Найти тему

Спарринги в боевых искусствах: за и против

Оглавление

Очень часто можно увидеть среди комментариев к различным статьям и постам мнение, что спарринг является непременным атрибутом «эффективного единоборства/БИ рукопашного боя», а те виды, где спаррингов нет — неэффективная фигня. Предлагаю разобраться, так ли это на самом деле...

-2

Что такое спарринг и зачем он нужен

Спарринг (sparring, с англ. — «схватка на огороженной площадке [ринге]») — тренировочный бой (в отличие от спортивного соревнования).

Как видно из определения, под спаррингом подразумевается тренировочный бой в боксе. Однако слово стало нарицательным и распространилось и на другие виды единоборств, хотя в каждом из них приняты свои названия. Например, в каратэ это называется кумитэ, в кендзюцу — кумитачи.

А вот ещё одно, более расширенное определение:

Тренировочные поединки в боксе называются «спаррингами». Они следуют за рутинными занятиями, проводятся для отработки бойцовских движений и техники боя. Спарринг – место, где человек учится драться. На нем возможно понять, какие навыки уже отточены, а какие необходимо улучшить.

При этом, как тренировочный бой, спарринг преследует именно обучающую цель и, в зависимости от поставленной задачи, может (и должен) разделяться на разные типы. Например, в боксе используются следующие типы спаррингов:

  • на джебах;
  • на двойках (только джебы и кроссы в четверть силы);
  • на тройках (предыдущие упражнения + хук);
  • полноценные.

Любопытен тот факт, что большинство комментаторов, которые говорят о спаррингах, подразумевают именно последний тип. Очевидно, что это свободный поединок или, как это принято у нас в каратэ, дзю кумитэ.

Да, действительно, во многих видах традиционных боевых искусств в процессе обучения не применяются свободные поединки, а в некоторых школах и вовсе открыто не приветствуются (например, катори синто рю). Но означает ли это, что все там только тем и занимаются, что отрабатывают удары в воздух? Конечно же, нет ))) И очевидно, что для этого есть свои основания. Не нужно считать поколения людей, живших до нас, заведомо глупее себя. Что-то мне подсказывает, что в вопросах рукопашного боя и подготовки бойцов в период, когда методы рукопашного боя (с оружием и без) были основным методом "решения вопросов", они были гораздо более сведущи, чем современные спортсмены-единоборцы.

Кроме того, как показывает практика, большинство таких комментаторов либо имеют смутные представления о методиках подготовки, используемых в БИ, либо не имеют их вовсе. И все их представления ограничены исключительно методами непрофессиональной подготовки в спортивных единоборствах.

Основным предназначением различного вида спаррингов является как практическая отработка/коррекция боевых навыков на реальном противнике, так и тренировка тактического мышления в поединке. Ну, а в довесок, психологические моменты: преодоление страха и т.д., и т.п.

Спарринги в разных видах единоборств

Учебные бои/поединки есть везде, даже в айкидо. Взять, к примеру, тоже каратэ (вместо каратэ можно подставить любое контактное БИ). В современном каратэ обучение строится достаточно логично:

В начале изучается базовая техника, состоящая из определённых элементов (обычно используемых в ката): техника ударов и защиты, техника перемещений, техника уклонов и т.д. Обычно это делается без партнёра, «в воздух». Далее идёт наработка этих элементов, в том числе и с использованием приспособлений (например, макивара, мешок), а также комбинирование их между собой — отработка различных связок, в том числе в виде ката. Но на этом ничего не заканчивается. В каратэ существуют множество видов учебных боёв (спаррингов) — обусловленные якусоку кумитэ (танрен кумитэ, кихон кумитэ, якусоку дзю кумитэ, где каждый из этих видов содержит несколько подвидов кумитэ), каждый вид из которых служит для решения определённой обучающей задачи и дзю кумитэ — свободный бой.

И, по большому счёту, методики тренировок мало чем принципиально отличаются от того же бокса. Напишите в комментариях, если считаете иначе.

Конечно же, если мы будем напрямую сравнивать бокс с каратэ, то следует заметить, что базовая техника последнего гораздо более (в разы) разнообразна и обширна, и, естественно, требует большего времени для освоения. Использование дзю кумитэ (свободного тренировочного боя) в обучении до хорошего и качественного усвоения базовой техники (на уровне развитых моторных навыков), о котором можно говорить лишь ближе к получению 1 дана (минимум 1 кю), в принципе не целесообразно и лишь вредит качеству обучения. Вот только кто сейчас, при повальном увлечении спортивным каратэ, это правило соблюдает? Всем нужно всё быстро, сразу и с медальками, со спортивными разрядами, чтобы при поступлении в ВУЗ балл был выше. Потому мы и имеем то каратэ, которое имеем... В боксе же времени на освоения базовой техники тратится в разы меньше (в виду её значительно меньшего объёма). Как следствие — более быстрый переход к свободному бою. Хотя и в боксе спарринг часто не подразумевает свободный бой, а точно так же, как и в каратэ, есть разные виды обусловленных спаррингов (см. выше). Отсюда и все эти типичные комментарии: я ходил 2-3 года на каратэ и меня там ничему не научили, а потом пришёл на бокс и научился бить в морду за полгода.

А, может быть, спаррингов нет в каком-либо виде борьбы? Конечно же, есть. По большому счёту, любая парная работа, отработка техники — это тренировочный бой, один из его видов. И он есть абсолютно в любом контактном единоборстве/БИ, включая традиционные. В любом без исключений. Другое дело, что в разных видах единоборств используются различные виды обусловленных тренировочных боёв. И, естественно, на то есть свои основания. Тут нельзя подходить со своей линейкой и судить со своей колокольни...

В большинстве случаев, имея дело с ТБИ, мы имеем вид отработки техники по принципу иппон кумитэ — поединка на одно действие (технику). Это может быть как полностью обусловленная история, когда все действия как нападающего, так и защищающегося полностью строго оговорены, а может быть и в полусвободном режиме, например, когда известен только вид техники и вид/уровень атаки и т.д.

В качестве примера можно привести тренировку айкидо/дзюдзюцу. Там основным методом тренировки как раз является отработка ситуации на одно (максимум два) технических действия, когда чётко обусловлены и вид атаки, и само техническое действие (или их последовательность). Однако также есть такой метод тренировки, как рандори — аналог дзю иппон кумитэ в каратэ — свободный бой на одно техническое действие.

Роль спарринга в тренировочном процессе

Когда мы говорим о боевых искусствах / единоборствах, то речь всегда идёт о конфликте и агрессивном взаимодействии. Агрессия — это способ защититься от неприятности путём атаки/контратаки, активного ей противодействия.

Агрессия — достаточно универсальный способ реакции на потенциально или реально опасные ситуации; она сопровождает нашу жизнь и жизнь животных в самых разнообразных её проявлениях.
В.Дубынин

Возможно, что кому-то не нравится само слово агрессия и постановка вопроса, но это их личная проблема и проблема их восприятия. Не более того. Агрессию, тем или иным образом, проявляют все без исключения. Мы, наш мозг так устроены. Программы агрессии — это наши базовые поведенческие программы связанные с различным видами других поведений (половое, территориальное, родительское и т.д.). К слову говоря, наш вид — Homo sapiens — изначально обладает высоким уровнем внутривидовой агрессии. И любое, без исключения, боевое искусство (даже айкидо) является видом агрессивного взаимодействия по умолчанию.

Спарринг же, будучи частью методики обучения БИ, является одним из методов отработки поведения во время агрессивного взаимодействия, в процессе которого мы отрабатываем и совершенствуем свою оборонительную реакцию (об этом я писал в прошлой статье).

Исходя из этого, очень важно правильно понимать цели и задачи, которые решают различные типы спарринга. И тут я говорю даже не столько о непосредственных задачах в рамках конкретного Би, сколько о более глубоком, истинном смысле отработки техник и мотивации в целом, на уровне поведенческих программ и связанных с ними конкретных навыков.

Небольшой экскурс в нейрофизиологию поведения

Агрессивные реакции — это, прежде всего, реакции, которые «ведёт» миндалина. Именно в миндалину попадают различные сенсорные стимулы, потенциально способные вызвать агрессию (как врождённо узнаваемые мозгом — прямо через таламус, так и ставшие значимыми в результате обучения — например, в результате отработки техник на тренировках).

Дальше миндалина для запуска вегетативных и эндокринных реакций, которые будут сопровождать «прелюдию» к драке и сам бой, передаёт сигнал на гипоталамус. Кроме того, импульсы направляются в ассоциативную кору больших полушарий, чтобы запустить моторную программу, на поведенческом уровне начать оборонительное поведение. Каким будет это поведение, зависит от того, что именно и как вы тренируете в процессе изучения боевых искусств, моделирования ситуаций в процессе этих тренировок.

Свободный бой против обусловленного
Свободный бой против обусловленного

Спарринги: за и против

Фактически то, что мы тренируем, те навыки, которые вырабатываем и закрепляем у себя, должны быть конгруэнтны с тем, где и как мы планируем их применять. Мозг (прежде всего кора больших полушарий) постоянно получает обратную связь и запоминает те поведенческие программы, которые привели к успеху. Если программы уже были известны, то их внутренний рейтинг повышается и они становятся предпочтительными для применения в аналогичной ситуации. Таким образом у вас закрепляются определённые поведенческие паттерны.

В случае, если вы готовитесь выступать на соревнованиях по определённым правилам, вам нужен один комплекс навыков для ведения поединка, боя. Естественно, что для этих целей спарринг является одним из основных тренировочных методов.

Если же вы рассматриваете свою практику с позиции самообороны, то в этом случае вам нужен совсем иной комплекс навыков и иные поведенческие программы, которые очень часто конфликтуют с тем, чему вы учитесь в спарринге. В этом случае те технические поведенческие паттерны, которые вы вырабатываете и закрепляете у себя посредством общепринятого представления о спарринге, могут сыграть с вами злую шутку. Заметьте, я не утверждаю, что всё, что вы отработаете в свободном спарринге, является бесполезным. Просто с кучей полезностей в довесок вы получаете и «вредные» привычки.

Ситуации самообороны, или, как сейчас принято говорить, «улицы», часто радикально разнятся с тем, что происходит на спортивной площадке во время дуэльного поединка. Собственно говоря, сама идея дуэльного поединка (которая как раз и есть суть свободного спарринга) на улице изначально является не самой лучшей стратегией. А вот умение быстро нейтрализовать чужую агрессию посредством 1-2 технических действий по принципу «иккен хисацу», напротив, является наиболее выигрышной стратегией. И как раз именно на это и рассчитаны тренировки по принципу иппон кумитэ (обусловленный спарринг на 1 действие), принятые в традиционных не спортивных школах каратэ и дзюдзюцу. Справедливости ради следует заметить, что минусы есть и у подобных методов. В частности, при не частом разнообразии партнёров они привыкают друг к другу и наработка техники бывает безальтернативной, строго по одному двигательному шаблону. Когда же человек сталкивается с чужой техникой, которая отклоняется от того визуального импринтинга, к которому он привык, то это приводит к ошибкам, так как он становится "заложником" своей техники и отработанных двигательных стереотипов. Конечно же эти "проблемы" вполне решаемы при правильном построении тренинга, но, тем не менее это лишний раз демонстрирует, что у всего есть обратная сторона медали...

Резюме

Спарринг является одним из методов тренировки, наряду с другими методами подготовки. Всего лишь одним из. Он не является какой-то панацеей, волшебной таблеткой и секретным ингредиентом сверхэффективности и, как и любой инструмент, должен применяться уместно и по делу, тогда, когда того требует методика подготовки в конкретной школе и исходя из целеполагания этой подготовки. Любое «нецелевое использование», крен в обучении в сторону одного из методов, приводит к ненужной и однобокой стереотипизации поведенческих и двигательных программ, которые могут сработать в критической ситуации (где нет времени на раздумье) ненужным нам образом и привести к поражению.

Есть правильная универсальная схема обучения, применимая практически везде: от простого к сложному. Сначала вы осваиваете базовую технику, потом учитесь комбинировать эти элементы посредством различных обусловленных связок, в том числе и с партнёром, и лишь потом, пройдя последовательно весь этот путь, можно переходить к свободной работе. Это везде: начиная от того, как ребёнок учится ходить, читать и писать, заканчивая обучением в музыке, изобразительном искусстве и т.д. Везде одна и та же схема. Попытки нарушить эту схему, форсировать её или перепрыгивать через ступеньки не приводят ни к чему хорошему. Именно благодаря этому мы часто сталкиваемся с результатами некачественного обучения, а потом виним не нас самих или нерадивого наставника, а каратэ, айкидо и всё остальное. Не мы плохие, а вид единоборства...

Можно верить во всё, что угодно, придумывать кучу новых способов и методик тренировок, но, если вы не понимаете как и на основе чего строится поведение человека в конфликте, как происходит процесс обучения на нейро уровне, если ваши методы и придумки не соответствуют или противоречат тому, как мы, наш мозг учимся, усваиваем информацию, обучаемся навыкам, то пользы от подобной веры и псевдо педагогических выдуманных методик ни на грош.