Найти тему
"Липецкая газета"

Фронтовой век бабы Шуры

Один из немногих снимков не любящей фотографироваться бабы Шуры с мужем Фёдором
Один из немногих снимков не любящей фотографироваться бабы Шуры с мужем Фёдором

Александра Алтухова из усманского села Новоуглянка каждый месяц передаёт часть своей пенсии для участвующих в СВО бойцов. Не единожды за свою жизнь приходилось бабе Шуре, как называют её родные и односельчане, провожать на фронт своих близких. Вот уже 96 лет молчаливо и смиренно несёт она свой крест.

В 1927 году в селе Девица Усманского района у Михаила и Матрёны Воропаевых родилась первая дочка Шура. Детский смех с каждым годом звучал всё чаще: один за другим в семье появились Михаил, Нина, Анна.

Главная помощница

Но вскоре Воропаевым о простой размеренной жизни, как и многим советским семьям, пришлось забыть. Началась Великая Отечественная война. Отец ушёл на фронт, а мать осталась одна с четырьмя детьми на руках.

Шура стала главной маминой помощницей: не побоявшись тяжёлой работы, без устали трудилась в колхозе, чтобы принести домой голодным ребятишкам буханку хлеба. Было в ту пору девочке всего 14 лет. «Заработок» делили на всех поровну ниткой — ножом такой точности не достичь. В ежедневное меню кроме этих краюшек входила картошка, которую ели вместе с кожурой, да жидкий суп, что по большим праздникам «забеливали» мукой. Еды всё равно не хватало, и Матрёна решилась на отчаянный шаг: отдала сына Мишу на воспитание бездетным родственникам. Так и прокормились, пережив голод.

В 1943 году с войны вернулся отец, но семье не стало легче: раны, из-за которых его комиссовали, оказались тяжёлыми. Вскоре кормильца не стало.

Бравый наводчик

Неизбежно наступила Великая Победа. В деревни стали возвращаться с войны солдаты. В их числе был бравый ефрейтор Фёдор Алтухов из соседнего села Новоуглянка. Его 18-летним призвали на фронт в 1943 году, и он храбро сражался, защищая Родину. Среди его наград — орден Отечественной войны II степени и медаль «За боевые заслуги». Последнюю он получил в боях на Карельском перешейке в июне 1944 года за задания по укреплению государственной границы, которые он, по сведениям из наградного листа, «выполнял на 130 – 150 процентов». Но ранений он, отважный наводчик миномёта, не избежал.

Смелый парень сразу приметил работящую Шуру и скоро заслал сватов. С ней он прожил душа в душу много лет. Семья не боялась бытовых трудностей. несмотря на тяжёлую работу от зари до зари в колхозе, Шура успевала создавать домашний уют, ухаживать за скотиной, обрабатывать огород, воспитывать детей. Их родилось шестеро — четыре девочки и два мальчика. В трудах и заботах дождались внуков — всех привечали в доме Алтуховых. Но снова случилась беда — залихорадило на Кавказе.

Сердце не забудет

Почти три десятка лет прошло, как в Чечню добровольцем отправился младший сын Александры и Фёдора — Алексей. Он не мог наблюдать со стороны за тем, что происходит на Кавказе, хотя было, ради чего остаться дома: рядом была любимая жена, подрастали две маленьких дочки, и вся большая семья, как и родители, души не чаяла в добром и внимательном Алёшке.

— Как принимаются в деревне картошку сажать, начинает с первого двора и, пока всем не поможет, не успокоится, — вспоминает Марина Алтухова своего супруга. — Отзывчивый, участливый, умел нравиться другим своим отношением к делу, стремлением помочь. О своём решении отправиться в Чечню Алексей до последнего не говорил никому из семьи, берёг. Нам было сложно тогда понять, почему он подписал контракт, но сегодня, видя, как сотни парней по своей инициативе уходят на СВО, многое становится ясным. Но боль в сердце от этого не утихает.

Два месяца успел повоевать Алексей. Как и на малой родине, быстро наладил контакт с товарищами, всё получалось и спорилось. А письма родным приходили не только по почте, приносили их прямо домой — Алёшка использовал каждую возможность, чтобы передать весточку о себе. А потом связь оборвалась, как и жизнь смелого парня. О последних его днях семье мало что известно, только то, что посмертно награждён орденом Мужества.

Как сегодня помнит тот страшный апрельский день баба Шура. И в одном только винит себя: что отпустила, что не легла поперёк дороги, когда он уходил. Боль с годами только крепчает, и когда речь заходит о возрасте бабы Шуры, она неизменно отвечает:

— За себя живу и за Алёшку...

Ждём Володю с победой

Много у России врагов, но и в наше время ещё больше тех, кто готов встать на её защиту. Баба Шура с вниманием следит за ходом спецоперации на Украи­не и искренне переживает за каждого нашего воина. Оттого не жалеет денег на поддержку бойцов — пусть почувствуют материнскую заботу от всех, кто ждёт в тылу.

Молясь о наших воинах, не знает она, что защищает Родину от нацистов и её старший правнук Володя. Берегут родные, не говорят, чтобы не рвать ей сердце, а в дни больших семейных праздников обещают пожурить не приехавшего «из-за работы» к любимой прабабушке парня.

Мама Владимира, Марина Токова, рассказывает о том, как формировался характер сына. Особого упора на военно-патриотическое воспитание в детстве не делали — был же мир. Но учили быть настоящим мужчиной — защищать слабых, первым не ввязываться в конфликт, но и себя не давать в обиду. Был военным отец, знал Володя и историю участия своей семьи в Великой Отечественной войне, перед глазами был и пример крёстного отца — Алексея Алтухова, погибшего при исполнении воинского долга в Чечне.

Отслужил в армии и сам: шёл, как и его ровесники, с неохотой, но вернулся с уверенностью, что этот опыт получен не зря. И по-мужски поступил, когда Родина позвала защищать её рубежи. В военкомат пришёл лишь для уточнения данных. Но там же сразу выдали повестку на мобилизацию.

— Как мать я бы искала возможности, чтобы не пустить, тем более что совсем недавно у него была серьёзная травма ног, — делится Марина Леонидовна. — Но сын был полон решимости, и главным доводом была история семьи — мужчин, без сомнения выходивших на защиту страны. После призыва Володя заметно повзрослел, стал лучше разбираться в людях, и выражение «пошёл бы в разведку» с кем-то — для него не пустые слова: испытания показывают истинную сущность каждого. Знаю, сыну трудно, как и тысячам других ребят, но он находит силы поддерживать нас и «из-за ленточки». Говорит, мол, хочу, чтобы вы спали спокойно. А мы, матери, ждём мира и возвращения наших защитников домой, как ждали своих мужчин многие поколения женщин...

Образ России

Другими глазами посмотрела на свою двоюродную бабушку Шуру одна из создательниц усманского волонтёрского объединения «Будем жить!» Нина Прибыткова после начала СВО.

— Спецоперация многое изменила в нашей жизни, побудила пересмотреть взгляды на мир, — говорит она. — Долгое время для нашего поколения война оставалась где-то далеко, не верилось, что мир, который завоевали наши деды на фронтах Великой Отечественной войны, может пошатнуться. И что страну снова придётся защищать.

— Русская поговорка «От сумы и тюрьмы не зарекайся» невольно обрастает продолжением «и от войны», когда я думаю о судьбе бабы Шуры, — продолжает Нина. — На своём веку она многое повидала и пережила, но не отчаялась, не сломалась. Она, простая русская женщина, как и многие жёны и матери, никого не винит в своей доле. Знает: если речь о защите Отечества, надо забыть о личном. И в бабушке я вижу всю Россию.

Фото из архива Нины Прибытковой и семьи Алтуховых
Фото из архива Нины Прибытковой и семьи Алтуховых