Как ни странно, пешая артиллерия в Гвардии появилась достаточно поздно. Это тем более удивительно, что Наполеон, сам будучи по образованию артиллеристом, большое внимание уделял развитию и применению артиллерии. Тем не менее только 7 Апреля 1808 г был издан императорский декрет по которому были сформированы четыре роты пешей артиллерии и одна рота понтонёров Старой Гвардии. При этом полк конной артиллерии был сокращён до четырёх рот. Каждая рота состояла из двух гаубиц, шести 12-фунтовых пушек и 88 артиллеристов. Форма Гвардейской Пешей Артиллерии в целом была похожа на форму армейской – синие мундиры с воротником и лацканами такого же цвета окантованными алой выпушкой и красными обшлагами, синие штаны. Отличием были красные эполеты и меховая шапка с козырьком, аналогичная шапке элитных жандармов, с красными султаном и этишкетом. Форма понтонёров отличалась от формы канониров наличием красных лацканов на мундире. Современник оставил нам описание типичного пешего артиллериста Гвардии: ” Высокий, худой, немного сутулый, как все, кто занимается тяжёлым физическим трудом. Суровый на вид, задумчивый и молчаливый… Его лицо и волосы были чёрны от въевшегося порохового дыма. Несколько грузная походка отличала его от более подвижного собрата по оружию из Конной артиллерии. За его внешностью угадывалась принадлежность к весьма искусному роду войск, к тому особому корпусу, которому Наполеон обоснованно отдавал предпочтение и ставил выше всех остальных, не исключая даже инженерные части…”. Что бы быть зачисленным в Пешую артиллерию Старой Гвардии - надо было прослужить не менее шести лет в армейской артиллерии, участвовать в двух кампаниях и иметь рост не ниже 1 м 76 см. Гвардейские артиллеристы усов не носили, а волосы заплетали в косу, которую при парадной форме посыпали пудрой.
...После разгрома Пруссии и заключения Тильзитского мира с Россией основным врагом Наполеона оставалась Англия. Не имея возможности сокрушить морскую мощь Британии император решил задушить её экономически. Для этого он объявил ей Континентальную блокаду. Все союзные и дружественные Франции государства должны были прекратить торговые отношения с Великобританией. Но для эффективности этой системы было необходимо, что бы её придерживались все европейские страны. А стало быть вся Европа должна была стать “профранцузской”. Для начала Наполеон решил захватить последнюю союзную Англии страну на континенте – Португалию. 17 Октября 1807 24 000 французских солдат генерала Жюно вступили в Испанию. Здесь к ним присоединились испанские войска. 19 Ноября союзники пересекли испано-португальскую границу и 30 числа без боя вступили в Лиссабон. Португальское королевское семейство, вместе с двором и казной погрузилось на корабли и бежало в Бразилию.
Для обеспечения своих коммуникаций французы разместили в ряде ключевых городов Испании свои гарнизоны. Это вызвало волну негодования у испанских патриотов. 19 Марта 1808 г в Мадриде произошёл дворцовый переворот. Старый король Карл IV был отстранён от престола и королём был провозглашён наследный принц Фердинанд. Наполеон решил, что настало время полностью подчинить Испанию. Он вызвал обоих королей, якобы для урегулирования создавшегося положения в Байонну, город на территории Франции, где они оба были арестованы, а королём Испании был объявлен старший брат Наполеона Жозеф. Дабы обеспечить ему беспрепятственный путь к трону, в Испанию была введена 118 000-я армия под началом маршала Мюрата, в составе которой были и гвардейские части. 24 Марта Мюрат занял Мадрид. Казалось бы всё идёт как по маслу…
…Взрыв произошёл 2 Мая, когда Мюрат, исполняя приказ Наполеона, сделал попытку отправить во Францию оставшихся в Мадриде членов Испанской королевской семьи. Собравшиеся у дворца горожане стали активно препятствовать этому. Мюрат приказал открыть по толпе огонь. В ответ Мадрид восстал, народ высыпал на улицы. Французов хватали и убивали везде, где только находили. Особенную ненависть у “ добрых католиков” вызывали мамелюки – они напоминали испанцам времена, воспетые в “ Песне о Сиде”, когда их предки сражались с маврами. Мюрат объявил сбор всех французских частей на Ретиро, у своей штаб-квартиры. Конные егеря и мамелюки располагались в приходе св. Франциска, в восточной части города и получив приказ немедленно выступили, с боем пройдя весь Мадрид с востока на запад через Калле-де-Алкала и Пуэрто-дель-Соль. Фактически весь переход представлял собой прорыв через сплошную засаду. Со всех сторон в гвардейцев летели пули и камни, со всех крыш на голову им сыпалась черепица. С трудом пробившись к Плаза-Майор они соединились с прочими французскими силами и вскоре получили приказ зачистить юго-восточный сектор города. Сметая всё на своём пути Конные егеря и мамелюки снова вышли к Пуэрто-дель-Соль где были вновь яростно атакованы повстанцами. С криками: “Смерть поганым собакам!”, испанцы бросались на врагов, стаскивали их с сёдел и рвали на части. В ответ те топтали их конями и рубили саблями. Мятеж подавлялся с нечеловеческой жестокостью. Особенно неистовствовали мамелюки. Когда у одного дома на Калле-Сан-Херонимо они обнаружили изуродованные тела двух своих убитых товарищей, то вырезали всех обнаруженных там людей, включая женщин и детей. К концу дня восстание было подавлено. Всю ночь и следующий день шли расстрелы тех, кто был заподозрен в участии в мятеже. Но это только ожесточило испанцев. По всей стране начала разгораться народная война – герилья. В Севилье было создано военное правительство – хунта, которое при поддержке англичан стало формировать свои армии, для борьбы с оккупантами.
Французы, как всегда, действовали решительно: 14 Июля 1808 г маршал Бессьер нанёс поражение Галисийской армии генерала Хоакина Блейка при Медина-дель- Рио-Секо. Особо отличились Драгуны Императрицы, смелой атакой выручившие вольтижёров 4-го лёгкого полка, почти попавших в окружение. 20 Июля король Жозеф въехал в Мадрид. Но торжество его было не долгим. Уже 23 Июля под Байленом генерал Дюпон потерпел поражение и вынужден был сдаться командующему Андалузской армией генералу Кастаньосу. Находившейся в рядах армии Дюпона батальон Гвардейских Моряков под командованием д’ Ожье, сражался в качестве линейной пехоты и проявил невероятное мужество. Французский артиллерийский генерал Фой вспоминал: “ Их было только триста человек, но эти триста человек, не мог заставить дрогнуть никакой страх”. Большинство моряков погибло в битве, а оставшиеся попали в плен, и смогли вернуться на родину только через шесть лет.
Это победа испанцев всколыхнула Европу. Английский корпус генерала Уэлсли высадился в Португалии и нанёс французам новое поражение при Вимейро. Португалия, освобождённая от наполеоновского господства, присоединилась к союзу Англии и Испании. 30 Июля король Жозеф покинул Мадрид. Французские войска спешно отступили за реку Эбро, к границам Франции. Австрия стала склоняться к тому, что бы присоединиться к альянсу. Дело шло к созданию Пятой Антифранцузской коалиции. Наполеон принимает решение лично навести в порядок в Испании и отдаёт приказ Гвардии выступать в Байонну. 4 Ноября он пересекает границу и 11 числа входит в Бургос, далее продвигаясь к Мадриду.
Около 8000 испанцев, во главе с генералом Сан-Хуаном, перекрывая наиболее вероятный маршрут движения наполеоновских войск, находились в ущелье Сомосьерра в горах Гвадаррамы. Через теснину проходила единственная узкая дорога через горный хребет, неоднократно поворачивающая в ущелье. На этой дороге генерал Сан-Хуан поставил 16 пушек в четырёх батареях, каждую — в конце нового поворота, так что участок дороги через Сомо-сьерру оказался полностью простреливаемым испанской артиллерией. Из-за возвышавшихся вокруг гор, атаковать пушки, прикрытые пехотой, было возможно только в лоб, так что генерал Сан-Хуан счёл свою позицию неприступной.
30 ноября 1808 года армия Наполеона подошла к Сомо-сьерре. Сам Наполеон со своим штабом и кавалерийским эскортом двигался впереди колонн. Первыми на испанские пушки наткнулся эскадрон Гвардейских Конных Егерей. Обстрелянный испанцами эскадрон вынужден был отступить, причем ядра пролетали в опасной близости от Наполеона и его штаба.
Однако, не желая ждать, Наполеон приказал находящемуся рядом с императором второму эскадрону эскорта от полка гвардейских польских улан (от 125 до 200 человек), во главе с шефом эскадрона Яном Козетульским атаковать батареи. «Поляки, возьмите мне эти пушки» сказал император удивлённому Козетульскому. Один из находившихся рядом офицеров, услышав приказ, возразил императору, что это невозможно. «Как? Невозможно? Я не знаю такого слова! Для моих поляков нет ничего невозможного!» ответил император, и Козетульский пустил эскадрон в галоп.
С боевым кличем (по разным версиям, «Да здравствует император!» или «Вперёд, сукины дети! На вас смотрит император!») Ян Козетульский направил эскадрон на первую батарею, и взял её, несмотря на ураганный огонь. Уже в этот момент под Козетульским была убита лошадь, и дальше эскадрон повёл лейтенант Дзевановский. Пройдя поворот и неся значительные потери, поляки захватили вторую батарею, а затем третью. На третьей батарее лошадь была убита и под Дзевановским, а третий офицер — лейтенант Ниголевский ранен саблей но, тем не менее, конница неслась дальше и четвёртая батарея была взята вслед за тремя первыми. Из всего эскадрона уцелело 15 человек. (Эта атака красочно показана в фильме польского реж. А. Вайды “Пепел”). Между тем, французская пехотная дивизия Рюффрена подойдя к месту событий, прошла мимо четырёх, больше не представлявших опасности, батарей и довершила победу. 4 декабря 1808 года, Бонапарт, более уже не встретив серьёзного сопротивления, вошёл в Мадрид
Следующей целью Наполеона стал английский корпус генерала Мура
(сменившего Уэлсли), который перед лицом грозного противника стал отступать к Ла-Корунье, что бы эвакуироваться с континента. Французские войска устремились вдогонку. Гвардия во главе с императором совершила труднейший переход через заснеженные перевалы Съерра-де-Гвадеррамы и настигла англичан на реке Эзле у селения Бенавенте. Авангард гвардейцев из трёх эскадронов Конных егерей, части мамелюков и Польских улан (всего 550 человек), под началом генерала Лефевр-Денуэта, переправившись через реку были внезапно атакованы британским арьергардом (450 гусар 10-го полка) лорда Паджета и наголову разбиты.165 французов было убито ранено и попало в плен (среди пленных был и сам Лефевр-Денуэт). Наполеон видел гибель своего авангарда на другом берегу реки и ничем не мог ему помочь.
1 Января 1809 г, находясь в Асторге, Наполеон получил известие о том, что Австрия начала мобилизацию. Пятая коалиция стала фактом. О том, как эти события привели к новой реформе Гвардии и появлению Молодой Гвардии читайте в следующей статье.
Подписывайтесь и ставьте лайки.
Продолжение следует.