть на каждом столбе, и не только во Владимире. Они ищут и находят тех, кто нуждается в помощи. Всё это- поисково-спасательный отряд «Лиза Алерт». 28 мая в городском парке «Дружба» прошла встреча-знакомство с отрядом. На ней информационные координаторы объяснили, как волонтеры собираются на поиски, как ищут людей и что делают, когда находят.
Инфорг рассказала гостям мероприятия об особенностях городского поиска. Одеваться на поиск нужно удобно и в то, что не жалко. Из обуви предпочтительнее всего кроссовки. Из расходных материалов понадобятся скотч, блокнот и карандаш. Канцелярия нужна на тот случай, если будет необходимо провести опрос.
Отдельный разговор зашёл об оклейке ориентировок. Используется только скотч, так как он легче всего удаляется с поверхностей. Оклеиваются либо улицы по ходу движения отряда, либо определённый объект- все зависит от задачи, данной координатором. Оклеиваются столбы, остановки, деревья (только в парках), перекрестки. Оклейка в магазинах осуществляется только с разрешения администрации. Та же ситуация с торговыми центрами: дополнительно осуществляется информирование охраны в их рабочем чате. В частном секторе пользуются спросом мусорные площадки- за день там проходит большое количество людей, за счёт этого выше шанс распространить информацию о пропавшем.
Ориентировки наклеиваются на уровне глаз, чтобы фото пропавшего «мелькало» перед глазами прохожих. Для расклейки в общественном транспорте «Лиза Алерт» связывается непосредственно с транспортной компанией: волонтеры передают листовки водителям и они самостоятельно расклеивают в своих автобусах.
Бывают и такие случаи, когда пропавший может оказаться в больнице: например, родственники сообщают отряду о проблемах со здоровьем. В таком случае ориентировки остаются в каждом отделении.
«Было много раз такое, что могут не так написать или услышать фамилию»,- рассказывает инфорг. В таком случае данные проверяются на созвучие. Если пропадает женщина, то всегда уточняется также девичья фамилия.
Патруль осуществляется тремя способами: пешком, на автомобиле и на самокате.
«На авто ездят три человека. Водитель только смотрит на дорогу, двое садятся сзади и просматривают параллельные стороны дороги. Ищут одиноко идущих или растерянных людей». В чате волонтеров водители часто пишут, сколько есть свободных мест, а пешие могут присоединиться к автопатрулю. У пеших добровольцев больше мобильности: они могут зайти в парк, на детские площадки, в подъезды. Часто опрашивают молодых мамочек, подолгу гуляющих с детьми на улице. Собачники и бабушки и подъезда так же могут поделиться полезной информацией.
Отдельная тема- осмотр подъездов. Всегда идет по три человека: один остается внизу, двое ходят по подъезду и опрашивают жильцов дома. Тот, кто остаётся внизу, проверяет лифты- бывали и такие случаи, когда пропавший просто застревал в лифте и не мог вызвать помощь. Также волонтеры проверяют подъезды на наличие вещей пропавшего. Это могут быть всякие мелочи: ключи, брелоки, пакеты и т.д.
Для волонтеров важно иметь при себе блокнот и ручку: обязательно надо записывать номер телефона опрашиваемого и ту информацию, которую он дал. Если заметок не хватает, представители отряда могут позвонить и взять дополнительные сведения. Диктофон используется только в случае, чтобы переписать информацию в блокнот. После этого запись нужно удалить.
В торговых центрах обязательно осматриваются фудкорты, где пропавший может отдохнуть и перекусить. Можно опросить кассиров и раздать им ориентировки. Всегда осматриваются туалеты- по ТЦ обычно ходят парами, чтобы один волонтер зашел в женский туалет, другой-в мужской. В туалеты не ломятся: просто ждут, когда освободятся кабинки.
На вокзалах лучше всего опрашивать сотрудников ввиду «текучки» пассажиров- они исчезают в течение часа. На железнодорожном вокзале во Владимире есть даже отдельный уголок с ориентировками «Лиза Алерт».
- А что делать, если потерявшегося нашли спящим на вокзале?-Сначала- звонить профоргу и не будить человека. Нужно отойти и просто наблюдать за человеком. Инфорг позвонит родственникам и сообщит о найденном человеке.
Вопрос об оказании медицинской помощи найденным тоже щепетилен. Волонтеры вправе оказать только доврачебную медпомощь, но участник отряда обязан пройти специальный курс. Можно оказать помощь в том случае, если человек знает о своем заболевании и нужных медикаментах- тогда добровольцы могут помочь достать лекарство из кармана. Но опять же надо быть предельно аккуратным.
-Почему отряд публикует информацию о найденном в формате «жив/мертв»? Почему не рассказывается о травмах и состоянии человека?-Эта информация конфиденциальна, поэтому мы не имеем права ее разглашать. Все-таки люди обращаются к нам за помощью и доверяют нам.
«Лиза Алерт» разыскивает заведомо живых людей. Не раз волонтеры слышали слова «Да его 3 дня ищут по лесу. Он уже погиб».
«Но нет- большинство людей, потерявшихся в лесу пропадает не из-за того, что с ними случилось, а потому что заблудились. Поэтому мы никогда не хороним людей раньше времени».
Но бывают и такие случаи, когда человек, к сожалению, найден мертвым. В этом случае волонтерам категорически запрещено что-либо трогать и держаться подальше до прибытия сотрудников полиции. В самой группе есть ответственный, который принимает окончательное решение.
У волонтеров регионального отделения «Лиза Алерт» отличное взаимодействие с правоохранительными органами:
«У нас в области очень хорошее взаимодействие со структурами, с этим все хорошо. К тому же, мы не начинаем работу без заявления в полицию. Сначала прозванивается полиция, проверяется заявка о пропавшем. С детьми все еще быстрее, и сборы организовываются более оперативно. Бывает, подключаем сотрудников МЧС даже на городской поиск для осмотра водоемов».
Несмотря на то, что добровольцы «Лиза Алерт» занимаются поистине важным делом, они нередко сталкиваются с хейтом в свою сторону. На встрече инфорг рассказала историю из личного опыта:
«У меня было такое на моём самом первом поиске. Ребенка найти не могли, столько километров было пройдено. И так как поиск шёл долго, старшие попросили написать от себя пост с просьбой присоединиться к поиску. Все выдыхались, все искали без сна и отдыха, и нам нужны были люди. Пост с личной страницы привлечет больше внимания и покажет, что простой человек тоже может помочь и присоединиться. Я столько про себя узнала! Меня два дня поливали грязью в духе «съездила один раз, вся такая крутая».
Поговорили и о самом длительном поиске на практике инфорга: например, сейчас разыскивают мужчину, местонахождение которого неизвестно с 14 мая.
«Самый долгий поиск длился почти год: не хватило недели до года. К сожалению, человека нашли погибшим. Был поиск и длительностью полгода, к сожалению, тоже погиб.9 дней искали бабушку в лесу в Вязниковском районе. К счастью, она сама вышла из леса, но очень похудела за это время- питалась одними ягодами.Также долго искали мальчика из Камешковского района, это было резонансное дело. На его поиски подключилось огромное количество людей, сколько дней велись поиски, сколько километров было пройдено и как много задач было поставлено»
Вся встреча прошла в формате диалога: инфорг рассказала о работе отряда и особенностях поиска в городе, а также ответила на вопросы от слушателей. Многие заинтересовались деятельностью «Лиза Алерт» и оставили свои анкеты для вступления в ряды добровольцев. Тем более, каждый выезжает на поиск в удобное для себя время. Подобные встречи-лекции проводятся раз в два месяца, попасть туда и пообщаться с представителями отряда в 33 регионе может абсолютно каждый.
Однако и тем, кто помогает людям, требуется поддержка. Для «Лиза Алерт» самой лучшей помощью считается появление новых волонтеров, готовых отправиться на поиски.