""Теперь сходитесь". Хладнокровно,
Еще не целя, два врага
Походкой твердой, тихо, ровно
Четыре перешли шага,
Четыре смертные ступени..."
А.С. Пушкин, "Евгений Онегин"
Весной 1910 года два известных на всю страну поэта стрелялись за Новой Деревней возле Черной речки. Пистолеты были старыми, погода мерзкой, земля мокрой и грязной. Секундант одного из дуэлянтов завяз в грязи и измазался по уши, отмеряя пятнадцать шагов. Но на примирение идти никто не хотел. Поэты мрачно взирали друг на друга, ещё мрачнее смотрели на них сверху тяжёлые тучи.
Поэтами были Максимилиан Волошин и Николай Гумилёв. Первым стрелял Николай Гумилёв. Он промахнулся. Следом пистолет Волошина дал осечку. Противник благородно предложил выстрелить ещё раз. Уже без всякого желания Волошин повторил попытку. Свидетели потом спорили, что послужило причиной промаха: нежелание хорошенько прицелиться, или всё-таки недостаток мастерства. На этом дуэль закончилась.
Никто не пострадал, правда и пожать друг другу руки поэты не пожелали, несмотря на увещевания секундантов. Они сделают это позже. Незадолго до смерти Гумилёва мужчины встретятся случайно. Их представят друг другу, и они сделают вид, что не знакомы. Руки пожмут, но разговаривать долго не станут. Больше они никогда не увидятся.
А дуэль назовут романтично "последней дуэлью серебряного века" и "бескровной". А затем и вовсе — "последней дуэлью".
А что случилось?
А случилась мистификация с Черубиной, умело срежиссированная Максимилианом Волошиным. О ней я рассказывала прошлый раз:
Но чтобы понять, почему мистификация едва не стоила жизни одному из поэтов, мы должны заглянуть ещё дальше в прошлое.
Влюблённый Гумилёв и... некрасивая женщина?
Николай Гумилёв был знаком с Елизаветой Дмитриевой за долго до тех событий, когда она "превратилась" в Черубину. Поэт влюбился в яркую поэтессу, ухаживал за ней и даже сделал предложение. Но был отвергнут. Тем не менее надежды Гумилёв не терял и продолжал ухаживать за Лизой, вплоть до тех роковых событий.
Но подождите, спросят меня дорогие читатели. Влюблён? В "яркую"? В предыдущей статье мы читали, что Лиза была некрасива. Вот только это было мнение Маковского, который нафантазировал себе воздушную фею, которая не имела ничего общего с обычной земной женщиной. Но и здесь внимательные читатели мне возразят. Как же так? Ведь до мистификации Маковский видел Дмитриеву и нашёл её недостойной.
Прошлый раз я уже касалась личности Маковского. Он пестовал и без того популярное в то время мнение о внешней привлекательности творческого человека. Женщина должна была быть не просто хороша собой от природы, она должна быть соответственно одета, обладать дерзостью взгляда и быть в меру кокетливой. Лиза, живущая на жалованье учительницы, могла позволить себе только скромные наряды. И под взглядом Маковского, который не скрывал своего презрения к "не соответствующему" внешнему виду, стушевалась и тем самым подписала себе приговор.
Будь главным редактором Волошин или Гумилёв, никакой мистификации и не понадобилось бы.
Или красивая и сексуальная?
Прошлый раз я хотела прочитать ваши комментарии о внешности Черубиной (и вы меня не подвели, дорогие читатели), а потому не познакомила вас вот с таким замечательным описанием внешности Лизы:
"Она была среднего роста, скорее маленькая, довольно полная, но грациозная и хорошо сложена. Рот был слишком велик, зубы выступали вперед, но губы полные и красивые. Нет, она не была хороша собой, скорее – она была необыкновенной, и флюиды, исходившие от нее, сегодня, вероятно, назвали бы "сексом"."
Иоганнес фон Гюнтер, "Страсти по Черубине"
Она была необыкновенной! Понимаете? В конце концов, хромала и Мэрилин Монро, но умело скрыла свой недостаток за ставшей вскоре модной особенной походкой. А Елизавета решила скрыть свои "недостатки" за мистификацией.
И в конце концов, дорогие. Мы говорим о литературе! Литературном таланте! Стихах! Поэтессе и главном редакторе толстого журнала. При чём здесь вообще внешность?
Да будь Дмитриева страшной до безобразия, ей всё равно должно было быть уготовано место на литературном Олимпе. Она попала туда, но была изгнана мужчинами, которые отказались иметь дело с женщиной, если она не соответствовала их стандартам.
Стыд и позор, я считаю. И меня в истории с Чебуриной задевает именно это.
Вот только фокус в том, что Елизавета дурнушкой вовсе не была!
Волошин и Дмитриева
Итак, сначала Лиза очаровала Николая Гумилёва, который предпринимал попытку за попыткой добиться взаимности. И только уже после дуэли уехал делать предложение Анне Ахматовой. Пятый раз, кстати. И на этот получил долгожданное согласие.
Затем пришла очередь Волошина. Когда он объяснился с Лизой, та поняла, что предпочитает молодому Гумилеву зрелого и интересного Максимилиана. На одной из прогулок он очаровал её тем, что показал фокус. Сказал, что сухая листва заполыхает от прикосновения его руки. Так и произошло. А вскоре заполыхало и сердце Черубины.
Заметим, что всё это время у Лизы был жених, за которого она в итоге и вышла спокойно замуж.
Почему Волошин и мистификация?
А теперь самое интересное. Если бы Елизавета хотела, она бы могла попросить Гумилёва или того же Волошина сказать пару слов в редакции, и Маковский напечатал бы стихи поэтессы.
Но Волошин предложил мистификацию. Авантюрный характер Лизы не мог не откликнуться на это предложение. Ведь это была не первая мистификация в её жизни и отнюдь не последняя.
Кстати, Гумилева предупредить о мистификации парочка не сочла нужным. И он продолжал предлагать время от времени поговорить с Маковским о стихах Лизы.
Волошин обожал розыгрыши и мистификации. Однажды он прислал в редакцию малоизвестные стихи Пушкина, заверив что автор их — "аптекарь Сиволапов". Несколько раз он предлагал замутить мистификацию Цветаевой, но та неизменно отказывала. Но к выходке с Чебуриной отнеслась благосклонно.
Максимилиан любил розыгрыши не только в литературе. Одной даме, пожелавшей отравиться, он послал английскую соль. Снадобье подействовало как сильнейшее слабительное, и барышня мысли о смерти оставила. А ещё он предлагал антиквару якобы найденные им тридцать серебряников.
Но... причины дуэли?
Если вы уже читали про Чебурину, то, скорее всего, слышали такой вариант. Оскорблённый Гумилёв бросил Лизе:
"— Вы были моей любовницей! На таких, как вы, не женятся. Как женщина вы гораздо интереснее, чем как поэтесса. По крайней мере в некоторые моменты…"
Иногда пишут, что он сказал ей это лично, иногда, что за спиной, но при большом скоплении народа.
Волошин вступился за честь дамы, вызвав Гумилёва на дуэль в Мариинке. Отказаться и объясниться не было возможности.
Внимательно изучив во всевозможных источниках историю Черубины, я склонна верить свидетельству Алексея Толстого, который уверял, что обвинение было ложным:
"Здесь, конечно, не место рассказывать о том, чего сам Гумилев никогда не желал делать достоянием общества. Но я знаю и утверждаю, что обвинение, брошенное ему, – в произнесении им некоторых неосторожных слов – было ложно: слов этих он не произносил и произнести не мог. Однако из гордости и презрения он молчал, не отрицая обвинения, когда же была устроена очная ставка и он услышал на очной ставке ложь, то он из гордости и презрения подтвердил эту ложь."
Итак, отвергнув известных поэтов, Лиза выходит замуж за другого. Но и этим не заканчивается история прекрасной авантюристки. И будет ли кто-то со мною спорить о том, что она прекрасна? 😉
Наш разговор не окончен, а потому не забудьте подписаться на канал, чтобы ничего не пропустить. Ставьте лайк, если вам понравилась история Черубины, такой, как её увидела ваша Есипова Оксана.
Обнимаю и бесконечно люблю.
❤️❤️❤️ Жду вас ТГ | ВК | ОК ❤️❤️ Мои книги на Литрес с реф ссылкой
Не забудьте про новинки: "Отдайте вашего мужа" (вошла в лонг конкурса от Литрес) и черновик "Песочные часы" с 10% скидкой