Мрачное и стильное психологическое приключение, которое придется пройти не один раз
Сегодня даже в игровом инди-сегменте не так уж часто встретишь какие-то действительно революционные идеи. Да, правда в том, что небольшие студии тоже существуют в жанровых рамках и не слишком спешат экспериментировать. Бывает, что они просто воспроизводят то, что уже было. А бывает – что при знакомой жанровой основе и геймплейной структуре игра представляет собой что-то… очень странное. И новое.
Signalis – именно такая игра. По сути своей это олдскульный survival horror, от которого так и веет первым Resident Evil. Буквально все в игре ты уже где-то видел, но сделано это так «вкусно» и оригинально, что ощущения вторичности как будто бы нет.
Сразу скажем, что главное в Signalis – это, конечно же, сюжет. Точнее та головоломка, которую сюжетом можно назвать с большим трудом. И в этом материале мы не будем пытаться ее детально описывать, потому что задача это неблагодарная, да и бессмысленная. Ведь, по сути, речь идет о наборе образов, которые должны вызвать у игрока эмоциональный отклик. И пережить все это он должен самостоятельно.
Так что в обзоре постараемся ответить не на вопрос «о чем игра?». А на вопрос – «что это такое геймплейно?».
Чтобы вы могли решить, интересно ли вам такое в принципе. Спойлеры будут, но не критические. Приступим.
Сон призрака
Краткая фабула. Наш персонаж, реплика Эльстер просыпается от криосна. Реплика – значит копия человека. Вроде бы и человек, а вроде бы… В общем, если вам близка вселенная «Бегущего по лезвию», то вы примерно поймете, о чем речь. По этому и ряду других признаков Signalis – вполне понятный киберпанк, разве что очень мрачный.
Эльстер – часть космической миссии Пенроуз-512, которая, как нетрудно догадаться, закончилась катастрофой. Корабль оказался на обледенелой планете, и почти никого живого в нем уже нет. Точнее – вроде бы есть командир Эльстер, Ариана Ен. Однако она умирает от лучевой болезни, и цель нашей реплики – найти Ариану и сдержать данное ей обещание: избавить ее от мучений.
Звучит как бред? Не переживайте – так и есть. В буквальном смысле. Все, что происходит с Эльстер – эти лишь обрывки ее воспоминаний в умирающем сознании. Никакого прогресса в истории нет, как не может быть и хорошего конца. Все уже случилось – и не лучшим образом.
Signalis – это история про то, как сознание способно мучить само себя. В данном случае – про переживания от невыполненной задачи. Хотя и про многое другое тоже.
Прообразом Эльстер явно была Мотоко Кусанаги, тот самый «Призрак в доспехах», одна из икон киберпанка. И речь не только про внешний облик персонажа, но и ощущение от него. Хотя Эльстер не совсем человек, она вполне живая, способна на чувства, и поэтому ей можно сопереживать.
Перефразируя классика киберпанка Филипа Дика: снятся ли репликантам невыполненные обещания?
«Резик», вид сверху
Как уже было сказано, структурно Signalis многое вобрала из классического Resident Evil. Расположение камеры, структура уровней, боевая система, которую можно назвать «экшен без экшена». То есть враги есть, оружие есть, но стрельба сводится к автоматическому наведению прицела на врага и стрельбе в момент его фокусировки. Также есть электрошокер и ряд других девайсов, вносящих разнообразие в сражения.
Конечно, при условии, что для этих девайсов хватит места в инвентаре – потому что здесь у нас старое доброе ультранасилие над игроком. Шесть слотов – ни в чем себе не отказывайте! А, если серьезно, то это тоже классическая фишка «резика» - когда тебе приходится выбирать, чему отдать предпочтение при прохождении, и, соответственно, экономить расходники и боеприпасы. Остальное – пожалуйста, складывайте в ящик.
Как и в Resident Evil, можно создавать «хилки» с разными эффектами. На месте и головоломки – тоже в общем-то в духе RE. Распределить жидкость между тремя колбами и добиться нужной пропорции. Пощелкать электрический щиток, подобрать код от сейфа. Шарады не «душные», но и вау-эффекта не вызывают, все знакомо на интуитивном уровне.
Что касается сражений, то… они не слишком увлекательны, но дают главное – ощущение опасности и уязвимости, что крайне важно для жанра survival horror. Правда, при желании всю игру можно пройти вообще без боев – за исключением встреч с ключевыми боссами. Впрочем, даже на максимальном уровне сложности «Выживание» большого челленджа в боевке нет, и враги уничтожаются довольно легко.
Роль противников выполняют те же реплики, но потерявшие разум и человеческий облик от болезни. Хотя, как уже было сказано, все происходящее – это плод воображения Эльстер, так что, скорее, мы имеем дело с образами и метафорами прямиком из ее сознания. Разнообразием они, правда, не блещут – врагов в игре 7 видов, и выучить их мувсет не составит большого труда.
А выучить придется – по крайней мере, если вы хотите понять, что же на самом деле происходит в мире Signalis. Потому что для этого игру придется пробежать несколько раз.
Слушайте радио!
Проблемы в игре, конечно, тоже есть. И, на наш взгляд, особенно они заметны в последнем уровне с метро, где нужно искать карты таро. Потому что, если ты не силен в менеджменте инвентаря (напоминаем про шесть слотов), то очень легко пропустить много полезных предметов. И придется постоянно бегать к ящику, что не очень увлекательно, а иногда откровенно душно.
Другая особенность – это несколько видов концовок. Потому что в данном случае это не альтернативные варианты развития событий , а, скорее, разные части единого смысла. Так что, если вы не любитель проходить игры по несколько раз, то и Signalis вам вряд ли понравится. Тем более, что найти одну из четырех концовок без гайдов – задача не самая простая. Просто для примера – для получения одной из них вам нужно будет прослушать по радио звуковые сообщения на разных частотах в разных локациях. Как говорится – удачно вам догадаться.
Но в этом же заключается и очарование Signalis. Она не ведет вас за руку, и вообще ничего от вас не хочет. Она просто завораживает своей великолепной мрачной атмосферой и стильным визуалом. И, если ей удастся вас околдовать – то вы и сами захотите разгадать все ее тайны до последней. Или нет.
Словом, своих денег Signalis определенно стоит. Вот только в российском Steam она недоступна, так что рекомендуем загрузить ее в Game Pass, где она также имеется. Конечно, при одном условии – что вы любите олдскульные хорроры и пиксельные игры, а также готовы погружаться в этот странный и крайне запутанный мир.
За помощь в подготовке материала благодарим нашего друга Retro_Encounter.
А что вы думаете про Signalis? Поделитесь впечатлениями в комментариях! И, если понравился материал – подписывайтесь на канал!