Найти в Дзене
Живопись

Художник Алексей Павлович Белых: актуальный и сейчас

Белых А. П., «Лесоруб», 1964, холст, масло
Белых А. П., «Лесоруб», 1964, холст, масло
То было особенное поколение художников. Много отдавшее за само право быть. За возможность ходить в полный рост, дышать полной грудью, смотреть открыто и прямо. За родной простор, родную речь, за то, чтобы рядом — свои, а над головой — огромное мирное небо.
Белых А. П., «На сплавном рейде. Смена идёт», 1965-1967, холст, масло
Белых А. П., «На сплавном рейде. Смена идёт», 1965-1967, холст, масло
Белых А. П., «Волжанка», 1976-1977, холст, масло
Белых А. П., «Волжанка», 1976-1977, холст, масло

Поколение сопричастных и неравнодушных творцов, точно знавших, зачем и о чём они пишут. Не терявших лес за деревьями, образ — за техникой, суть работы — за страхом быть «слишком понятными» для зрителя.

Белых А. П., «В начале мая», 1991, холст, масло, 37 х 50 см
Белых А. П., «В начале мая», 1991, холст, масло, 37 х 50 см
Белых А. П., «У заветной берёзы», 1968, холст, масло
Белых А. П., «У заветной берёзы», 1968, холст, масло
Белых А. П., «Лето. Озеро Мстино», 1980, холст, масло, 59 х 63 см
Белых А. П., «Лето. Озеро Мстино», 1980, холст, масло, 59 х 63 см

Алексей Павлович Белых был ровно таким. Талантливым и бесконечно трудолюбивым художником, точно знавшим, о чём говорит его кисть. Не боявшимся превратить бытовой эпизод в праздник жизни при помощи ясных и чистых тонов. Выдать на откуп короткому жесту характер модели, коль скоро тот жест показался ему выразительней взгляда, мимики, позы... Уйти в декоративность и монументальность, подчеркнув отношение к теме картины; ведь на то он и соцреализм, чтобы беседовать с аудиторией об идеалах.

Белых А. П., «Портрет доярки Рожиной», 1959, холст, масло
Белых А. П., «Портрет доярки Рожиной», 1959, холст, масло
Белых А. П., «Белая Кострома», холст, масло
Белых А. П., «Белая Кострома», холст, масло
Белых А.П, «Летом на Волге. У Плёса», 1980-1988, холст, масло
Белых А.П, «Летом на Волге. У Плёса», 1980-1988, холст, масло

Ему предсказуемо возражали. Мол: «Не бывает в Союзе таких чистых комнат, нарядных колхозников, прямоспинных рабочих...» Странно: полотна Белых, посвящённые Берлину с Венецией, отчего-то не критиковали за чрезмерно опрятных прохожих и белоснежные пристани... Что ж, так бывает. Особенно если искренне не понимаешь, за что автор любит и ценит своих земляков, возрождавших города и селения там, где жители Берлина и Рима за несколько лет до того надеялись видеть только развалины да пепелища...

Белых А.П., «Зимнее солнце. Венеция. Монумент Коллеони», 1976, холст , масло
Белых А.П., «Зимнее солнце. Венеция. Монумент Коллеони», 1976, холст , масло
Белых А.П., «Рим. Арка Константина», 1976, холст, масло
Белых А.П., «Рим. Арка Константина», 1976, холст, масло
Белых А.П., «Вечерняя мелодия», 1993-1994, холст, масло
Белых А.П., «Вечерняя мелодия», 1993-1994, холст, масло

Третьего июня этого года исполнится век со дня рождения мастера. Но абсолютное большинство его полотен не утеряло свою актуальность. Богатство и разнообразие стиля, предопределённые личным отношением мастера к каждой (подчеркнём это: к каждой!) его живописной работе; глубочайшее проникновение в образы, темы и настроения, которым они были посвящены; а главное — понимание ценности тех обычно - привычных вещей, сегодня кажутся чем-то самим по себе разумеющимся, превратили картины Белых в классику русской (в частности, Костромской) реалистической школы.

 Белых А.П., «Летом», 1953, холст, масло
Белых А.П., «Летом», 1953, холст, масло
Белых А.П., «В начале мая. Надя на этюдах», 1979, холст, масло
Белых А.П., «В начале мая. Надя на этюдах», 1979, холст, масло
Белых А.П., «Гроза», 1989, холст, масло
Белых А.П., «Гроза», 1989, холст, масло

Приятного созерцания, дорогой наш читатель! И доброго дня.

Автор: Лёля Городная.