Соцреализм я люблю бесконечно. Много в нем истинных шедевров. Есть в нем влияние и русского академизма, и романтизма - и типичная для "передвижников" любовь к природе, человеку, его исканиям... Но - увы! - бдительные худсоветы порой относились весьма придирчиво к творчеству, выискивая то крамолу, то недостаточную идейность, ругая то излишний "драматизм" и "очернение советской действительности", то находя картины "бодряческими" и далёкими от реальности. Порой худсоветы были даже правы, но... Над желанием некоторых критиков видеть живопись исключительно жизнерадостной и перегибами в этом направлении смеялись даже в центральных изданиях.
И весьма ехидно.
Блестящий художник-иллюстратор, постоянный карикатурист "Крокодила" нарисовал в 1953 году для "Огонька" вот такой сюжет:
"Иногда бывает и так...
Шло заседание художественного совета. Художник демонстрировал новую картину.
Членам совета картина в общем понравилась. Но они всё же предложили художнику доработать её.
- Мрачновато, - объяснил один.
- Оно, конечно, "Выдь на Волгу, чей стон раздаётся", - раздумчиво произнес другой. - Но ежели посмотреть глазами современника...
- Сделать, так сказать, созвучней... - добавил третий..."
Попался в лапы критикам Илья Ефимович Репин... Смотрят критики пристально. Смотрят брезгливо. Ворчат брюзгливо.
А чего хотят? А вот чего: "Перевыполним план грузоперевозок по Волге!":
И вот уже вместо замученных бурлаков, тянущих баржу, легко, как шарик на верёвочке, радостные и бодрые советские трудящиеся тянут-потянут по Волге красавец-теплоход!
Хорошо идут, радостно! Дедок "от народа" в рубахе горохами ведет внука в матросской бескозырке, дедок впереди - с гармошкой (как без такого на народном гулянье?) Кто-то использует техсредство -велосипед, а двое на ходу увлеченно читают "техминимум" - растут на собой, повышают квалификацию, не останавливаясь на достигнутом! А один - в шляпе и с трубкой, интеллигент, наверное...
Батюшки, да неужто сам Иван Максимович Семёнов? А похож, похож...
И со всех ног мчится приветливая официантка из киоска "Воды" - напоить граждан прохладным "Нарзаном"!
Эх, хорошо!
Вот какое примерно полотно хотелось видеть критикам из худсовета...
Весёлый художник Иван Семёнов! Не устаю восхищаться художниками довоенного поколения - прошедшие войну, они так искренне умели смеяться, радоваться, видеть красивое и замечать нелепое! В годы войны Илья Максимович был военным корреспондентом газеты "Красный флот", и вместе с армией участвовал в прорыве блокады Ленинграда, штурмовал Шлиссельбург...
А в 1956 году именно он придумал любимый нами детский журнал - «Весёлые картинки»! Да-да, по его инициативе журнал стали издавать для дошкольников. Название «Веселые картинки» появилось довольно забавным образом: летом 1955 года художник приехал на дачу – проведать своего сына Володю. Мальчик что-то старательно выводил в альбоме для рисования. «Что там?» - поинтересовался отец. «Картинки про то, как мы тут живем!» - «А какие картинки?» - «Веселые!» - воскликнул Володя.
Главным редактором "Весёлых картинок" Семёнов проработал с 1956 до 1972 года, но продолжал и активно сотрудничать с любимым "Крокодилом" и неустанно иллюстрировал детские книжки - "Фантазеры" и "Затейники" Носова, "Карандаш и Самоделкин"Дружкова, стихи Михалкова, а ещё Джером К. Джером, Гашек и много-много-других рисунков...
Улыбайтесь - всем критикам назло!
Улыбайтесь- на радость себе и миру.
Как всегда - искренне ваша, Умная Эльза!