Один из самых впечатляющих моментов романа «Лето господне» о купеческой Москве 80-х годов позапрошлого века - именины отца мальчика Вани - Сергея Шмелева. Если вы помните, подарком от работников этого купца стал огромный крендель с надписью «Хозяину благому». Испечь такой огромный крендель заказчики договорились в пекарне у Филиппова.
И по роману так получается, что кроме как у Филиппова испечь такой большой крендель больше и негде. Никто так хорошо как он не сделает: и пекари у него лучшие, и печи самые большие, и вообще - если что, то Филиппов станет печь крендели до тех пор, пока не получится идеально.
С другой стороны есть книга Ильи Шнейдера «Записки старого москвича», изданная еще в советские времена. Там он о продукции булочных Филиппова отзывается не так восторженно, как Шмелев. Хоть и делает это в пасхальном контексте:
«…Те, кто не делали творожную пасху и не пекли куличей дома, - заказывали их у Эйнема, Абрикосова и Трамбле, а шоколадные - у Крафта. Заказать пасху и кулич у Филиппова было равносильно тому, как если бы одевающаяся со вкусом дама купила себе готовую шляпку у Мюра и Мерилиза. у Филиппова закупала пасхи и куличи «публика попроще», а те, что «почище», загодя заказывали там только «бабы», то есть высокие, в аршин и выше, куличи с тем же сахарным барашком на подставке из сахарной зеленой травки…»
Кстати и у того же Шмелева, в описании тех же именин - поставщики, партнеры и просто все желающие поздравить уважаемого купца присылали ему в подарок разные вкусности. Но особенно ценились торты от Эйнема, Сиу и Абрикосова. Под них, как под самые лучшие, у Шмелевых дома даже место тогда специальное освободили. А у Филиппова крендель в подарок заказала «публика попроще» - мастеровые и приказчики. Хоть в итоге и получился всем подаркам подарок. Уж удивили, так удивили.
Вот и получается, что у Шмелева тоже в некотором роде подтверждается, что Филиппов при всей своей известности и знаменитости, занимался, что называется продукцией попроще. Его конкуренты на кондитерском поприще считались поинтереснее, покрасивее, но и дороже. Правда, не факт, что они брались за выпечку огромных кренделей. Вон, за аршинными куличами тоже к Филиппов шли.
Не стоит забывать и еще один момент. У Филиппова кроме его главного магазина в центре Москвы, в те времена имелась еще и лавка в Замосковоречье. И пекарни находились там же, насколько я понимаю. Очень удобно для приказчика Шмелевых, который искал, где испечь этот самый огромный подарочный крендель. Потому что Шмелевы тоже жили в Замоскворечье. Все рядом, что называется.