В таинственном, никому не ведомом, но роскошном особняке жила милая затворница. Робкая юная изящная красавица с прекрасными длинными золотистыми (или бронзовыми?) волосами, раскосыми зелёными глазами ведьмы и ликом ангела. Очаровательная испанка, богатая и тяготящаяся своим богатством. Набожная католичка, пленившая всех мужчин, кому удалось хоть одним глазом увидеть... нет, не её, а лишь мелькнувший край её одежды, потому что она, само собой, ни шагу не ступала одна из дома. За девушкой неусыпно следили строгий отец и её исповедник, монах-иезуит. Более того, она собиралась уединиться в монастыре, где до этого и воспитывалась. Благочестивая судьба для девушки восемнадцати лет от роду, что может быть более пленительнее?
Но чего-то не хватает к образу, верно? Девушка была великолепно образована и писала прелестные стихи. Как не написать их, грустя в одиночестве в шикарном особняке, когда один только Лунный свет понимает тебя. Но вот однажды красавица решилась. Взяла самую дорогую траурную бумагу со стильными рамками. А затем изящным почерком набросала несколько слов о себе, святую правду, разумеется, а также несколько своих стихотворений. Писала юная нимфа, само собой, по-французски. Письмо сбрызнула изысканными духами и переложила листки пряными травами и сушеными цветами. Оставалось запечатать конверт чёрным сургучом и отправить письмо по адресу. Обратный адрес нимфа оставлять не собиралась. А подписалась кратко и загадочно: "Ч".
Здравствуйте, дорогие читатели! Приветствую на своём канале "По ту сторону книги". Мы продолжаем разговор о литературных мистификациях. Если вы всё пропустили, не страшно, у меня для вас есть специальная подборка. Читайте, пишите комментарии, если вам есть что мне сказать, ведь я надеюсь, мы станем добрыми друзьями. Здесь, на своём канале, я пытаюсь создать комфортное пространство для тех, кто любит книги. Присоединяйтесь и подписывайтесь. Итак, подборка
а мы продолжаем.
Таинственная незнакомка
Приоткроем завесу тайны (но это не точно!).
История эта происходила в августе 1909 года. Очаровательная красавица отправила письмо господину Сергею Константиновичу Маковскому, главному редактору и издателю культового журнала "Аполлон". Он был настолько авторитетным изданием, что тот, кто удостоился чести быть там напечатанным, мог со спокойной душой считать себя настоящим поэтом.
Звали юную поэтессу Черубина де Габриак. Вот одно из её стихотворений.
"С моею царственной мечтой
Одна брожу по всей вселенной,
С моим презреньем к жизни тленной,
С моею горькой красотой.
Царицей призрачного трона
Меня поставила судьба…
Венчает гордый выгиб лба
Червонных кос моих корона.
Но спят в угаснувших веках
Все те, кто были бы любимы,
Как я печалию томимы,
Как я, одни в своих мечтах.
Не разомкну заклятый круг,
К чему так нежны кисти рук,
Так тонко имя Черубины?"
Черубина де Габриак.
Маковский сразу выделил элегантное письмо из вороха непритязательного "самотёка". Он оценил и приятно пахнущую изысканную бумагу, и почерк, и стиль, и выпавшие из конверта цветы. Стихи же привели его в восторг. Написать такие могла только образованная, возвышенная девушка ангельской красоты.
Не в силах скрывать такое происшествие, главный редактор тут же поделился им с коллегами-журналистами. Те нашли стихи очаровательными. Иннокентий Анненский, Вячеслав Иванов, Николай Гумилев, Михаил Кузмин, одним словом, вся редакция журнала решила дать зелёный свет поэтессе. Не возражал и Максимилиан Волошин. Стихи пустили в печать.
Вскоре Черубина позвонила лично. Голос её был столь же чарующий, как и её письмо. Она обещала прислать новые стихи. И прислала.
#потусторонукниги
Весь мир к её ногам
Маковский, который слыл человеком своенравным, гордым и высокомерным, мечтой которого было завести правило, согласно которому мужчины являлись бы в редакцию не иначе как в смокингах, был очарован Черубиной.
"Если бы у меня было 40 тысяч годового дохода, я решился бы за ней ухаживать", —
говорил Сергей Константинович
Вслед за ним в юное дарование влюбились и все поэты редакции. За ними остальные поэты, а вскоре и поклонники творчества. Весь Петербург охватило любовное безумие!
Маковский мечтал увидеть незнакомку, но неизменно получал ответ: это невозможно. Однако переписка становилась всё более личной. В какой-то момент Черубина перешла на язык цветов. Эстафету пришлось подхватить и Маковскому, который уверил даму сердца, что прекрасно разбирается в языке цветов. Это не соответствовало действительности, но главный редактор полагался на помощь Волошина, поистине неоценимую во всём.
Иногда игривая красавица сообщала поклоннику в ответ на настойчивые просьбы её увидеть, что будет кататься на островах. В назначенный день и время несчастный Волошин пожирал глазами проезжающих мимо дам, выбирал самую красивую и изысканную, уверенный, что разгадал тайну поэтессы. Но на следующий день по телефону дама сердца высмеивала влюблённого, критикуя выбранную им красотку.
Чего стоила и двухнедельная поездка в Париж. Красавицу ждали там духовные наставники, речь шла о монастыре. Или о возможном вынужденном замужестве, понять было сложно. Вернувшись, набожная девушка исповедовалась и всю ночь провела в молитве. Утром её нашли без сознания на ледяном каменном полу. Несчастная подхватила воспаление лёгких и едва не умерла.
Как и Маковский от беспокойства за прекрасную возлюбленную. Всё обошлось, но желание проникнуть в тайну красотки только усилилось. Сергей Константинович решил не пожалеть денег, но узнать правду. Кто же знал, что она окажется для него столь горька.
Мистификация
Вы же уже догадались, что никакой красавицы не существовало? Такие соображения стали приходить в голову и другим жителям Петербурга. Ажиотаж и стремление увидеть загадочную поэтессу сменились сомнениями у наиболее проницательной части литературного сообщества. Если девушка так красива, то почему никто и никогда её не видел? Существует ли она на самом деле?
Интересно, что большинство сомневающихся стали подозревать в мистификации самого Маковского. Более проницательные поэты из редакции, на глазах которых разворачивалась драма, так, разумеется, не думали, но тоже чувствовали, что с красивой историей что-то не так.
Вячеслав Иванов, к примеру, так говорил Максимилиану Волошину:
"Я очень ценю стихи Черубины. Они талантливы. Но если это —мистификация, то гениально."
На что тот только пожал плечами.
Совет дал Волошину и Алексей Толстой, который, по мнению многих литературоведов, сразу догадался, чьему перу на самом деле принадлежат стихи Черубины, так как слышал их ранее, но виду не подал:
"Брось, Макс, это добром не кончится."
Всё придумал Волошин?
Да, именно он, друг и советник в любовных делах господина Маковского, приложил в немалой степени руку к созданию Черубина. Он был автором, вдохновителем этой истории.
Когда же всё закончилось и главный редактор припёр его к стенке прямым вопросом, на голубом глазу отпёрся от обвинения, сказав, что он ничего не знал.
Конец истории
Поставив на ноги всех, потратив кучу денег, Маковский наконец-то получил заветный телефон загадочной красавицы. Многие уверяют, что Черубина сама якобы проболталась поклоннику, но она это отрицала.
Итак, главный редактор набрал заветный номер и услышал знакомый чарующий голос. Только вот принадлежал он Елизавете Дмитриевой. Той самой неугомонной и ничтожной поэтессе, стихи которой он не счёл достойными внимания.
До всей этой истории она приходила к нему в редакцию, но он едва скользнул взглядом по хорошо образованной, но скромно одетой, небогатой и невзрачной женщине, к тому же хромой. Дурнушка не могла по определению написать ничего достойного! Поэтому Маковский едва взглянул на протянутые листки. Вчитываться особо не стоило, там не могло быть ничего интересного. Девушке отказали. Узнав об этом, влюблённый в поэтессу Волошин предложил "сыграть в игру".
С запозданием Маковский вспомнил историю появления Лизы в редакции, а также и то, что Дмитриева была единственной во всём Петербурге, кто язвительно высмеивал Черубину, несомненно завидуя её таланту.
Если вы думаете, что Маковский испытал раскаяние и вину, пересмотрел свои взгляды, вы горько ошибаетесь. Мужчина испытал лишь гнев и страшное разочарование. Но страсть к Черубине была так сильна, что его не оставляла надежда. Быть может, Дмитриева в тот раз явилась к нему в маскарадном костюме? А на самом деле она элегантна и прекрасна?
Маковский, преодолевая отвращение, назначил поэтессе встречу. И вот как он о ней впоследствии рассказывал:
"...в комнату вошла, сильно прихрамывая, невысокая, довольно полная темноволосая женщина с крупной головой, вздутым чрезмерно лбом и каким-то поистине страшным ртом, из которого высовывались клыкообразные зубы. Она была на редкость некрасива. Или это представилось мне так, по сравнению с тем образом красоты, что я выносил за эти месяцы?"
Скандал
После разоблачения последовал грандиозный скандал. Все в гневе отвернулись от Дмитриевой. А гениальные стихи? А что стихи? Да не такие уж они и гениальные, раз написала их дурнушка. А может, вообще кто-то ещё, предположили некоторые умники в литературной тусовке. Например, сам Волошин. Ошиблись, бывает. Глупые стихи заурядной барышни, которая заслуживает презрения. Да она, вообще, кажется, лёгкого поведения! Спала с двумя мужчинами, а другим голову морочила.
Не поэтесса она, нет. Обычная. Заурядная. Некрасивая. Хромоножка. Ну "фу" же, понимаете?
Как тут не вспомнить о мистификации Ромена Гари, о которой ваша покорная слуга писала ранее:
Пожалуй, ещё более трагичная. Не усматривается ли тут параллель? Литературный мир поставил крест на Ромене Гари, решив, что писатель исписался, выдохся и уже никогда не создаст ничего интересного. В случае с Черубиной девушке пришлось доказывать, что независимо от внешности, состояния и благозвучности имени, можно писать великолепные стихи. Только вот если Ромен Гари устыдил своих критиков, правда, после самоубийства, то Дмитриеву постарались предать забвению. Мужской мир был жесток к хромой дурнушке.
Только вот была ли девушка так некрасива?
Больше портретов девушки скоро будут выложены в моём тг канале По ту сторону волшебства, вступайте.
А ведь история на этом не заканчивается. Вы знали, что в настоящую дурнушку Лизу были влюблены до безумия Гумилёв и сам Волошин? Что вслед за этими событиями последовала дуэль? А Дмитриева вышла замуж вообще за третьего? Она раскаялась, почти отказалась от литературной деятельности, но... вернулась. И успешно! И под своим именем. И под чужим. Да-да, она создала ещё одну мистификацию.
А уж трудное детство Черубины... С ним тоже не всё так просто. Ещё немного подробностей мистификации, ответы на все вопросы выше и много другого интересного — в следующей статье. Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить.
У меня есть задумка написать книгу о литературных мистификациях, пока я собираю материалы, часть вы можете найти на канале. Но до создания книги ещё далеко, а вот свою художку могу предложить почитать прямо сейчас. Особенно две новинки — готовую и черновик. Для вас — с 10% скидкой: Отдайте вашего мужа и Песочные часы
❤️❤️ О литературной мистификации вам рассказывала Есипова Оксана
Если понравилось, поддержите канал лайками, подпиской и рекомендациями, присоединяйтесь в соцсетях. Бесконечно люблю.
❤️❤️❤️ Жду вас ТГ | ВК | ОК ❤️❤️ Мои книги на Литрес с реф ссылкой