Найти в Дзене

Душевные картины забытого мастера

Имя М. М. Гермашева было широко известно до революции, но позже о художнике почти забыли. Он был востребованным мастером пейзажей, особенно зимних, и, по мнению многих современников, одним из лучших мастеров, которые могли изобразить на картине снег (а это считалось достаточно трудной задачей).

О самом художнике сведений, увы, немного. Михаил Маркианович Бубело, вошедший в мир искусства под фамилией Гермашев родился 13 августа 1867 года в уездном городе Волчанске Харьковской губернии в дворянской семье. В некоторых источниках упоминается, что семья была украинского происхождения. Отец его был мелким чиновником. С 1892 по 1899 год Гермашев учился в знаменитом Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его наставниками были известные художники А. Е. Архипов, В. А. Серов и И. И. Левитан.

«Снег выпал» (1897) Государственная Третьяковская галерея
«Снег выпал» (1897) Государственная Третьяковская галерея

В 1897 за картину «Снег выпал», которую позже приобрел П. М. Третьяков, живописец получил премию «за жанр из русского быта» Московского общества любителей художеств им. Н. С. Мазурина. Известно, что награда составила 200 рублей, а картина была продана за 300. Не так уж много по сравнению с некоторыми другими художниками, но само нахождение картины в собрании Третьякова было престижно и служило своего рода знаком качества. Гермашев регулярно участвовал в выставках МУЖВЗ, Академии художеств, Московского общества любителей художеств, товарищества передвижников и не только. Известно, что художник довольно много путешествовал по России. В 1911 году он совершил поездку во Францию, в 1915 году во Францию и Бельгию.

Художник довольно много времени проводил в Москве, любил этот город и часто его изображал

«Старая Москва. Улица Арбат» (Начало XX века) Музейное объединение «Музей Москвы»
«Старая Москва. Улица Арбат» (Начало XX века) Музейное объединение «Музей Москвы»

Считается, что картина «Старая Москва. Улица Арбат» была написана на заказ для богатого московского промышленника.

«Извозчик» (1890) Сумский художественный музей
«Извозчик» (1890) Сумский художественный музей

Картина «Извозчик», изображающая одну из тихих московских улочек, поступила в музей из частного собрания киевского коллекционера Оскара Германовича Гансена. Ну или, точнее, сам Сумской музей был первоначально создан на основе коллекции Гансена, в которую входила и эта картина. Ее второе название – «Замоскворечье».

«Улица в Замоскворечье. Зима» Музей истории и реконструкции города Москвы
«Улица в Замоскворечье. Зима» Музей истории и реконструкции города Москвы

Гермашев сотрудничал с рижским издательством художественных открыток «Ленц и Рудольф», которое с 1904 по 1914 годы выпускало открытки с его работами. Очень популярна была пасхальная серия. Также он был известным иллюстратором. Иллюстрации он создавал преимущественно для детских книг.

«После заутрени» (1904)
«После заутрени» (1904)
-7

На этой открытке репродукция картины, изображающая популярную среди детей пасхальную забаву - катание яиц.

Открытка с репродукцией картины «Приготовление к Пасхе»
Открытка с репродукцией картины «Приготовление к Пасхе»
Пасха на фронте
Пасха на фронте
-10

К сожалению, большая часть работ художника разошлась по частным коллекциям или была утрачена, поэтому о некоторых работах известно исключительно по открыткам, часто не слишком хорошего качества.

-11

В начале 1920-х Гермашев эмигрировал во Францию. Он жил в Париже, где продолжил писать картины, которые пользовались большим спросом. У него был контракт с галереей «Жерар», согласно которому он должен был предоставлять ей хотя две картины в месяц. Надо заметить, что владелец галереи Леон Жерар львиную долю стоимости работ клал себе в карман, и сам художник получал за свой труд немного. В прочем, с этой проблемой сталкивались многие эмигрировавшие российские художники.

«Перед закатом солнца»
«Перед закатом солнца»

Но у Гермашева помимо этого возникла еще одна проблема: Жерар требовал от него рисовать исключительно Россию, при этом преимущественно зимой. Покупателям-французам было не интересно видеть Францию и своих соотечественников на картинах иностранца. Они хотели от российского художника русской экзотики. В итоге художнику приходилось постоянно писать однотипные пейзажи, превратившись из творца в ремесленника. Все это повергало Гермашева в уныние. Почти 10 лет художник был вынужден из дня в день писать русскую зиму либо по памяти, либо копируя старые работы. Умер он в 1930 году.

Некоторые другие работы

«Доктор на станции» (1910-е) частная коллекция
«Доктор на станции» (1910-е) частная коллекция
«Дворик» Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачева
«Дворик» Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачева
«Домик на берегу реки» Удмуртский Республиканский Музей Изобразительных Искусств
«Домик на берегу реки» Удмуртский Республиканский Музей Изобразительных Искусств

Картина «Домик на берегу реки» первоначально принадлежала известному московскому хирургу Петру Ивановичу Постникову, которого Гермашев знал лично.

«Вид на Кремль с набережной Москвы-реки»
«Вид на Кремль с набережной Москвы-реки»
«Новоспасский мост в марте» Музейное объединение «Музей Москвы»
«Новоспасский мост в марте» Музейное объединение «Музей Москвы»
«Весенний пейзаж»
«Весенний пейзаж»
«Река зимой» (1898) Сумский художественный музей
«Река зимой» (1898) Сумский художественный музей
«Светает»
«Светает»
«Зимний пейзаж. Окраина деревни» (1910-е)
«Зимний пейзаж. Окраина деревни» (1910-е)
«Московский дворик»
«Московский дворик»
«Осенний пейзаж с церковью»
«Осенний пейзаж с церковью»
-24
-25

этот материал также можно увидеть на моем канале тут

#картина #живопись #искусство #художник #история #биогрфия