«Блаженны невидившие и уверовавшие» (Ин.20:29)
"Существует три разновидности людей:
те, кто видит;
те, кто видит, когда им показывают;
и те, кто не хочет видить"
Леонардо да Винчи
На литургии в 6-ю неделю по Пасхе во всех православных храмах читается 9-я глава Евангелия от Иоанна, в которой рассказывается об исцелении Иисусом Христом слепорожденного.
Ради экономии места я не буду пересказывать весь рассказ целиком. Каждый сможет еще раз ознакомиться с ним сам, открыв нужную главу. (Тех, кто даже не имеет Евангелия в своей библиотеке, вряд ли заинтересует данная статья).
Вкратце лишь напомню общую канву рассказа. Он начинается с того, что однажды, выйдя из храма, Иисус и его ученики увидели на дороге слепого от рождения человека. Ученики спросили о причинах его слепоты: «кто согрешил, он или родители его?». На что получали, казалось бы, странный ответ: «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии»?
Есть много очень интересных и душеполезных толкований святых отцов и учителей Церкви этого фрагмента, главной мыслью которых является желание побудить каждого из нас увидеть в этой истории притчу о самих себе, ставшими такими же духовными слепцами, не видящими вокруг себя реального мира, в центре которого находится Сам его Творец. Всё это так. Но не всегда объясняется, почему Иисус ответил так нелинейно. Ведь сама постановка вопроса подразумевала всем понятную идею, согласно которой корнем любого физического изъяна или болезни человека является либо личный грех человека, либо прежние грехи его родителей. Но, как мы видим, вместо того чтобы дать ответ в рамках такой понимания вопроса Иисус отвечает совершенно иначе. Такой ответ часто смущает читающих это место, т.к. создается впечатление, что Бог Сам когда-то намеренно дал родиться ребенку слепым и жить так, мучаясь столько лет, чтобы теперь проявить на нем пример Своего же милосердия. Но всё (или многое) станет ясным, если понять, о каких «делах Божьих» идет речь.
Обратим внимание, что в пятой главе описывается очень похожая ситуация с исцелением расслабленного. (Об этом в Церквах читается в неделю 4-ю по Пасхе). И в обоих случаях исцеление происходило в субботу, что возмущало иудеев так сильно, что, как сказано: «они искали убить Его (Иисуса)» (Ин.5.18). И каждый раз они получали почти аналогичный ответ: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (И.5.17). При исцелении слепого Господь отвечает более развернуто: «Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать».
О том, что купель, в которой должен омыть глаза исцеляемый, носит название «Посланный» (смотри евангельский текст), кажется понятно из самих слов Спасителя без объяснения. Но какой день и какую ночь подразумевает Господь? Почему Он говорит: «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии»? И, наконец, какое отношение к происходящему имеет день недели, в который все происходит? Неужели, Он просто дразнит иудеев, демонстративно нарушая данную Им Самим же заповедь о седьмом дне покоя!
Первую подсказку мы находим в почти детальном описании самого процесса врачевания. Сказано: «Он (Иисус) плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому…». Это сотворение глаз слепому из брения отсылает нас к первым дням творения нашего мира и человека (к первой главе книги «Бытие»): «И создал Господь Бог человека из праха земного» (Быт. 2.7). («Прах» и «брение» на библейском языке частые взаимозаменяемые синонимы).
Но что особенно важно, в той же книге, о завершения каждого из первых шести дней творения говорится: «И был вечер, и было утро: день (такой-то). И лишь о седьмом дне сказано: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал» (Быт. 2.2). Из чего мы узнаем, что день седьмой не был наполнен никакими делами, но ждал своего завершения. Какого завершения, и кто должен был это завершить? Бог? Но Он почил. Потому что устал? Конечно, нет. Дела не могли быть совершены без участия человек. А без этого не мог наступить следующий день, восьмой, открывающий жизнь вечную. Но произошло то, что произошло. Человек нарушил данную ему заповедь «не вкушать до времени от древа познания» и тем самым согрешил, после чего наш мир, как бы мы сейчас сказали, «завис» и попал во временнУю круговерть нескончаемой субботы.Теперь этот круг мог разорвать только Один Человек, который смог бы соединить в себе человеческую и Божественную природу слитно и нераздельно. В этом и была цель и предназначение седьмого дня творения. Ответ на вопрос, смог ли бы Адам сам исполнить этот план, очевиден - «нет». Его послушание воле Отца было не нарушать заповедь и ждать рождения Того, Кто Один сможет это сделать.
Иными словами, суть рассказа не может быть до конца понятна без уяснения смысла субботы как незавершенного дня в творческих планах Бога. И именно эту мысль Господь каждый раз пытается донести до иудеев: «Я пришел не нарушить закон, но исполнить». (Матф. 5:17). В Септуагинте стоит даже более точный глагол: «Πληρόω» («наполнить»). Т.е. наполнить (делами) день, которые не способен наполнить никакой человек, а только посланный Отцом Богочеловек. Но иудеи его не хотят даже слышать. Поэтому в конце рассказа Господь произносит Свой грозный вердикт о них, сравнивая их со слепцами, которые не желают прозреть. «Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас». В этом ответ на вопрос о слепом: «кто согрешил?». Причиной слепоты слепорожденного, конечно, является грех даже не его непосредственных отца и матери, а общих для всех нас прародителей, созданных из праха в шестой день творения. Но Господь, опуская эту тему, всё внимание смещает на главную проблему ослепления человечества и говорит нам, что эта слепота пройдет. Теперь надо только уподобиться слепорожденному, осознать свой недуг и веровать в Господа.
И в заключение, несколько слов о «ночи, когда никто уже не может делать». Упоминание об этой «ночи» также отсылает нас одновременно и к последнему дню творения, в который Бог «почил», и к Его последней ночи, которую Ему сначала как человеку придется провести «во аде» перед тем, как воскреснуть и объявить всем нам Благую весть о начале дня Восьмого. Эту ночь христиане также называют «Великой субботой». И именно эту мысль мы слышим в 9-й песне праздничного канона праздника: «Воста́л еси́, я́коже рекл еси́, Животода́вче, из ме́ртвых, и яви́лся еси́ святы́м ученико́м по воста́нии, зна́мения сотвори́вый, и воОчи́вый слепы́я, с ни́миже Тя во ве́ки велича́ем». То есть, «Ты, дающий нам жизнь, как и обещал, восстал (воскрес) из мертвых, и явился Твоим святым ученикам, сотворив знамение, и тем самым вернул глаза (т.е. даже не зрение вернул, а очи) слепым, с которыми мы все Тебя величаем (прославляем) во веки».