Найти в Дзене

Записки молодого педагога. Трудовое воспитание возвращается в школу?

Оглавление

Здравствуйте, дорогие читатели. Мы все ближе к возвращению советской системы образования! Единые программы и единые учебники (пока по некоторым предметам) уже должны с 1 сентября появится в школах. Возвращается НВП (хотя могу сказать, что никуда оно не девалось и было включено в программу ОБЖ 10-11 классов, просто называлось Основы военной службы). Теперь вот заговорили о возвращении трудового воспитания и, непосредственно, уроков труда.

В Госдуму внесен законопроект об обязательном трудовом воспитании. И вы знаете, с моей точки зрения, очень правильная инициатива! Все же иногда что-то полезное и нужное предлагают наши чиновники.

О трудовом воспитании.

Почему я за трудовое воспитание? Да потому что вижу, что дети не могут сделать элементарные "хозяйственные вещи". Приведу пример. У меня есть ребята, которые занимаются под моим руководством в военно-патриотическом клубе. Так вот уже не раз происходила ситуация, когда на занятии или в ходе каких-то учений у ребенка отрывалась пуговица на форме, а он не мог ее пришить! При этом у каждого из ребят есть хозпакет с нитками и иголками, но пользоваться они ими не умеют! И ладно бы это были семи-восьмилетние мальчишки, но это здоровы 14-17 летние лбы! И когда говоришь им пришить пуговицу, они отвечают, что дома мама пришьет. О том, чтобы приготовить еду или сделать уборку я вообще ничего не говорю. Дома есть мама, а в школе - уборщица.

Казалось бы, чего сложного? Но нет, некоторые и в 17 лет не знают как нитку в иголку вставить, а уж чтобы пуговицу пришить...
Казалось бы, чего сложного? Но нет, некоторые и в 17 лет не знают как нитку в иголку вставить, а уж чтобы пуговицу пришить...

Честно говоря, я мог бы быть таким же как они. Ничего не умеющим. Ведь после того, как я закончил начальную школу, у нас вместо уроков труда ввели информатику. Правда только у мальчиков. Девочки как раз занимались готовкой, вышиванием и прочими хозяйственными делами. Но хорошо, что к труду меня приобщали родители. Еще в начальной школе приучили стирать (стиральной машины у нас тогда еще не было), шить, гладить свою форму. Папа приучал и к более серьезному труду - пилить, закручивать, сверлить, забивать, когда подрос - паять и работать с электропроводкой. В общем к труду меня приучали дома и я благодарен родителям за это!

Хорошо, когда к труду приучают с детства.
Хорошо, когда к труду приучают с детства.

Современные же родители, по большей части, увлечены исключительно работой и не успевают прививать своим детям любви к труду. Я, конечно, их понимаю. Они кормят семью, крутятся, порой, на нескольких работах и у них просто не хватает времени на то, чтобы приобщить свое чадо к труду. И вот здесь с этим может помочь школа. Но многие родители первые возмущаются, если их ребенка привлекают к какой-то работе по школе.

Надо признать, что, конечно у меня проблем с привлечением ребят к труду нет. Мои пятиклассники, например, всегда готовы убрать свой класс. Помыть парты, протереть пыль, убрать мусор. Тоже было и с предыдущим классом. Они, конечно, могли "побубнить", но потом работу выполняли. Ну, у них, честно говоря, и выбора-то особо не было. Ведь я работал вместе с ними. Личный пример, так сказать. Но такое возможно далеко не со всеми детьми. Уж очень они любят говорить, что не обязаны убираться. Для этого есть уборщица.

Не так уж и трудно протереть свою парту разок-другой в неделю.
Не так уж и трудно протереть свою парту разок-другой в неделю.

Если инициатива будет рассмотрена и ее примут, то это, конечно, серьезно может изменить воспитательную систему в школе. Ребенку уже будет не "открутиться" от работы, а родители не будут писать сотни жалоб на то, что их чадо эксплуатируют. Конечно, здесь тоже надо будет обозначить функционал, который могут выполнять дети. Чтобы и со стороны учителей не было "перегибов". Например, с моей точки зрения, еженедельной уборки в кабинете и трудовой деятельности при подготовке к праздникам и мероприятиям, было бы достаточно. Ну и плюс убрать за собой после каждого урока (ну, либо не мусори на уроке). Да многие функции выполнять детям точно не нужно. Надо помнить, что есть определенные санитарные правила и нормативы. Но растить из детей белоручек - совсем не дело.

-5

Это помогло бы приучить детей к труду, повысить понимание его ценности, воспитать к нему уважение. Ведь только самостоятельно убрав какое-то помещение и при этом утомившись, ребенок поймет, как сложно это делать каждый день маме или уборщице. Да и убрав кучу мусора, в следующий раз подумает, что если бы меньше мусорил, то и убирать пришлось бы меньше.

Не хочешь убирать - не мусори. Это тоже важный элемент трудового воспитания.
Не хочешь убирать - не мусори. Это тоже важный элемент трудового воспитания.

Понятно, что если изменения в законе произойдут и детей начнут привлекать к труду, будет очень много недовольных. Но, согласитесь, когда есть документ, то они ничего не могут с этим поделать. Жалобы будут бесполезными. Возмущения не будут иметь смысла. Раз прописано, что ребенка можно привлекать к труду, то будьте добры, не мешайте прививать ему необходимые в жизни навыки.

Об уроках труда.

Теперь хочу, непосредственно, сказать об уроках труда. Они в школе, на самом деле, как бы есть. Но их как бы и нет. Как так получается? Да очень просто! Предмет "Технология" есть, но толку от него крайне мало. Так как данный предмет больше носит теоретический характер. Почему? Да потому что кабинеты не оборудованы от слова "совсем". В нашем районе только в одной школе есть полноценный кабинет Технологии. Со следующего года такой кабинет появится и в нашей школе. То есть нормально и полноценно уроки Технологии будут проходить в двух школах. А у нас их, на секундочку, в районе тридцать школ. Да, где-то куплены 3D принтеры и ребята работают на них. Но в программе помимо 3D моделирования есть и другие темы. Это деревообработка, и металлообработка, и приготовление пищи, и много всего еще.

Отсутствие оборудования - главная проблема в современных школах. Как качественно вести уроки, если нет всего необходимого? А кабинет Технологии - очень недешевое дело. Пожалуй, что дороже него может быть только кабинет информатики (и то, не факт).

Вывод.

Возвращения трудового воспитания в школу - дело хорошее и нужное. Вот только сделать это нужно не формально, как это обычно бывает. Труд должен быть полезен. Ребенок должен осознавать, что он делает что-то важное и нужное. К сожалению, не уверен, что удастся реализовать данную инициативу повсеместно. Помимо различных "трудовых повинностей", нужны и полноценные уроки труда. Но как я уже говорил выше, для этого нужно оборудование. Поступит ли оно во все школы к 1 сентября? Думаю, что все знают ответ на этот вопрос. Поэтому скорее всего трудовое воспитание станет очередной формальностью. Хотя лично мне бы этого не хотелось.

P.S. Вы что-нибудь слышали о японской философии порядка? Один из инструментов воспитания японских детей и подростков – приучение к самообслуживанию и постоянному труду. Школьников с первого класса учат по-настоящему ответственно относится ко всему, что их окружает, в том числе в школе. К примеру, именно на учеников возложена обязанность следить за чистотой в кабинетах. В японских школах нет ставки уборщицы и дворника.
В Японии труд - одна из важнейших ценностей, а еще это одна из наиболее развитых стран в мире. Может все же одно зависит от другого?

Философия порядка.
Философия порядка.

А что думаете вы? Нужно ли в школе трудовое воспитание? Или, может у вас, оно никуда и не девалось? Пишите в комментариях!