Еще в 1885 г. игумен русской обители на Афоне старец Иероним (Соломенцов) писал в своем завещании:
«Вам известно, как долго испытывал Господь обитель нашу великой бедностью и даже тяжкими долгами, ибо до Крымской войны она не имела состояния раздавать милостыню бедным. Но когда в то бедственное время монастырь наш с полным самоотречением решил поделиться с голодавшими сиромахами последним своим хлебом, то с того времени замечено было, что из всех стран России начала присылаться в Руссик изобильная милостыня, при помощи которой в то бедственное время обитель наша не имела нужды в содержании и еще многих бедных пропитывала. Столь боголюбезна добродетель общения и благотворения».
А 3 сентября 1903 года в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне произошло одно невероятное событие. Тогда из Священного Кинота (святогорское правительство) пришло распоряжение: больше не раздавать милостыню. 3 сентября состоится раздача милостыни в последний раз. Закончить все это необходимо, так как все приводит к тому, что иноки ходят из монастыря в монастырь, шатаясь по миру с целью жить за чужой счет, чтобы не работать и исполнять послушание... Монахи же должны быть в монастыре и исполнять послушания.
Все же в это решение вмешалась Сама Царица Небесная. И это подтверждает снимок, на котором запечатлены люди, находящиеся в приюте для бездомных и нуждающихся. Раздача милостыни была запечатлена иноком Гавриилом. Он проявил негатив и несказанно был удивлен. На черно-белой фотографии он увидел бедно одетую женщину, смиренно получавшую благословенный кусок хлеба.
Новость эта быстро распространилась по обители. Рассказывали о том что один пустынник несколько раз видел благоверную жену у монастырских ворот. Тогда о запрете раздавать милостыню было принято забыть.
Кстати, один из иноков обители рассказывал так же об одном удивительном случае, тоже связанным с Матерью Божией:
«Когда я один жил в скиту Ксилургу, то поставил себе за правило во время утреннего Богослужения на 9-й песни уходить в соборный храм и там с каждением петь перед чудотворною иконою Богоматери “Честнейшую”. В одну из ночей, покадив всю церковь, я присел в стасидии и незаметно уснул. Во сне вижу, как в величественном соборе восседает на архиерейской кафедре Божия Матерь и пред Нею в большой очереди стоит множество людей. В руках у каждого приношение, как будто желают поздравить Богоматерь. Стал в эту очередь последним и я. Глядя на других, мною овладело чувство неловкости и за самого себя и за то, что я стою с пустыми руками, то есть без подарка. “Что же я принесу в дар Царице и Владычице?” – эта мысль особенно беспокоила меня. Когда же наконец приблизилась моя очередь, то я произнес со слезами: “Матерь Божия, у меня с собою ничего нет, что бы я мог подарить Тебе. Можно, я пропою Честнейшую?” Она ласково улыбнулась и одобрительно кивнула головой. И я запел. Окончив пение, я посмотрел на Нее. Она же в благостном сиянии протянула мне в Своей руке монету со словами: “Как хорошо ты поешь! Возьми за это монету”. Я проснулся, а в руках у меня был Ее подарок.
Не так давно в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре произошло еще одно чудо. Нашли тот самый оригинальный негатив чудотворного Светописанного образа Пресвятой Богородицы – фотографии, зафиксировавшей в 1903 г. явление Божией Матери. Негатив был найден во время работ со старым фотоархивом монастыря.
Считалось, что негатив фотографии был утерян, а после многочисленных потрясений (в т.ч. пожаров), испытанных обителью в XX веке, не было надежды вернуть его.
3 сентября 2013 года исполнилось 110 лет явления Божией Матери в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне. Празднование в честь Светописанного образа было установлено Собором старцев монастыря в 100-летнюю годовщину этого чудесного события.
27 июля 2013 года на заседании Священного Синода включить в месяцеслов Русской Православной Церкви празднование воспоминания явления Светописанного образа Пресвятой Богородицы, бывшего в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре в 1903-м году.
Вот так Богородица неизменно промышляла о подвизающихся. По велению Царицы Небесной монастырь продолжил удовлетворять нужды бедной братии: после братских трапез в обители устраивали трапезы для бедняков, а келарь выдавал им со склада продукты питания.
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Светописанной»
Пречи́стому Ли́ку Твоему́ поклоня́емся, Блага́я,/ прося́ще предста́тельства о нас, Ма́ти Бо́жия,/ во́лею бо благоволи́ла еси́ яви́тися среди́ бра́тии,/ да изба́виши от печа́ли, и́хже собра́ла еси́. Тем благода́рственно вопие́м Ти:/ ра́дости исполня́еши всех, Пресвята́я Де́во,// вверя́ющих себе́ покро́ву Твоему́.
Слава Богу за все!
Аминь.