Глухие таёжные леса на левом берегу Волги в Нижегородской области начали активно обживать в XVII веке, после Никоновского раскола.
Московский патриарх Никон топил за исправление церковных книг и обрядов в соответствии с практикой греческих церквей (самое распространённое, что мы знаем: обычай креститься тремя перстами против двух, но были и другие различия).
Кстати, по происхождению Никон был нижегородцем - родился в селе Вельдеманово в Перевозском районе на юге региона, как и его основной оппонент - протопоп Аввакум Петров из села Григорово Большемурашкинского района. Интересно, что до раскола священники были соратниками и друзьями, входили в так называемый Кружок ревнителей благочестия.
Итак, после раскола часть верующих, ставших называться староверами (старообрядцами, раскольниками), предпочли поменять место жительства, чем принять ряд изменений в обрядах православной церкви.
Раскол вызвал волну миграции. Для многих пристанищем стали глухие леса на севере Нижегородской области: прежде всего нынешние Ковернинский и Семёновский районы, будущая родина русской хохломы.
Домов-ровестников первых раскольников, конечно, под Сёменовом не осталось, а вот найти какой-нибудь двухсотлетний дом потомков тех староверов с причудливой и полной символизма глухой резьбой - ещё можно.
Но такие старинные дома - конечно, редкость. Однако и те, что поновей, не менее прекрасны.
Ещё больше путешествий по семёновским деревням тут:
Также по теме: