За последнее время представители страны Суоми предприняли ряд недружественных шагов по отношению к находящимся на их территории филиалам российских государственных ведомств. И арестовывали их недвижимость, и грозили закрытием, и блокировали их счета. В ответ, наконец, РФ тоже затруднила для финских диппредставительств возможность пользоваться их финансовыми средствами. И теперь финны и искренне недоумевают, мол, «а нас-то за что?», и возмущаются, и осыпают Россию оскорблениями.
На развалинах былого сотрудничества
На данный момент можно констатировать, что некогда тесное и взаимовыгодное сотрудничество России и Финляндии усилиями Хельсинки почти полностью разрушено. Ежемесячный уровень экспорта и импорта товаров между двумя странами упал до минимумов 1990-х – ниже 150 млн евро. При этом ещё в начале 2022 года Суоми каждый месяц импортировала российских товаров на 1 млрд евро.
Убытки финских предприятий от ухода с российского рынка превышают отметку в 4 млрд евро – больше всего пострадали энергетическая компания Fortum, строительная YIT и производитель шин Nokian Tyres. На этом, однако, в Хельсинки не успокоились и предприняли новые шаги, чтобы добить отношения уже окончательно. В российском посольстве отмечают, что завершение 4 апреля 2023 года процедур, связанных с вступлением Финляндии в НАТО, создало «новые политические реалии в отношениях наших стран» и, видимо, в Хельсинки захотели, чтобы Москва это прочувствовала.
В апреле финское государственное Управление по взысканию долгов объявило об аресте земли и недвижимого имущества Российского центра науки и культуры (РЦНК) в Хельсинки. Сначала финские власти объявили, что данная мера будет действовать по меньшей мере три недели, в течение этого периода судебный пристав вознамерился определить, находятся ли земля и здание РЦНК «в собственности, владении или под контролем лиц, попавших под санкции». Как выяснилось, на этот шаг финские власти подумывали пойти ещё в июле 2022 года – в общем русле политики арестов имущества лиц, оказавшихся под санкциями. Тогда, в конце мая прошлого года было объявлено, что заморожено имущество россиян на сумму как минимум в 76 млн евро. Под арест, в частности, попало свыше 1000 вагонов товарных поездов и крупные партии ценного сырья (например, находившийся в порту Коккола груз железной руды, стоимость которого оценивалась в 40 млн евро).
Соответственно, подготовку общественного мнения к репрессиям в отношении Российского центра науки и культуры финская пресса начала ещё в прошлом году: СМИ объявили, что данное учреждение обслуживает интересы Службы внешней разведки РФ. Однако в 2022-м финны всё-таки не решились начать активные действия против РЦНК. К ним они приступили в марте 2023-го, наложив арест на счета учреждения, находившиеся в банке Nordea. Месяцем позже последовал и арест недвижимости РЦНК. Кроме того, финское государственное Управление по взысканию долгов арестовало семь квартир в Хельсинки. Как сообщили финские СМИ, эти квартиры, в которых проживали российские дипломаты, принадлежали оказавшемуся под санкциями ЕС «Россотрудничеству».
Новость прокомментировали в российском министерстве иностранных дел. Там сообщили, что в МИД Финляндии направлена нота с требованием разъяснить, как действия судебных приставов соотносятся с нормами международного права, предусматривающими иммунитет российской государственной собственности. Однако вскоре было объявлено, что временный арест, наложенный на недвижимость Российского центра науки и культуры в Хельсинки, отменен: «...оснований для изъятия собственности не обнаружилось». Однако разъяснения относительно ситуации с квартирами российская сторона не получила.
Данные пакости оказались не единственными – российскому посольству в Финляндии ещё с осени фактически заблокировали возможность распоряжаться своими средствами. Российские дипломаты отмечали, что посольству разрешено пользоваться лишь одним банком – Nordea, а для перевода любых средств на счет дипведомства следует очень длительный процесс рассмотрения разрешения. Более того, за это разрешение, по словам дипломатов, «взимается фактически "запретительная" комиссия в 5 тысяч евро, вне зависимости от суммы перевода».
Российская сторона неоднократно предупреждала Финляндию о возможности ответных мер, но ничего не менялось. И тогда пришлось от слов перейти к действиям – были наложены ограничения на пользование счетами финских диппредставительств в России.
Око за око
Посольству Финляндии в Москве и Генеральному консульству страны в Петербурге (отделения генконсульства в Петрозаводске и Мурманске финский МИД закрыл в начале этого года) оставили возможность пользоваться лишь услугами банка ВТБ – для осуществления платежей по обеспечению их текущей деятельности. «Так что, как говорится, "мяч на финской стороне"», – отметили по этому поводу в Министерстве иностранных дел РФ. И финны ответили взрывом негодования. Финское телевидение пригласило в эфир замдиректора таллинского Международного центра обороны и безопасности Кристи Райк, и та, «не посрамив» своих соотечественников, давно разучившихся выбирать выражения, когда речь идёт о России, выдала по полной!
Райк заявила, что заморозка счетов финских дипмиссий в Российской Федерации «отражает безнадежную ситуацию, в которой оказалась Россия». Мол, таким образом Москва мстит финнам за их вступление в НАТО. В тон Райк «подпел» финский правый политик Юсси Халла-ахо, бывший руководитель большой и влиятельной партии «Истинные финны». Недавно Халло-ахо с гордостью сообщил, что делал заказ на украинском онлайн-сервисе, где можно оплатить надпись на снаряде, летящем в сторону российских войск. На днях же он заявил о том, что «Россия – совершенно непредсказуемая страна, которая открыто стала бандитским государством». Сложить два и два и осознать, что Москва всего лишь отвечает на недружественные действия самих финнов, Халла-ахо явно не желает.
Финский министр иностранных дел Пекка Хаависто, впрочем, не отрицает, что «различные санкции, безусловно, вызвали головную боль у российских представительств на Западе, включая представительство РФ в Хельсинки». По словам Хаависто, его подчиненные «не раз были вынуждены связываться с банками и сообщать, что позиция МИД однозначна: деятельность российских дипмиссий в Финляндии нужно обеспечить – и против них не может быть введено никаких санкций или ограничений». Видимо, впрочем, финские чиновники занимались этим не очень усердно, раз уж российские дипломаты продолжают страдать от этих самых ограничений. «Ответку» же российской стороны Хаависто охарактеризовал, как «некоторое издевательство».
Финский министр иностранных дел жалуется, что на практике заморозка счетов означает сложности с оплатой, например, счетов за аренду и электричество. «Это теперь потребует больше усилий. Но на выплату заработной платы это не повлияет», – пообещал Хаависто. Также он рассказал, что министерство вынуждено заботиться о безопасности своих дипломатов в России. Угроз в их адрес не поступало, но финнов напугал инцидент в декабре, когда некие неизвестные люди забросили на территорию посольства в Москве несколько кувалд.
Для полноты картины отметим, что данному инциденту непосредственно предшествовали два других. Во-первых, группа финских радикалов, праздновавших день независимости своего государства, демонстративно сожгла российский флаг. Во-вторых, незадолго до новогодних праздников в Хельсинки приземлился самолет авиакомпании Pegasus с российскими туристами. Борт летел из Стамбула в Москву, но из-за снегопада был вынужден садиться в аэропорту финской столицы. Финны более десяти часов продержали пассажиров взаперти на борту воздушного судна, а потом отправили обратно в Стамбул. В течение всего этого времени россиян не кормили, несколько пассажиров пожаловались на ухудшение самочувствия.
Президент Саули Ниинистё назвал заморозку счетов финских диппредставительств в России «чрезмерной мерой». Позже на пресс-конференции в Рейкьявике он заявил, что «сейчас Россия перешла в совершенно иное измерение, чем те ограничения, которые были наложены на нее». Не промолчал и новый премьер-министр Петтери Орпо, осудивший решение российских властей. «Надо позаботиться о том, чтобы представительства в Москва и Санкт-Петербурге продолжили свою работу, чтобы сотрудникам была обеспечена безопасность. Я, правда, не вижу непосредственной угрозы для них, но надо сделать все, чтобы деятельность продолжалась. Хорошо, что мы направили России ноту. Это неприятный инцидент», – сказал Орпо.
Нездоровая суета вокруг консульства
Ситуацию дополнительно накалил инцидент в городе Мариехамне, находящемся на Аландских островах. Российское консульство, обслуживающее территорию этого архипелага, оказалось в подвешенном состоянии после того, как в Суоми стартовала «гражданская инициатива» по закрытию данного учреждения. Обоснование – мол, под прикрытием консульства россияне занимались шпионажем. «Государство-изгой находится здесь, чтобы контролировать то, что мы делаем. Министерство иностранных дел должно подумать о том, как положить этому конец», – призвал председатель Ассоциации резервистов Аландских островов Йонас Бак. В короткое время было собрано свыше 30 тысяч подписей.
Стоит отметить, что российское консульство, находящееся на этом стратегически важном архипелаге, выполняет функцию особого рода. В соответствии с Парижским мирным договором, завершившим в 1856 году Крымскую войну, Аландские острова, принадлежавшие в ту пору Российской империи, были объявлены демилитаризованной зоной. Потом этот их статус был подтверждён в 1921 и 1948 гг. по итогам, соответственно, обеих мировых войн. СССР завёл свое консульство здесь в 1940 году, дабы осуществлять контроль над тем, насколько честно и добросовестно финны соблюдают взятые на себя обязательства по поддержанию статуса архипелага.
Но в прошлом году депутат финского парламента Пяйви Рясянен потребовала закрыть консульство РФ на Аландских островах. По её мнению, контроль над соблюдением договора о демилитаризации архипелага следует вместо России передать самой Финляндии или на худой конец Швеции. А проведенный медиагруппой Uutissuomalainen летом прошлого года опрос показал, что свыше половины финнов хотели бы вообще отказаться от демилитаризации архипелага и разместить там войска.
Недавно президент Саули Ниинистё всё же высказался против закрытия российского консульства. Но сделал это в довольно оскорбительном духе, прозрачно намекнув, что сотрудники консульства якобы действительно могли заниматься отнюдь не дипломатическими делами. «Конечно, если вы действуете под дипломатическим статусом, ваша деятельность должна соответствовать правилам дипломатии. И мы обязательно за этим проследим. Между тем возникает вопрос: а не является ли сегодня слежка со спутников во много раз более эффективной, чем наземные физические наблюдения? В этом смысле роль данного консульства сегодня может оказаться и не настолько велика, как это могло быть в прошлом. Конечно, если будет зафиксирована какая-то неприемлемая активность, то Финляндия отреагирует по всем правилам дипломатии», – сказал президент.
А вскоре сотрудники консульства в Мариехамне сообщили о совершённом по отношению к ним в ночь с 30 апреля на 1 мая акте агрессии. «Группой лиц на территорию российского загранучреждения были брошены взрывное шумовое устройство, а также иные предметы», – утверждают в Министерстве иностранных дел России. Там добавили, что зданию консульства нанесён материальный ущерб (брошенная пивная бутылка разбила одно из окон), а действия вандалов напрямую угрожали жизни и здоровью сотрудников дипмиссии. Российское посольство потребовало от финнов привлечь виновных к ответственности и обеспечить должный уровень безопасности сотрудников и собственности консульства на Аландских островах.
Полиция же Суоми отрицает использование вандалами «взрывного шумового устройства». Там утверждают, что нападающие всего лишь бросили в сторону консульства пивную бутылку, а также повредили принадлежащий диппредставительству почтовый ящик. Судя по всему, финская сторона намерена спустить данный инцидент на тормозах…
Оригинал статьи размещен здесь