Найти в Дзене
Военобзор

Как линкор класса "Айова" столкнулся с эсминцем ВМС США, и что с ним стало потом

Линкор "Висконсин" во время ходовых испытаний в Мексиканском заливе, август 1988 года. Фото: commons.wikimedia.org
Линкор "Висконсин" во время ходовых испытаний в Мексиканском заливе, август 1988 года. Фото: commons.wikimedia.org

Линкоры класса "Айова" – крупные надводные корабли полным водоизмещением почти 58 тысяч тонн. Все четыре корабля этого типа были построены в годы Второй мировой войны и прослужили в составе американского флота несколько десятилетий. А за годы службы с ними бывало всякое, в том числе и досадные инциденты. Сейчас история о том, как линкор этого класса столкнулся с эсминцем ВМС США, и что с ним стало потом.

Эсминец "Итон" после ремонта и модернизации, 1964 год. Фото: wikipedia.org
Эсминец "Итон" после ремонта и модернизации, 1964 год. Фото: wikipedia.org

Инцидент произошёл 6 мая 1956 года в Чесапиксоком заливе. Линкор "Висконсин", имевший на тот момент водоизмещение 57450 тонн протаранил эсминец "Итон" водоизмещением всего 2500 тонн. Примечательно, что столкновение произошло не в какой-то узости, а в просторной акватории, хорошо известной американским морякам. Корабли могли достаточно свободно маневрировать. При этом погодные условия были великолепными. Но что-то пошло не так... Самым любопытным в этом инциденте стало то, что корабли принимали участие в учебно-показательном выходе.

Причиной столкновения стала команда "Человек за бортом!", после чего "Висконсин" совершил неудачный манёвр. В результате столкновения в носовой части линкора образовалась 9-метровая пробоина от ватерлинии до верхней палубы. Точнее даже не пробоина, носовая часть просто осталась держаться на честном слове.

Линкор "Висконсин" после столкновения с эсминцем "Итон". Фото из открытых источников
Линкор "Висконсин" после столкновения с эсминцем "Итон". Фото из открытых источников

Эсминцу повезло меньше: была оторвана вся носовая часть корабля, полностью затоплено машинное отделение, ещё три отсека были затоплены частично. Кроме того, носовая артиллерийская установка калибром 127-мм улетела за борт, а бомбометная остановка оказалась разрушенной (её обломки оказались в кают-компании).

В результате столкновения пострадали три моряка: один на линкоре и два на эсминце. После аварийных работ "Итон" был отбуксирован в порт, линкор "Висконсин" дошёл до военно-морской базы Норфлок своим ходом.

Сразу же стал вопрос ремонта кораблей. Повреждения эсминца были настолько серьёзными, что многие специалисты посчитали ремонтные работы нецелесообразными и предлагали списать корабль на слом. В конечном итоге было принято решение корабль ремонтировать. Ремонт оказался очень долгим и обошёлся государственной казне США в несколько миллионов долларов, поскольку "Итон" фактически пришлось отстраивать заново.

Что касается линкора, то стоимость ремонтных работ составила всего 700 тысяч долларов. Выручило то, что в доке судостроительного завода в Ньюпорт-Ньюса находился однотипный и недостроенный линкор "Кентукки". Последний решили не достраивать, а установить его носовую часть на "Висконсин", что и было сделано. Вся ремонтные работы заняли 18 суток.

Транспортировка носовой части от линкора "Кентукки" для установки на "Висконсин". Фото: commons.wikimedia.org
Транспортировка носовой части от линкора "Кентукки" для установки на "Висконсин". Фото: commons.wikimedia.org

После возвращения линкора в строй среди американских моряков он получил прозвище "Виски" (WISKY). Оно никак не связано с крепким напитком, а является производным от первых букв названий линкоров "Висконсин" (WIS) и "Кентукки"(KY). Позднее корабль был введен в резерв флота. В действующий состав флота "Висконсин" был возвращён в 1988 году и даже принимал участие в операции "Буря в пустыне". В сентябре 1991 года этот огромный корабль был вновь исключён из состава флота. С 2012 года находится на вечной стоянке в Норфолке (штат Вирджиния), превращён в музей.

Понравилась статья? Тогда поставьте лайк и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые интересные публикации!