Справедливости ради, следует отметить что Военно-морской флот нашей страны почти всегда достаточно бледно выглядел на фоне флотов стран Англии, Франции, а впоследствии и США. Пожалуй, исключением является период 70-80-х годов прошлого столетия, когда ВМФ СССР наконец сумел составить паритет американским ВМС. В остальные периоды флот был достаточно слабыми. Впрочем, это не умаляет заслуг российских и советских моряков, проявивших героизм на море и на суше во все времена.
С флотом надо что-то было делать. И попытки создать настоящий океанский флот предпринимались. Причём предпринимались они ещё в 30-е годы прошлого столетия, в тот период, когда страной руководил Иосиф Виссарионович Сталин. Он прекрасно понимал, что полноценные боеспособные Вооружённые силы не возможны без флота.
В рамках создания большого советского флота планировалось строить и большие корабли. Впервые об этом заговорил сам Сталин на заседании Комиссии обороны при Совете народных комиссаров СССР. Произошло это еще 11 июля 1931 года.
Начать постройку большого флота надо с малых кораблей. Не исключено, что через пять лет мы будем строить линкоры.
В данном случае речь о линкорах. Об авианосцах ни слова. Поэтому принято считать, что Сталин недооценивал роль авианесущих кораблей в грядущей войне. Однако это не так. На самом деле в те же 30-е годы в СССР разрабатывался проект лёгкого авианосца (до 30 самолётов). Такие корабли должны были войти в состав океанских флотов – Северного и Тихоокеанского. Только начавшаяся Великая Отечественная война внесла свои коррективы.
Все проектные и судостроительные мощности были брошены на строительство кораблей небольшого водоизмещения. Так того требовали сложившиеся обстоятельства. В условиях войны было не до линкоров с авианосцами, нужны были эсминцы, тральщики, морские охотники, подводные лодки, торпедные и артиллерийские бронекатера. Нужны были все те корабли, которые можно было построить быстро, поскольку они были нужны здесь и сейчас.
К планам строительства большого океанского флота, который бы смог эффективно противодействовать военно-морскими силам бывших союзников, насыщенных линкорами и крейсерами, вернулись уже после окончания Великой Отечественной войны. Тогда, когда экономика СССР стала показывать пусть и медленный, но рост.
Спустя год после завершения войны была принята "Десятилетняя программа военного кораблестроения на 1946 - 1955 годы". Программу представил лично нарком ВМФ адмирал Кузнецов. Военные моряки под его руководством на протяжении последних двух военных лет пристально следили за опытом применения союзниками авианосцев. Поэтому, помимо других кораблей (линкоров в том числе) было предложено построить для ВМФ СССР сразу двенадцать авианосцев – шесть больших и шесть малых. Сталин морякам в авианосцах не отказал, однако планы скорректировал – было решено построить всего два лёгких авианесущих корабля для Северного флота.
В данном случае нельзя говорить, что Вождь на тот момент не осознавал нужность авианосцев. Просто он подошёл к вопросу довольно прагматично. Во-первых, в стране на тот момент пока ещё не было специалистов с необходимыми компетенциями. Нужно было учить людей и заново создавать проектные организации. Во-вторых, не было необходимых производственных мощностей, их необходимо было строить. В обоих случаях требовалось значительное время – годы. В-третьих, Сталин объективно подходил к имеющимся на тот момент финансовым возможностям СССР. Страна только закончила тяжелейшую войну и у неё просто бы не хватило средств на всё.
Плотная работа над проектированием авианесущего корабля в Союзе была начата в мае 1953 года, спустя два месяца после смерти Сталина. Только тогда был окончательно утверждён проект лёгкого авианосца (проект 85). Всего планировали построить 9 таких кораблей, каждый из которых мог бы нести авиагруппу из 40 самолётов.
Океанский флот – это не только сами авианосцы, это ещё корабли сопровождения и обеспечения. Только планам о таком флоте не суждено было сбыться. К власти в стране пришёл Хрущёв, который достаточно предвзято относился к строительству обычных Вооружённых сил.
Хрущёв, сделавший ставку на тотальную "ракетизацию", приказал остановить все проекты крупных надводных кораблей. На слом были отправлены даже недостроенные крейсеры. Новый руководитель страны прямо говорил, что авианосцы являются оружием агрессии, а крупным кораблям (крейсерам) в современной войне будет отводится лишь вспомогательная роль.
Все усилия были брошены на строительство ракетно-ядерного флота, в котором ставка была сделана на атомные подводные лодки с ракетами и морскую ракетоносную авиацию.
Планы по строительству океанского флота сместились на десятилетие. Сталинские планы Хрущёв просто похоронил. Вернулись к возрождению Большого советского флота лишь после того, как к власти пришёл Брежнев.