Имя М. М. Гермашева было широко известно до революции, но позже о художнике почти забыли. Он был востребованным мастером пейзажей, особенно зимних, и, по мнению многих современников, одним из лучших мастеров, которые могли изобразить на картине снег (а это считалось достаточно трудной задачей).
О самом художнике сведений, увы, немного. Михаил Маркианович Бубело, вошедший в мир искусства под фамилией Гермашев родился 13 августа 1867 года в уездном городе Волчанске Харьковской губернии в дворянской семье. В некоторых источниках упоминается, что семья была украинского происхождения. Отец его был мелким чиновником. С 1892 по 1899 год Гермашев учился в знаменитом Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его наставниками были известные художники А. Е. Архипов, В. А. Серов и И. И. Левитан.
В 1897 за картину «Снег выпал», которую позже приобрел П. М. Третьяков, живописец получил премию «за жанр из русского быта» Московского общества любителей художеств им. Н. С. Мазурина. Известно, что награда составила 200 рублей, а картина была продана за 300. Не так уж много по сравнению с некоторыми другими художниками, но само нахождение картины в собрании Третьякова было престижно и служило своего рода знаком качества. Гермашев регулярно участвовал в выставках МУЖВЗ, Академии художеств, Московского общества любителей художеств, товарищества передвижников и не только. Известно, что художник довольно много путешествовал по России. В 1911 году он совершил поездку во Францию, в 1915 году во Францию и Бельгию.
Художник довольно много времени проводил в Москве, любил этот город и часто его изображал
Считается, что картина «Старая Москва. Улица Арбат» была написана на заказ для богатого московского промышленника.
Картина «Извозчик», изображающая одну из тихих московских улочек, поступила в музей из частного собрания киевского коллекционера Оскара Германовича Гансена. Ну или, точнее, сам Сумской музей был первоначально создан на основе коллекции Гансена, в которую входила и эта картина. Ее второе название – «Замоскворечье».
Гермашев сотрудничал с рижским издательством художественных открыток «Ленц и Рудольф», которое с 1904 по 1914 годы выпускало открытки с его работами. Очень популярна была пасхальная серия. Также он был известным иллюстратором. Иллюстрации он создавал преимущественно для детских книг.
На этой открытке репродукция картины, изображающая популярную среди детей пасхальную забаву - катание яиц.
К сожалению, большая часть работ художника разошлась по частным коллекциям или была утрачена, поэтому о некоторых работах известно исключительно по открыткам, часто не слишком хорошего качества.
В начале 1920-х Гермашев эмигрировал во Францию. Он жил в Париже, где продолжил писать картины, которые пользовались большим спросом. У него был контракт с галереей «Жерар», согласно которому он должен был предоставлять ей хотя две картины в месяц. Надо заметить, что владелец галереи Леон Жерар львиную долю стоимости работ клал себе в карман, и сам художник получал за свой труд немного. В прочем, с этой проблемой сталкивались многие эмигрировавшие российские художники.
Но у Гермашева помимо этого возникла еще одна проблема: Жерар требовал от него рисовать исключительно Россию, при этом преимущественно зимой. Покупателям-французам было не интересно видеть Францию и своих соотечественников на картинах иностранца. Они хотели от российского художника русской экзотики. В итоге художнику приходилось постоянно писать однотипные пейзажи, превратившись из творца в ремесленника. Все это повергало Гермашева в уныние. Почти 10 лет художник был вынужден из дня в день писать русскую зиму либо по памяти, либо копируя старые работы. Умер он в 1930 году.
Некоторые другие работы
Картина «Домик на берегу реки» первоначально принадлежала известному московскому хирургу Петру Ивановичу Постникову, которого Гермашев знал лично.
этот материал также можно увидеть на моем канале тут
#картина #живопись #искусство #художник #история #биогрфия