Найти в Дзене
Живопись

Художник Виктор Алексеевич Сафронов: живые люди

На картинах художника Виктора Алексеевича Сафронова нет моделей и персонажей. Только настоящие, живые люди. Их образы собирательны, но оттого ещё более правдивы.

Эти сюжеты создал не художник. Их сотворила величайшая беда и величайший подвиг, когда-либо случавшиеся в истории человечества. Живописец лишь воплотил события и лики времени, проделав это с высочайшим мастерством и открытым сердцем.

Собрал осколки душевной боли «трещинами» морщинок в уголках глаз. Воссоздал характер глубокой складкой, пролёгшей поперёк высокого лба. Фигурой бойца, во весь рост поднявшегося из окопа, заслонил зрителя от того кошмара, который несли на нашу землю «просвещённые европейцы».

Виктор Алексеевич Сафронов удивительно правдив в работе с человеческой пластикой. Для того, чтобы изображённый сидящим в отдалении, спиною к зрителю, человек за счёт нескольких метких мазков «обрёл» возраст, настроение, даже некоторые черты характера,— мало одного лишь глубокого понимания анатомии и психологии. Нужен особый дар. Ощущение эпохи, умноженное на желания сохранить для будущих поколений её грозное эхо. Нужно хотеть и уметь вложить в своего героя серьёзность и сдержанность, строгость и прямоту, так сильно отличающую поколение победителей от нашего собственного «поколения Z»...

Впрочем, нельзя сводить творчество Виктора Алексеевича к одной лишь теме Великой Отечественной. Пейзажи мастера, тяготеющие к сочным тонам, мягким контрастам и плавным «перетеканиям» границ и форм —явление совершенно иного рода. Тональность этих картин удивительно лирична. В то время как жанровые работы мастера стремятся приблизить зрителя к эпицентру событий, сообщить его воображению максимум эмоциональной инерции, пейзажи Сафронова — это неспешные повести чистых красок, где каждый отдельный фрагмент полотна равноправен в деле создания общей атмосферы произведения. А желание мастера поделиться красотой момента во всем его непознаваемом многообразии предопределяет некоторое отступление от фигуративных канонов и использование ряда приёмов из арсенала художников-импрессионистов.

Есть в коллекции работ Виктора Алексеевича и ещё один, так сказать, «поджанр» картин, тронувший нас особенно сильно. Сюжеты его произведений отсылают прямиком к актуальным событиям из жизни российского общества. Контраст, который их настроения и смыслы составляют с картинами Сафронова, посвящёнными периоду послевоенного восстановления нашей страны — до болезненного разителен. Здесь немало по-настоящему обличительных, хлёстких, не щадящих зрительских чувств произведений. Мы словно оказываемся перед зеркалом собственной души, наедине с совестью нашего собственного «поколения Z». И не всегда находим силы не отводить от них глаза...

Словом, Виктор Алексеевич Сафронов — огромное и яркое явление в современной отечественной живописи. И мы рады сообщить, что прямо в эти дни в городе Ульяновске проходит выставка работ восьмидесятидевятилетнего мастера. Экспонируются картины, написанные мастером в 2019 и 2020 году. Рассчитываем, что мастер ещё не раз порадует нас своими замечательными работами!

Сафронов В.А., «Портрет внучки главного врача Покровского», 1959
Сафронов В.А., «Портрет внучки главного врача Покровского», 1959

🎯 Вы прочли статью — спасибо. Вы поставили «палец вверх» — спасибо. Вы написали комментарий автору — спасибо. Вам понравилось и Вы подписались — спасибо!